Голос диаспоры: «Этот кризис может научить нас перестать быть такими расточительными»

После кризиса, вызванного пандемией Covid-19, хотелось бы, чтобы в 2022 году кризисы разрешились, но оказалось, что это год, в котором возникли новые: рекордная инфляция, война на границе с Республикой Молдова; вторжение России в Украину привело к всплеску цен на энергоносители, а также приостановку экспорта зерна, что вызвало резкий рост цен на продукты питания. В то же время экологи также бьют тревогу по причине изменения климата и засухи.

Эти проблемы бьют не только по Республике Молдова, но и по другим странам мира. По этой причине мы попросили молдаван, обосновавшихся за рубежом, рассказать нам о практике, которую страны, в которых они обосновались, предпринимают для поддержки населения. Нам удалось пообщаться с несколькими молдаванами из диаспоры: из Франции, Испании, Великобритании, Италии и Дании.

Александру Михайленко живет за границей уже более 16 лет, а во Франции – уже три года. Он является менеджером проектов по внедрению программного обеспечения.

Ирина Леонтьева живет в Испании уже более 20 лет.

Руслан Олару восемь лет живет в Великобритании.

Виталий Кику обосновался в Италии более 13 лет назад. Работает консультантом на складе со строительными материалами.

Ливиу Чокан живет в Дании в течение четырех лет. Он учился на степень магистра в течение двух лет. Находясь на последнем курсе, он ищет работу. На данный момент он безработный. Он изучает датский язык.

Какие решения предлагает страна, из которой Вы приехали, в контексте финансового, энергетического кризисов, засухи?

Александру Михайленко (Франция): Инфляция во Франции не так сильно ощущается на минимальной потребительской корзине. Большая социальная прослойка во Франции уже пользуется помощью лицам с низкооплачиваемой деятельностью и налоговыми льготами. Например, наша няня получает помощь в размере 100 евро в месяц от государства, так как имеет доход ниже 30 тысяч евро в год.

Что касается энергетического кризиса, то были разговоры о том, что зимой могут быть поставки энергоносителей в определенные сектора, промышленные отрасли, то есть нужно будет работать в ночное время. И это связано с тем, что энергосистема взаимосвязана с соседними странами и бывают случаи, когда электроэнергии, произведенной в Германии или других соседних странах, больше, чем они потребляют, и ее можно продать по более низкой цене во Францию. То есть, речь о том, как синхронизировать потребление между соседями. Это будет означать разные тарифы, которые будут объявляться физическим лицам разными поставщиками, которые скажут: «Тариф ночью дешевле». Так что это, вероятно, добавит больше преимуществ, поэтому вы можете поставить, например, стиральную машину на ночь, так как вы можете запланировать ее на определенное время. Мы думаем о покупке более эффективного бойлера.

Что касается засухи, то во многих регионах Франции было объявлено об использовании воды в определенное время суток и только для определенных целей. Например, запрещено использовать воду для полива газона, для мытья автомобилей. Эти практики даже будут наказываться по закону, если из заметят, о них сообщат соседи. Вода тоже подорожала, но не в той же степени, что и энергия.

Ирина Леонтьева (Испания): Испанское правительство продвигает Национальный план реагирования, включающий в себя как нормативные, так и регулятивные меры.

Основные цели этого регламента заключаются в снижении цен на энергоносители для всех граждан и компаний, поддержке наиболее пострадавших секторов и наиболее уязвимых групп, а также в укреплении стабильности цен. Речь идет об ограничении экономических и социальных издержек геополитического искажения цены на газ, об остановке инфляционного процесса и облегчении адаптации экономики к этой временной ситуации, что одновременно позволит консолидировать базисы для восстановления экономики и создания качественных рабочих мест.

Руслан Олару (Великобритания): Кризис в Великобритании ощущается не так сильно, как дома. Мы платим ряд налогов в мэрию и получаем помощь оттуда. Речь идет о деньгах, чтобы мы могли оплачивать счета. Например, в холодное время года я должен получить 400-500 фунтов стерлингов за три месяца. В Республике Молдова холодное время года длится несколько месяцев, но здесь оно составляет до полугода. Погода холоднее, и мы используем тепло дольше. Цены на продукты питания также выше. Значительная часть продукции отсутствует из-за войны в Украине или заменяется продукцией из других стран, но надо сказать, что заработная плата также была повышена примерно на 15-20%. Существует баланс. Но это благодаря брекзиту (выходу Великобритании из ЕС – прим. ред.).

Также Национальный банк Англии повысил базовую процентную ставку с 1,25 до 1,75%, что означает небольшую наценку на рассрочку, но в Республике Молдова она гораздо выше.

Виталий Кику (Италия): Кризис хорошо чувствуется и там. Раньше шел с 50 евро в магазин и приходил с двумя большими сумками. Теперь без шансов. В последнее время мы заметили, что власти призывают граждан не брать займы в банке сейчас или не покупать дома в кредит. Если у вас есть – тратьте, если нет – не спешите.

Они ввели ограничения в связи с энергетическим кризисом – не пользоваться кондиционерами в течение дня.

Среди других мер: поскольку в некоторых регионах Италии наблюдается засуха, в некоторых городах парикмахерам запретили мыть шампунем и ополаскивать клиентов дважды. Тот, кто нарушит правило, рискует быть оштрафованным на сумму до 500 евро. В других регионах были закрыты общественные колодцы. Власти призывают население рационально потреблять все ресурсы.

Ливиу Чокан (Дания): Я зарегистрирован на Бирже труда в датской государственной системе. Согласно здешним законам, иностранцы, получившие высшее образование в Дании, имеют право на получение пособия по безработице. Этой помощи достаточно, чтобы содержать себя здесь.

То есть государство заинтересовано в том, чтобы вкладывать деньги в людей, во многом поддерживать общество, чтобы создавать привлекательность как для коренных жителей, так и для иностранцев, чтобы они оставались в стране.

По датским экономическим стандартам я беден, то есть могу позволить себе платить за съем жилья, покупать еду и выходить в город, но не могу позволить себе купить машину, квартиру или поехать в отпуск. С этой точки зрения можно сказать, что финансовый кризис здесь еще не ощущается. Есть поговорка на датском языке: «Когда богатые страны чихают, у бедных стран пневмония», то есть кризис не затрагивает страны одинаково, и социальные слои не затронуты им в равной мере.

Датское правительство на сегодняшний день применяет широкий спектр субсидий, а с началом экономического и энергетического кризисов объем государственных субсидий еще больше увеличился. Я читал, что за последний месяц субсидии для домохозяйств удвоились. Раньше они составляли несколько сотен евро в месяц, сейчас они удвоились.

Энергетический кризис также не ощущается в Дании, потому что страна располагает природными газо- и нефтяными ресурсами. Будучи скандинавской страной, она имеет тесные отношения со Швецией, Норвегией, у которых также имеются природные ресурсы, и между ними существует связь, позволяющая им поддерживать друг друга. Я должен добавить, что Дания использует очень мало газа и нефти, потому что это страна, которая интенсивно использует электроэнергию. Здесь стоит упомянуть, что Дания генерирует 70% своей электроэнергии через ветряные мельницы. В дополнение к этому, у Дании имеются резервы, полные газа и нефти на многие годы вперед.

На фоне войны в Украине, очевидно, что экспорт сельскохозяйственной продукции затронул и Данию, таким образом, в магазине отсутствуют продукты. Хотя цены на все товары, особенно потребительские, были затронуты, что представляет неудобство и для них, так или иначе, люди делают покупки, потому что могут себе это позволить. А значит, именно субсидии «спасают» ситуацию.

Какие практики, по Вашему мнению, кишиневские власти должны перенять у властей в стране, в которой Вы живете?

Александру Михайленко (Франция): В первую очередь, Молдова энергетически зависит от одного источника, это самая большая проблема. Вы можете делать все, что захотите, но, если газ поступает из одного места, риск огромен. Первое, что нужно сделать, это диверсификация. Без этого все, что вы делаете дальше, не имеет смысла. Вы не можете контролировать этот риск, потому что если однажды кто-то решит, что в трубе не должно быть газа, то на самом деле в трубе не будет газа. То есть необходима либерализация рынка оказания услуг, очень жесткий контроль со стороны государства, а также допуск большего количества агентов на рынке.

Я считаю, что необходимо повышать осведомленность населения на предмет ресурсов. Например, власти Республики Молдова недавно объявили, что есть риск, что зимой у нас будут проблемы, нас ждет тяжелая зима, и уже последовали отдельные реакции от населения: «Почему я должен экономить газ, почему я должен экономить древа?». Люди, кажется, не очень понимают, что зависит от правительства, а что нет. Нужно повышать осведомленность населения, просвещать, если хотите, и нужно вовлекать в это и власть, и СМИ, и каждого из нас. В целом важен уровень образования населения относительно того, что такое энергия и как она работает. Может быть, есть НПО, которые занимаются этим, может быть, есть бесплатные онлайн-тренинги, к которым люди могут получить доступ и почерпнуть информацию.

Другой идеей были бы налоговые льготы для домов, которые соответствуют требованиям теплоэффективности и энергоэффективности. То есть потребители приводят свои приборы в доме в соответствие с определенным режимом работы и таким образом государство предлагает им определенные налоговые льготы. Значит, на государственном уровне вы можете создавать политику и законы, которые поощряют более разумное потребление. Я не думаю, что произойдут какие-то серьезные изменения в мышлении людей. Это очень тяжело, но, если вы создадите законы, которые предоставят им льготы, люди подумают: «Что мне с этого будет? Будет, потому что при низком потреблении мне предлагают большие субсидии, при среднем потреблении я могу воспользоваться средними субсидиями, при высоком потреблении – тариф должен быть выше». И каким-то образом всех нужно поощрять потреблять меньше. Тогда люди захотят экономить.

Ирина Леонтьева (Испания): Можно было бы заняться гибкостью договоров на поставку природного газа и электроэнергии. В то же время существует необходимость регулирования договоров найма жилья.

Руслан Олару (Великобритания): Я часто встречался в посольстве с депутатами от нынешней власти. Никого не волнует, что мы не сможем вернуться домой, чтобы построить бизнес. У меня есть миллион дел и миллион идей, которые я мог бы осуществить здесь, но я не могу реализовать их в стране. Депутаты заинтересованы в том, чтобы в бюджет поступало как можно больше денег, но создать условия, чтобы я вернулся домой, открыл бизнес, нанял 20-30 человек с хорошими зарплатами, не могут? Почему? Потому что так созданы наши законы. Все делается с опозданием. Здесь все диджитализированно, у нас (в Молдове) еще есть над чем работать.

Виталий Кику (Италия): Может быть, необходимо оказать материальную помощь семьям, которые не справляются в холодное время года. И еще одно – людям нужно чувствовать поддержку государства. Могу привести простой пример: в Италии, когда вы идете в супермаркет, вы можете найти, прежде всего, продукты «Made in Italy», но в Молдове находишь всевозможные «Made in China», «Made in Turkey». Власти должны вмешаться, чтобы продвигать отечественную продукцию. Таким образом, мы поможем себе и в части продвижения, и в период кризиса.

Ливиу Чокан (Дания): Как-то сложно перенести практику Дании в Республику Молдова, потому что Дания не разрешила эти кризисы, а предотвратила их. Люди были готовы, экономика была готова, государство было готово, потому что у него есть ресурсы. Вот почему трудно перенести эту практику в такую страну, как Молдова, где скрипит бюджет, скрипит производительность, природных ресурсов у нас почти нет. Речь больше о долгосрочных решениях: работа над образованием, над экономикой, над сферой услуг. Сейчас, в краткосрочной перспективе, мы можем обратиться к поддержке соседних стран и международного сообщества. Я думаю, что это единственное решение. Как говорится: «Нельзя испечь хлеб, если нет муки. Нельзя взять муку из мешка, если не положил муку в мешок». Необходимо взять ее откуда-то, нужно попросить ее у кого-то и, параллельно, работать над долгосрочными решениями. Таким образом, решением было бы обратиться за внешней поддержкой в надежде, что это не повредит нам слишком сильно и не будет стоить слишком дорого впоследствии. Я имею в виду, как мы будем возвращать эти услуги? Через политические, экономические услуги… Ведь, даже поговорка гласит: «Дареному коню в зубы не смотрят».

А что люди Молдове, что они должны/могут перенять у жителей страны, в которой Вы живете?

Александру Михайленко (Франция): Французы очень внимательны к бюджету. Они всё считают, они очень хорошо знают свои расходы, они знают каждый счет. У каждой семьи есть своя таблица со всеми расходами. Мы программируем приборы, которые потребляют больше всего электроэнергии, для работы ночью или рано утром, когда электричество дешевле.

Руслан Олару (Великобритания): Контролировать денежный поток, который поступает в личный бюджет.

Виталий Кику (Италия): Я думаю, что этот кризис может научить нас больше не быть такими расточительными. Когда мы идем к мусорному контейнеру, мы находим много выброшенной пищи. Нам не нужно покупать «тоннами». Вот, итальянцы покупают столько, сколько едят, и не выбрасывают. Итальянцы более рациональны и экономны.

Ливиу Чокан (Дания): Опять же, мы можем говорить о долгосрочных решениях. Однако, прежде всего, из того, что я вижу в своей семье, своем кругу друзей, у большинства молдаван есть поддержка от родственников из-за рубежа. Поэтому надо ценить и извлекать выгоду из поддержки, которую они получают извне, и поддерживать друг друга.

Молдаванам нужно стать более изобретательными, более креативными, чтобы попытаться заработать на своем образовании. Датчане инвестируют в образование, инвестируют в будущее, в создание возможностей для развития.

В Республике Молдова редко встретишь людей в возрасте 30-40-50 лет, которые идут в университет, на курсы, повышение квалификации, они инвестируют в большие дома, роскошные автомобили. Мы не инвестируем в то, что приносит нам возможности: учебу, бизнес, но мы инвестируем в автомобиль. Автомобиль, впрочем, еще может быть источником дохода, если использовать его с головой, но если отдавать за машину 50 тысяч евро, потом каждый месяц вы отдаете 500 евро за бензин, то это источник расходов. В Дании люди в возрасте 40-50 лет проходят IT-курсы, курсы программирования, что, в дальнейшем, обеспечивает им доход. Это моменты, над которыми молдаване должны работать. Нравится нам это или нет, но экономический пик в развитом мире – это сфера услуг, это ИТ, это циркуляция информации. Если вы не знаете этих вещей на элементарном уровне, чтобы знать, с чем это кушается, вы устарели. Очень трудно соответствовать современному обществу. Простой пример: если вы знаете английский язык, то можете обратиться за поддержкой к европейским фондам. Такой опыт существует даже среди молдаван. Я думаю, что это поведение, которое молдаване должны применять больше не только для того, чтобы противостоять кризису, но и для создания финансового, экономического, интеллектуального и культурного капитала. При этом мы не отказываемся от творчества, изобретательности, постоянно спрашиваем себя: «Как мне это сделать более эффективным, современным и инновационным методом?». Вот как мы должны работать, чтобы достигнуть лучшего уровня жизни.

На утверждение, Марина ГОРБАТОВСКИ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. денис констандогло

    Диаспора голосовавшая за Санду и за ПАС чтобы у вас жизнь стало как у граждан в Молдове

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *