Кто пытается придраться к Кишиневу?

Тирасполь угрожает Молдове войной. Это серьезно. Самый большой парадокс в том, что люди не раз говорили или писали в СМИ, что война 1992 года на Днестре не закончилась, и что приднестровский сепаратизм остается угрозой для Молдовы. Но каждый раз российские дипломаты, самопровозглашенные власти Приднестровского региона и пророссийские политические партии Кишинева реагировали сдержанно и утверждали, что сторонники этой точки зрения сомневаются в надежности отношений с Россией и не хотят урегулировать приднестровский конфликт мирным путем. Но все не совсем так. В конце прошлой недели «министр иностранных дел»‎ самопровозглашенной ПМР Виталий Игнатьев заявил, что если Республика Молдова согласится на военную помощь НАТО, то новый военный конфликт на Днестре станет неизбежным.

Недовольство Тирасполя связано с заявлениями британского министра иностранных дел Лиз Трасс в интервью для газеты Telegraph. Чиновница сказала, что страна начала с партнерами из Альянса переговоры о передаче Молдове современного оружия, чтобы она смогла защититься от России, которая напала на Украину и угрожает начать войну с целью восстановить Российскую империю. «Мне бы хотелось видеть Молдову вооруженной по стандартам НАТО. Мы обсуждаем это с нашими союзниками на международном уровне»‎, – заявила Трасс в интервью, которое было опубликовано на портале газеты еще 20 мая. Что сказал Тирасполь (естественно, посоветовавшись с Москвой)? «Западные партнёры Кишинёва пытаются его военно-технически вооружать. Пока сотрудничество в этой (военной) сфере не афишируется, и какая именно техника будет поставлена в Молдавию, не разглашается. Но это, несомненно, будет оружие… Как только оружие НАТО появится у Кишинёва, стабильная сегодня ситуация может перейти в непредсказуемый конфликт»‎, – заявил Игнатьев.

Я уже спрашивал и спрошу снова: у Тирасполя и его военных защитников аллергия на оружие? Или тысячи тонн российского стратегического оружия в Кобасне кажутся менее оскорбительными? Что означают эти запоздалые угрозы со стороны Тирасполя? Это еще одна провокация, подобная тем, которые уже происходили в Приднестровском регионе с начала войны в Украине? Или это сигнал о том, что Республика Молдова входит в военный план России, хотя до сих пор нам говорили, что «за рисками, связанными с безопасностью Республики Молдова, постоянно следят»‎, и что «пока нет признаков непосредственной военной угрозы»‎.

Это не единственное оптимистичное заявление, которое я слышал из уст наших чиновников в разных случаях. На этот раз высказался посол США в Республике Молдова Кент Д. Логсдон, который утверждает, что чувствует себя в безопасности в Молдове, и что США продолжит помогать Кишиневу в сфере финансов и логистики, чтобы Молдова могла справиться с кризисом из-за продолжительной войны в Украине.

Что не понравилось Тирасполю? В чем проблема? В мире (относительном) на Днестре? В том, что сейчас не такая обстановка, как в 1992 году или как в Украине? В том, что они не выдержат конкуренцию с НАТО в военном плане? Или недовольство связано с тем, что месяц назад Кишинев не отнесся серьезно к приглашению (еще одной провокации Тирасполя, которую высказал Игнатьев) «сесть за стол переговоров с руководством Приднестровья и подписать мирный договор, в котором мы пообещаем не нападать друг на друга и тем самым поставим точку в этом конфликте»‎.

Возникает вопрос: зачем нужны два мирных договора, если есть договор, который Борис Ельцин и Мирча Снегур подписали в 1992 году в Москве, и нужно лишь его соблюдать? Для чего подписывать еще один договор в Тирасполе? Его ведь не будут соблюдать больше, чем первый.

Так или иначе Тирасполь сделал свое дело. Угрозу высказали, и это значит, что «кто-то» пытается придраться к Кишиневу.

Кишинев как-либо угрожал Тирасполю? Или Америка угрожала? Или НАТО, хотя я не думаю, что кто-то из них возьмет на себя вину. У Америки и у Альянса нет войск на Днестре или военных баз или складов с боеприпасами на территории Республики Молдова. Вопрос к Игнатьеву:

почему Россия как посредник в формате «5+2» (хотя это должна быть незаинтересованная сторона) может держать на территории Республики Молдова (нейтрального государства) вооруженные силы, которые могут напасть на нее, не переходя Днестр? И почему тогда США как наблюдатель в том же формате не может элементарно помочь Молдове оружием на основании соглашений о партнерстве, при том, что уже почти четыре месяца в соседней стране Россия ведет войну? В этой войне убивают всех подряд, в ней нет рамок, и она в любой момент может «нарушить»‎ границы.

Как бы Игнатьев поступил, если бы он был президентом в Кишиневе, а не «министром иностранных дел» в Тирасполе? Он бы искал поддержки и защиты.

Все угрозы войны — это диверсия. Москва периодически пытается подбросить дров в костер приднестровского сепаратизма или найти в пепле угли, которые смогут вновь разжечь конфликт. Что касается оружия, во-первых, нет никаких решений на уровне НАТО. Во-вторых, НАТО не играет с оружием. В-третьих, Игнатьев на своей должности не может не знать, что Кишинев никогда не нападет на Приднестровский регион (даже с оружием НАТО), потому что Приднестровье — это плоть и кровь Республики Молдова. В-четвертых, Россия опаздывает в войне в Украине и это мешает ее планам в отношении Молдовы. Тирасполю приказали вызвать страх, чтобы дестабилизировать Молдову в надежде оторвать ее от западноевропейских границ. При этом у Молдовы никогда не было таких плодотворных отношений с ЕС, как сейчас. 24 июня Республика Молдова может получить статус кандидата на вступление в ЕС.

За 31 год независимости Молдова редко становилась предметом обсуждений великих игроков мировой арены. Но сейчас о Республике Молдова говорят все больше. И все чаще. Это шанс избежать открытого столкновения с Россией?

  Петру ГРОЗАВУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000