Дипломатия во время войны. Интервью с Александром Ройтманом, послом Республики Молдова в Израиле

Более 20 тысяч граждан Молдовы находятся в Израиле, где месяц назад началась настоящая террористическая война. Около 13 тысяч граждан Молдовы находятся в Израиле по трудовым договорам. Как они переносят военное положение в Израиле? Мы поговорили об этом с несколькими гражданами Молдовы, находящимися в этой стране, а также с послом нашей страны в Израиле Александром Ройтманом.

Исполнился месяц с начала войны в Израиле, где работают тысячи граждан Молдовы. С какими проблемами сейчас сталкиваются эти граждане? Какие запросы поступают в посольство?

— Есть несколько категорий проблем. В первые дни после введения чрезвычайного и военного положения в посольство поступило много звонков с общими вопросами обо всем, что происходит в Израиле. Несколько анонимных каналов сообщили, что воздушное пространство закрыто, и самолеты не летают, и поэтому граждане хотели знать правду о ситуации, вызванной войной. Но аэропорт Тель-Авива не закрывался ни на час. Другие вопросы касались того, как получить проездные документы для тех, кто собирается покинуть Израиль. Вопреки нашим ожиданиям и тому, что мы подготовили достаточно проездных документов, чтобы помочь гражданам, не так много людей решили уехать. Также не были приостановлены услуги по оформлению обычных документов – паспортов, удостоверений личности и всевозможных консульских деклараций. Мы со всем справились.

Уехавшие могут заполнить специальную форму, чтобы получить деньги и уточнить статус интер-визы

Могут ли желающие вернуться домой?

— Некоторые граждане решили уехать, а есть около 2000 человек, которые работали в Израиле и уехали отсюда либо навсегда, либо на какой-то период. Это 2000 из более чем 13 тысяч граждан, которые работают здесь по трудовым договорам: 7500 рабочих, в основном мужчин, в строительстве и более 5000 работников по уходу на дому – в основном женщины. Те, кто решил уехать, столкнулись с двумя проблемами: они хотели получить интер-визы, которые позволили бы им вернуться через некоторое время. К сожалению, местное Министерство внутренних дел из-за войны работало на пониженной мощности – работало лишь около 30% структур этого учреждения, находящихся в особом режиме. Граждане звонили в нанявшие их компании, а те реагировали двумя способами: либо вообще не отвечали на обращения граждан, либо обещали подготовить документы только через месяц. Поведение компаний было совершенно неправильным или даже халатным. Поэтому с момента введения военного положения у нас было более 20 бесед с генеральным директором местного Министерства внутренних дел. Мы собрали данные всех граждан, которые столкнулись с проблемами в отношениях с компаниями-работодателями, и на основе этих точных данных проводилось обсуждение с ответственными из МВД. Так, мы получили письмо для граждан, в котором МВД подтверждает, что все компании-работодатели обязаны соблюдать требования сотрудников в условиях военного положения. На основании этого официального письма, нашим гражданам удалось и удается получить необходимые документы для выезда.

Что Вы делаете, когда решение проблем выходит за рамки полномочий дипломатического представительства?

— В некоторых случаях граждане не могли больше ждать и уехали, даже не получив законных выплат, которые им полагались по окончании срока работы. Эти деньги собираются на отдельном счете в банке, у которого есть филиал в аэропорту. Таким образом в день вылета гражданин на основании документа, выданного компанией-работодателем, может забрать свои деньги в отделении банка, расположенном в аэропорту. Это как пенсионный фонд. Однако были многочисленные ситуации, когда компании отказывались выдавать этот документ. Также были случаи, когда граждане не знали этой процедуры, поскольку не сталкивались с ней. При поддержке МВД мы нашли два выхода: настаивать на том, чтобы работодатели выдавали необходимые документы, или граждане, уже вернувшиеся в Республику Молдова, могут заполнить специальную форму, размещенную на сайте посольства, указать все данные банковской карты и получить деньги в Молдову. Кстати, я хочу сообщить тем, кто уехал без интер-визы и не забрав свои деньги в аэропорту, что они могут заполнить эту форму, чтобы получить свои деньги и уточнить статус интер-визы. Мы передаем все данные и все запросы в Министерство внутренних дел и Министерство труда, которые должны заставить компании-работодатели выполнять свои обязательства.

Как сейчас летают самолеты в Кишинев? Бывают ли спекулятивные цены на билеты?

— Это чрезвычайное, военное положение, но даже при этом аэропорт работает в обычном режиме и не закрывается ни на день. Однако некоторые компании отменили свои рейсы. В последние дни некоторые авиакомпании уже возобновляют приостановленные рейсы. На цены повлиял растущий спрос на билеты, а также приостановка полетов некоторыми компаниями. Мы в посольстве также получили информацию о непомерных затратах на маршруты Тель-Авив-Кишинэу или Тель-Авив-Бухарест. Одной из причин повышения цен стало повышение страховыми компаниями цен на страхование рейсов. В этих условиях мы провели переговоры с двумя израильскими компаниями, которые будут осуществлять прямые рейсы Кишинэу-Тель-Авив-Кишинэу. Одна компания начала летать с 1 ноября, а другая — со 2 ноября. Они будут осуществлять рейсы два раза в неделю. При этом ценовые предложения весьма выгодны по сравнению с завышенными ценами, которые были в начале войны. Нам важно иметь прямые маршруты, чтобы наши граждане могли летать без проблем. С начала войны мы собрали списки граждан, желающих уехать в Республику Молдова. Зарегистрировалось более 650 человек. Мы дважды связывались со всеми ними. Многие сказали, что записались в эти списки на всякий случай, в надежде, что будут доступны бесплатные рейсы.

35-летний гражданин Молдовы был убит террористами

Безопасны ли аккредитованные иностранные представительства в Израиле и представительство Республики Молдова?

— К сожалению, ракетные обстрелы из сектора Газа во всех направлениях, включая Тель-Авив, продолжаются. Но эти сирены, которые мы слышим несколько раз в день, должны предупреждать людей о возможных рисках. Я расскажу, как это работает в Израиле. У таких ситуаций печальная история. ХАМАС находится в секторе Газа с 2017 года. Израиль разработал систему обороны «Железный купол» – противоракетную систему, которая перехватывает эти ракеты. В зависимости от населенного пункта есть разное время реакции, чтобы граждане могли найти укрытие. В Израиле в основном есть подземные общественные убежища. В старых домах они есть для всех жильцов, а в новых домах – укрытия представляют собой благоустроенные комнаты с бронированными дверями. В посольстве у нас есть общее убежище в подвале здания. Всякий раз, когда звучат сирены – последний раз был буквально вчера вечером, когда был достаточно интенсивный ракетный обстрел города Тель-Авива, – мы уходим в специально обустроенные укрытия. Обычно мы остаемся там на 10 минут после сигнала. В армии четко разъясняют, что именно нужно делать в таких ситуациях. Важно, чтобы все граждане, в том числе граждане Молдовы, обращали внимание на официальную информацию и не поддавались манипуляции и фейковым новостям. К сожалению, здесь также распространяется много ложной информации, особенно в социальных сетях. Пусть они ориентируются по тому, что мы сообщаем, что сообщает наше Министерство иностранных дел, и не подвергают свою жизнь опасности.

Есть ли граждане Молдовы среди жертв этой войны?

— Мы сообщили о гражданине Республики Молдова, который работал в населенном пункте, прилегающем к сектору Газа, и был сиделкой. Когда утром 7 октября террористы ХАМАС проникли туда, они хладнокровно убили как гражданина Молдовы, так и человека, о котором он заботился. Парадокс этой ситуации в том, что пожилой человек был жертвой концлагерей в Приднестровье во время Второй мировой войны. Там он выжил, а здесь… Репатриацией этого пострадавшего – 35-летнего мужчины – занималось посольство. Да, в СМИ было сообщение о том, что в этой войне погиб еще один гражданин Республики Молдова, но речь шла о человеке, который приехал из Республики Молдова, и у которого не было гражданства нашей страны.

Лица с двойным молдавско-израильским гражданством зачисляются в армию?

— У нас нет точных данных, но из числа тех, кто имеет двойное молдавско-израильское гражданство, людей могут мобилизовать. Более того, увеличилось число претендентов на получение гражданства Республики Молдова. Особенно после коронавируса и после начала российско-украинской войны… Даже потомки людей, эмигрировавших из Республики Молдова, в третьем поколении просят восстановления гражданства.

Некоторые наши граждане во время войны в Израиле занимались благотворительностью и волонтерской деятельностью. Расскажите, пожалуйста, об этой деятельности.

— Сегодня мы видим очень сильную сплоченность израильского общества. Идя по улице, вы видите повсюду флаг страны и надписи «Вместе мы победим» или «Вместе мы сильнее». Наши граждане также являются частью этого общества и участвуют в оказании помощи. Например, некоторые заведения общественного питания закрылись, но я видел сообщения, что некоторые рестораны работают только для доставки еды военнослужащим. По всей стране есть центры сбора помощи для солдат. Кстати, в израильской армии 300 тысяч человек. Им нужна еда, одежда. Еще один момент связан с гражданами, эвакуированными из горячих зон. Это случай, аналогичный тому, который произошел в Республике Молдова, когда началась война в Украине. Украинских беженцев принимали в домах молдаван. Точно так же и здесь есть усилия по оказанию помощи и проявлению солидарности.

Такой бойни еще никогда не было

Вы давно в Израиле, где, по сути, война никогда полностью не прекращалась. Почему сейчас она кажется более опасной, чем когда-либо?

— Я стал послом в августе 2022 года, и с тех пор было три эпизода запуска ракет из сектора Газа по территории Израиля. Почему сейчас? В 1973 году, 6 октября началась Война Судного дня, а 6 октября 2023 года мы отмечали печальное 50-летие с начала этой войны. Возможно это больше, чем просто совпадение. Трудно объяснить масштабы этой резни и зверств, которые произошли. Из-за этого трудно обнаружить причины: почему именно сейчас это происходит? Да, это правда, нынешнее вторжение полностью отличается от всего, что было раньше. Ракетный обстрел – это одно, но проникновение террористов на территорию Израиля и убийство 1400 мирных жителей – такого еще никогда не было. И опознание тел продолжается. Эта идентификация происходит с помощью ДНК. Пока рано делать расчеты, потому что война еще продолжается.

Какие уроки эта война преподнесла человечеству? Когда речь идет о ХАМАС, можем ли мы говорить о мирных переговорах?

— Один классик говорил, что история учит нас тому, что мы ничему не учимся, то есть человечество не извлекает уроков, не учится на собственных ошибках. На протяжении всей истории мы видели несколько этапов изменения баланса сил, видели исторические этапы, на которых мир становился однополярным, биполярным или многополярным. Мировой порядок либо менялся, либо усилиями международного сообщества устанавливался статус-кво, которому следовали все международные игроки на политической арене. Таких точек напряжения в мире становится все больше. Человечество, наверное, должно прийти к новому общественному договору, принятому всеми, но он должен быть справедливым, без навязывания державами. Мы знаем, как развивались события после Первой мировой войны, и знаем Вторую мировую войну, которая разразилась потому, что решения, найденные после первой войны, возможно, были недостаточно хороши, чтобы дольше сохранять мир. Сейчас мы видим определенные элементы, которые могут изменить мировой порядок, причем не совсем методами, связанными с международным правом.

Вы имеете в виду возможную третью мировую войну?

— Я не хотел бы делать таких прогнозов и могу только сказать, что крупные и малые игроки на международной политической арене должны найти навыки и силы, чтобы добиться стабильности и найти лучшие решения, чтобы сохранить мир во всем мире. В этом заинтересованы все, и просвещенные умы стран мира должны найти эти решения.

Каким Вы видите конец этой войны?

— Для любого дипломата нет лучших условий работы, чем мирные. Эффективные, доверительные отношения и сотрудничество могут развиваться в мирное время. В военное время нет ничего хорошего. Есть только страдания, смерть и страхи. Чем скорее будет восстановлен мир, тем лучше для человечества.

Спасибо Вам.

Добровольные заложники

Сергей Фусса, родом из Фэлешть

Что я могу сказать? Это ужасно, но мы терпим.

Мы обеспокоены и напуганы – вот самая большая проблема. Сложно думать о возвращении домой…

Мы боимся, но ничего не можем сделать.

У меня дома маленькая дочка. Здесь я работаю строителем, и у меня трудовой договор на 5 лет, до 30 августа 2024 года. Я должен терпеть.

Петр Армэсарь, родом из Ниспорень

Ситуации бывают разные. Никто не знает, что принесет завтрашний день. Были даны указания не покидать место жительства и запастись продуктами питания.

Это тяжело эмоционально и морально. У меня дома двое детей 6 и 8 лет. Они зовут меня домой каждый раз, когда мы разговариваем, но сейчас я не могу вернуться. Что бы я делал дома? Я работаю здесь в компании. Сейчас, во время войны, наших граждан эвакуировали из наиболее опасных районов – Ашкелона и Беэр-Шевы. Чем бы я занимался дома и на что бы жил?

Лилия Урсу, Республика Молдова

Идет война и многие граждане остались без работы, испытывают сильный стресс и живут в страхе перед этой войной.

Я живу в Израиле уже несколько лет – одна с ребенком. Мы всегда испытываем стресс, и сейчас нам очень тяжело, мы всегда в стрессе, и никто не может знать, что будет в ближайшие дни. А если бы мы вернулись домой, то нас бы ждали другие опасности и риски.

Мариана Быздыга, родом из Единецкого района

Я в Израиле с 2020 года. Я живу и работаю в центре города Бат-Ям. Война, которая началась 7 октября, затронула всех нас, кого-то – физически, кого-то – морально или даже финансово.

Те, кто был в зоне риска, например, на юге страны, разъехались по домам с очень высокими ценами на билеты, а тем, кто остался, экономические события здесь ударили по карману – обменный курс вырос на 10%. Я знаю, что нас будут многие критиковать – почему мы не возвращаемся, – но как мы можем уехать, если у нас есть обязанности, кредиты и многое другое, что удерживает нас здесь.

Мы пытаемся успокоить сами себя, успокоить близких, которые находятся дома и переживают. Я желаю всем мира и покоя.

Подготовила Анетта Гросу
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000