Не кричи на меня!

«Все начинается с обыкновенного галстука. До сих пор оба героя участвовали в неких ритуальных любовных игрищах, но постепенно они превращаются в акты насилия – сигналом к зловещему превращению служит первая пощечина… Это начало насилия. По сути, для меня насилие родом из детства…», – рассказывает Янош Петрашку, режиссер спектакля «Не кричи на меня».

Документальный спектакль, в котором звучат лишь два слова: СТОЙ и НЕТ. В остальном, читаем переживания двух персонажей, выражаемые языком жестов и взглядов. Это история любви, которая зарождается, развивается и подвергается рутине повседневности, навязанной временем и обществом.

Спектакль, «связанный» из четырех историй

Идея подобного спектакля посетила Яноша Петрашку несколько лет назад, когда друзья поведали ему истории из их беспокойного детства. «В основе спектакля положены четыре истории, рассказанные друзьями. Они о том, что случилось с ними в детстве и как это определило их дальнейшую жизнь. Услышав историю одного из них, я онемел: рассказчик был тогда маленьким ребенком. Стоял на пороге родительской спальни до 5 часов утра и слушал перебранку отца с матерью, все время боясь, что родители дадут волю рукам. Это длилось 7-8 лет. В другой ситуации была попытка бежать из дому, потому что на улице было спокойнее и дети чувствовали себя в большей безопасности среди чужих людей. Они рассказывали мне, какое это было для них счастье обнять бездомную собаку, которая жаждала ласки, и какое наказание находиться с родителями. Каждый рассказанный ими эпизод задевал меня за живое, буквально потрясал. Было больно слышать, через что им пришлось пройти и осознавать, насколько это явление физического, психического и словесного насилия у нас развито, но скрывается, хранится в качестве так-называемой «семейной тайны» за закрытыми дверями», рассказывает режиссер, за день до спектакля.

Малый зал Академии музыки, театра и изобразительных искусств, с тяжелой черной драпировкой, распространяющей вокруг облако умиротворения, в то время как разговор идет о насилии и о его прямом и косвенном воздействии на детей. «Ссоры в семье делают детей несчастными. Они оказываются в эпицентре грозовой тучи и постепенно свыкаются с мыслью, что так выглядит весь белый свет. Самое печальное заключается в том, что есть вероятность повторения подобного и в его семье», – отмечает Янош, вспоминая о другом своем товарище, который признал, что прибегает к словесному насилию в своей семье. «Я спросил его: почему? Он ответил: честно, я не знаю как можно по-другому… Терпения слушать у него не хватало. Не было терпения и способности уступать, поступать по-другому. К этому он привык с детства. Слушая их рассказы, я узнал в них себя. И я присутствовал при семейных ссорах. Ребенок видит и слышит подобные ссоры, и что он должен понимать, кроме того, что это, оказывается, нормально, и именно так все и должно быть, именно так ему следует выходить из сложного положения и действовать в уже взрослой жизни, как родитель и член этого общества. Или он пытается бежать из этого кошмара, бежать из дома, но это нельзя считать решением вопроса», – утверждает Петрашку, слегка взволнованный воспоминаниями.

Три этапа жизни

В спектакле – он и она, а между ними пробивает себе дорогу детство, отрочество и взрослая жизнь… Первым этапом является детство и насилие за закрытыми дверями, когда главные герои находят и поддерживают друг друга. На втором этапе, отрочества, избавление приходит в виде соединения двух сердец и сочетания брачными узами. На последнем этапе, двое, ставшие семейной четой, сталкиваются с рутиной, мелкими ссорами и постепенно позволяют насилию взять верх над собой.

«Не кричи на меня» является анализом супружеских отношений, нацеленным на поиск решений того, как надлежит противостоять насилию. «Спектакль формулирует четкое послание обществу: качество семьи и жизни детей совершено жутким образом определяется физическим и словесным насилием», – утверждают те, кто работал над этой документальной постановкой.

Возникновение насилия в семье обусловлено тем, что этого «требует» общество, не принимающее терпимость, агрессивно реагирующее на то, что приходится не по вкусу, утверждает Янош Петрашку. Сызмальства нас воспитывали в духе эгоизма. Нам говорили: это твоя игрушка, не давай ее никому, чтобы не сломали… Когда мы становимся взрослее, девушкам говорят: ты должна утвердиться, в противном случае, супруг тебя уважать не будет. Мужчинам говорят: боже упаси, не позволяй ей руководить собой! Будь мужчиной, тресни кулаком по столу, чтобы знала, кто в доме хозяин. Так наших дедов воспитывали, так и нас очень часто учат… Редко до кого та истина доходит, что за сильным мужчиной всегда находится сильная и умная женщина. Речь идет о той мудрости, когда мужчину дополняет женщина и наоборот. Да, говорят что мужчина это опора семьи, ее защитник, что женщина это огонь в очаге, которая дарит тепло и сохраняет любовь в семье. Как можно защищать этот огонь, если он находится вне надежной крепости? С другой стороны, какой смысл в нежилой крепости?», – вопрошает режиссер. По его словам, мужчина должен показывать свою силу перед женщиной или ребенком, но не через агрессию, а через способность их защитить, любить их, утвердить себя в обществе своими благими поступками.

Янош Петрашку, режиссер

Болезненный вопрос

Решение о постановке спектакля было принято после просмотра пьесы Михая Фусу «Семейные истории». «Спектакль произвел на меня сильное впечатление, и я сказал себе, что я не единственный, кто задает подобные вопросы и думает над данной болезненной проблемой. В 2012 году, я создал зарисовку с факультетскими коллегами, а сейчас решил дополнить эту постановку», – добавил Янош.

С этим спектаклем, театральная компания M.A.D.E совершила турне по семи районам страны: Бельцы, Дрокия, Сороки, Кагул, Хынчешты, Оргеев и Каушаны. «Нам удалось расшевелить общественное мнение. Люди подходили к нам и делились тем, что происходит в их семьях. Мы пытались подсказывать им, к кому следует обращаться за помощью. Однако, самый волнующий момент был тогда, когда одна из зрительниц сказала нам простые слова: «После этого спектакля мне ничего другого не остается, как пойти домой и крепко обнять своего ребенка». Это и есть самое ценное: чтобы зрителей привлекала не столько форма спектакля, сколько его содержание», – отмечает Петрашку. Он признается, что он стремится к тому, чтобы спектакль просмотрело как можно больше народу, в частности, подростков, чтобы все знали, что не следует делать в собственных семьях».

«Движение – то же слово»

Спектакль длится час, во время которого актеры полностью выкладываются, как физически, так и эмоционально. «Некоторые утверждают, что легче передать словесное сообщение, но какой смысл в словах, если ты ничего не чувствуешь? Движение – то же слово. Чтобы передать нечто публике, следует пропустить все эти переживания через себя, наподобие фильтра. Важно знать, почему ты говоришь или делаешь это, чтобы можно было передать свое послание зрителям в зале», – объясняет Борис Лунгу, главный герой спектакля.

Борис признает, что ему было легче почувствовать себя на месте своего героя, поскольку эта история является почти фотографической картиной того, что ему довелось пережить в детстве. «Особенно первая часть, когда дети стоят у дверей спальни и плачут, в то время как родители ссорятся. И у меня было подобное. Это было психологическим насилием, когда мама, очень часто впадала в ярость, как только отец возвращался с работы пьяным. Он не был агрессивным, но каждый раз, когда мама видела его пьяным, то сразу вспоминала своего отца, который в подпитии колотил ее и бабушку. Иногда, она испытывала приступы паники и все не могла успокоиться, а я, пятилетний мальчуган, плакал возле нее, потому что не знал, чем могу помочь… Я вспоминал эти моменты, которые отложились в моей памяти и выходил на сцену», – с грустью говорит Борис, застенчивый молодой человек, который привык взвешивать каждое произнесенное слово.

«В спектакле много жестких сцен. Актерам было сложно их исполнять, но от сценария не отходили. Были моменты, когда мы останавливали репетиции, когда что-то болело и рвалось. Мы давали время успокоиться, обдумать свои дальнейшие действия», – дополняет Янош Петрашку.

Главная героиня Елена Гуцу утверждает, что самым тяжелым для нее было исполнять роль подростка. «Юность это мостик от детства к взрослой жизни. Следует обрести состояние равновесия, даже если нас гнетут семейные проблемы», – говорит Елена, подчеркивая, что за пять минут перед началом спектакля у нее создается такое впечатление, будто время остановилось. «Чувствую каждое биение сердца. Мне кажется, что время замерзает, немеет. Наступает неопределенность. Уже перед публикой смотрю в сторону «четвертой стены»… есть я, мой партнер и сценарий», – говорит актриса.

«В конце спектакля, подсказываем решение: быть лучше, внимательнее, терпеливее. Предназначением театра является обращение к болезненным вопросам. Так мы соприкасаемся с миром нашего зрителя», – говорит Янош.

«Хочу, чтобы люди смотрели спектакль и пытались не совершать те же ошибки в своих семьях. Хочу, чтобы сцены насилия они видели только на театральной сцене или узнавали о них из книг, но не из реальной жизни», – заключает Борис.

Татьяна БЕГЮ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000