Премия со скандалом: что может за этим последовать?

13 января Мэрия Тимишоары наградила президента Майю Санду премией «Тимишоара за европейские ценности» в знак признательности за прогресс, достигнутый на пути вступления Молдовы в ЕС. Премия, включающая денежное вознаграждение в размере 30 тыс. евро, вызвала ряд споров и разногласий в обществе. Президента раскритиковали за то, что она приняла денежную награду, что противоречит закону. Чтобы прояснить ситуацию, Аппарат президента заявил, что глава государства не получила деньги, и попросила НЦБК объяснить, как закон интерпретирует подобные ситуации.

Анатол Цэрану, политический аналитик

С самого начала была допущена ошибка, когда команда советников Майи Санду не поняла, что денежная премия для государственного деятеля такого высокого уровня, как Майя Санду, непременно повлечет за собой последствия. Но, возможно, это была и преднамеренная акция, чтобы поставить Майю Санду в ту ситуацию, в которой она оказалась, тем более что мы находимся в год выборов. Избирательный штаб должен был сделать все расчеты, чтобы избежать любой возможности выставить своего кандидата в невыгодном свете. Но произошло то, что произошло. Подтекст этого дела скорее политический, чем юридический, но это уже неважно. В политике важен результат, а результат – против Майи Санду. И это, повторяю, происходит в год выборов. Политические оппоненты Майи Санду обязательно воспользуются этим в полной мере. Что за этим может последовать? Не думаю, что НЦБК имеет к этому какое-то отношение. Решение, которое я предлагал с первого дня вручения премии, – пожертвовать эти 30 тыс. евро детскому дому или дому престарелых, и ничего не произошло бы.

Екатерина Мардарович, Женский клуб 50×50

Мне жаль, что эта премия, которая не является кражей государственных денег, как это обычно бывает, подняла столько шума и спровоцировала скандал. Необходимо все разграничить. Премия была объявлена публично, ничего не было скрыто, и президент Санду, я уверена, сама нашла бы решение, чтобы не идти против закона. И самым правильным решением было бы взять и пожертвовать эти деньги в общественных интересах, куда она посчитала бы это самым необходимым.

Александру Арсени, член Ассоциации «Парламент-1990»

То, что произошло, вызывает сожаление. Президент имеет статус главы государства, оговоренный Конституцией, и глава государства, как и любой государственный служащий, не могла принять награду, подобную той, что была в Тимишоаре, которая сопровождается денежным вознаграждением. Она нарушила конституционные правила этики и морали главы государства. Тот факт, что власти Тимишоары утверждают, что деньги не были вручены, не имеет никакого значения. Майя Санду была неправа уже с момента, как дала согласие на получение этой премии. И не тогда, когда уже приехала в Тимишоару, а за неделю до этого, когда она приняла приглашение поехать в Тимишоару. Ей не нужно было давать свое согласие. То, что она не знала, то, что ее плохо проконсультировали, – это теперь ее проблемы и команды, которую она выбрала. Нарушение произошло. Кто бы ее ни консультировал, он только навредил ей, в том числе и жителям Тимишоары. Особенно в год выборов. Что будет дальше? Созвать внеочередную сессию парламента с участием правительства, Конституционного суда, предложить депутатам, голосовавшим за независимость, проголосовать за Объединение и признать это.

Галина Бостан, председатель Центра анализа и предотвращения коррупции

Я не знаю, как можно исправить ситуацию, но для меня совершенно очевидно, что это недопустимый подарок. Денежные подарки – этого не может быть. Честно говоря, я не знаю, чем занимаются советники президента. В этом и заключается проблема. Я понимаю, что президент не обязана знать все на свете, да и не может, но именно поэтому у нее есть советники. То, что президент обратилась в НЦБК, чтобы дать интерпретацию дела, – это прекрасно, но она должна была сделать все это до того, как получила награду. Теперь я не знаю, может ли НЦБК что-то сказать. В чем проблема? В том, что если допустить это один раз, то это повторится, и под предлогом премий будут даваться деньги на все, что угодно, включая незаконное финансирование партий. Если Тимишоара может давать премии, то почему, скажем, Москва не может. Вы даже представить себе не можете, какой ящик Пандоры открывается, ведь любые деньги можно трактовать как премии. Если все разрешено одним, то будет разрешено и другим. Солнце одно и светит для всех одинаково, точно так же и с законами.

Петру ГРОЗАВУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000