Как «исчезли» 14 миллионов леев, выделенных из государственного бюджета на Дом культуры

14 миллионов леев из государственного бюджета было выделено и потрачено за последние два года на ремонт Дома культуры в коммуне Готешть, Кантемирского района. Хотя денег больше нет, здание остается в плачевном состоянии, и за ним тянется след уголовных дел, коррупции и интересов.  

На аудиозаписи, прослушанной ZdG, представители экономического агента открыто признают, что предлагали взятки бывшему примару села. Но он защищается и считает, что все было сделано с целью его очернения.

Несмотря на то, что за последние два года из государственного бюджета было инвестировано 14 миллионов на ремонт Дома культуры в коммуне Готешть, Кантемирского района, населенного пункта, где, по данным последней переписи населения, живет около 4 тысяч жителей, здание остается в плачевном состоянии, а вокруг здания роятся споры и обвинения в коррупции.

Хотя очевидна смена крыши и наблюдается изменение фасада здания, внутри Дом культуры еще далек от завершения. Местные жители говорят, что работы практически не начинались, а то, что было выполнено, больше похоже на «издевательство».

Дом культуры в коммуне Готешть, Кантемирского района, который должен был быть сдан в эксплуатацию в конце 2020 года и который не был завершен, хотя из государственного бюджета на него было инвестировано 14 миллионов леев

«После этого он шантажировал нас: дайте мне столько денег, и все»

Аудиозапись, прослушанная ZdG, которая представляет собой разговор между нынешним примаром населенного пункта Ромео Болоканом, директором компании, которая выполняла ремонтные работы, Анной Грамма, и заместителем директора фирмы Иваном Руссу, выводит на свет коррупцию вокруг здания. Представители экономического агента, при этом, напрямую признают подкуп бывшего примара.

Руссу: Мы ему очень много дали, понимаешь?

Болокан: Сколько ты ему дал?

Руссу: Где-то около 400 тысяч я ему дал, и он просит еще 500 тысяч. Понимаешь?

Болокан: Но когда он попросил 500 тысяч?

Руссу: Когда начались выборы. Перед выборами. Он сказал: «Я выигрываю, я всё», – туда-сюда. Мы думали, что он…

Болокан: Но за что ты дал ему 400 тысяч?

Руссу: Больше 400 тысяч.

Болокан: За что?

Грамма: Давайте, это не разговор… Мы хотели подписать процент на оставшуюся сумму. Там 53 тысячи.

Болокан: Вот вы придете, и мы подпишем. А что теперь?

Грамма: Мы взяли с собой.

Болокан: Водителя здесь нет. Все сумки, пиджак в машине.

Руссу: Дорога, считай, 500 км, туда и обратно. Ты понимаешь?

Болокан: Просто-напросто, парень, с которым я дружу, сказал мне… Он говорит точно, сколько попросил Панаинте, сколько вы ему дали.

Грамма: За что? У Панаинте и без нас будут проблемы. Я покажу вам после проект, что это за проект. Наверное, его нужно было застрелить. Мы изменили проект. Это не шутки.

Руссу: Мы заплатили за проект, и он все еще предает нас.

Грамма: И теперь проект без канализации. Я просто хотел спокойно объяснить ему это… и подписать… Тогда что? Давайте, сделаем так, чтобы мы вас тоже не задерживали, давайте, завтра утром там, у вас.

Болокан: Завтра утром у нас будет Совет.

(…)

Болокан: Но когда он звонит вам, почему вы не запишите его?

Грамматика: Послушайте, вы хотите его закрыть?

Руссу: У меня всё записано. У меня есть все.

Грамма: У нас есть все.

Руссу: У нас есть все необходимое. Но дело не в этих деньгах. Просто-напросто, нужно быть человеком, потому что каждый должен есть. Но если берешь деньги, то делай… Он – ничего, втянул нас в долги, и все.

Грамма: После этого он шантажирует нас: дайте мне столько-то денег и все. Я говорю вам…

Руссу: Если бы мы хотели убрать его, он бы давно сидел. Но нам как-то жалко.

Акты выполненных работ, не соответствующие действительности

Все началось два года назад, когда, по словам местных советников, на реконструкцию Дома культуры (Молодежного центра) в коммуне Готешть, Кантемирского района, якобы было выделено около 16 миллионов леев. Таким образом, в начале ноября 2018 года примэрия коммуны, в лице тогдашнего примара Панаинте Чичикова, по итогам аукциона подписала договор стоимостью 15,5 млн леев с ООО «AnaGrama-Grup» на ремонт Дома культуры в населенном пункте.

Несмотря на то, что Молодежный центр должен был быть введен в эксплуатацию в конце декабря 2020 года, а на настоящий момент экономический агент якобы выполнил работы на около 14 миллионов леев, здание еще далеко от готовности, а компания отказывается закончить работы.

Василе Береску, местный советник в Примэрии Готешть, сообщает, что вскоре после подписания договора экономическому агенту был переведен первый транш в размере 7 миллионов леев, а впоследствии, перед всеобщими местными выборами в октябре 2019 года, было переведено еще 7 миллионов леев, но строительные работы были приостановлены.

Василе Береску, советник коммуны Готешть, Кантемирского района

«Было составлено несколько актов выполненных работ, как положено по закону, которые были подписаны бывшим примаром, экономическим агентом и лицом, ответственным за техническую часть – комиссией, которая подтвердила факт выполнения работ. Что, по нашему мнению, не соответствует действительности. За эти два месяца там практически ничего не было сделано. Впоследствии, в 2019 году, уже начались работы в Доме культуры, некоторые работы провели еще до выборов; были получены еще 7 миллионов были собраны, все 14 миллионов леев, и на этом все закончилось, по сегодняшний день ничего не делается, Дом закрыт», – утверждает советник.

«Как так – браться за проект и изменять правила игры по пути?»

О проблемах Дома культуры в Готешть стало известно после местных выборов 2019 года, когда была избрана новая местная администрация, а бывший примар проиграл голосование кандидату от Партии социалистов Ромео Болокану. По словам новых местных избранников, проблема возникла из-за договоренности между бывшим примаром и экономическим агентом по изменению типа крыши, предусмотренного в первоначальном проекте. Серджиу Ботнарь, действующий член местного совета, утверждает, что вскоре после подписания договора на ремонт Дома культуры, в отсутствие решения местного совета, только на основании рекомендательного письма бывшего примара, тип крыши, предусмотренный в базовом проекте, был изменен, что привело к увеличению стоимости контракта примерно на 5 млн леев.

«Первоначально крыша, которая вошла в проект, была мягкой, но они изменили на профилированный лист. Либо они пошли по первоначальному проекту, либо, если они изменили его, должно было быть и решение Совета, и изменение проекта. Как так – браться за проект и изменять правила игры по пути, которые были приняты, установлены некоторое время назад? Здесь что-то не ясно, и это – непорядок», – недоумевает местный советник.

«То есть, теперь получается, что мы – должники»

После голосования, поскольку работы в Доме культуры были остановлены, представители фирмы обусловили завершение ремонта здания. Таким образом, после того, как работы над новым типом кровли были проведены, как было договорено с бывшим примаром, компания запрашивает у действующей местной администрации подпись на решении о внесении изменений в проект. «Они хотели, чтобы мы проголосовали за решение, чтобы мы позволили изменить крышу. То есть, теперь получается, что мы – должники. Они внесли изменения только на основании письма бывшего примара, они сделали это, но теперь приходят, чтобы мы проголосовали им за решение о ее укреплении. Я не знаю, но как, почему они не сделали этого сразу? Если это хорошо, если это прозрачно, если это добросовестно? То есть 13 советников по уровню ниже, чем примар?» – спрашивает Серджиу Ботнарь.

Советник уточняет: представители компании сообщили им, что они не располагают финансовыми ресурсами для продолжения ремонтных работ, поэтому фирма настаивает на подписании «дополнительного соглашения на строительство кровли, чтобы получить субсидии от государства на проделанную работу». «Там, на крышу, речь о 4,7 миллионах, которые мы якобы задолжали. Но уже выделено 15 миллионов долларов. Откуда мы, Совет, возьмет эти деньги, у нас нет этих денег, мы не оперируем такими суммами», – говорит Ботнарь.

«Мы все понимаем, что эти деньги были украдены»

«Прачечная Готешть», как ее называют сельчане, оказалась и в центре внимания Национального центра по борьбе с коррупцией, только и это учреждение не смогло восстановить справедливость. Согласно заявлениям заместителя директора предприятия ООО «AnaGrama-Grup» Ивана Руссу, который фигурирует в постановлении Южного подразделения Антикоррупционной прокуратуры (АП), от 9 сентября 2020 года, в результате изменений, внесенных в проект, общий долг Примэрии Готешт перед экономическим агентом составит около 6,5 млн леев: 4,7 млн леев – дополнительные расходы на строительство крыши, еще 250 тыс. леев – на строительную экспертизу и проект, осуществленный до того, как крыша была построена, а также 1,5 миллиона леев – оставшаяся неуплаченной сумма основного контракта.

С другой стороны, новая администрация села не признает долг, отказывается «оперировать другими деньгами» и обусловливает голосование по изменениям в проекте, посредством представления фирмой отчета о расходах по сегодняшний день. Местные избранники недовольны тем, что, хотя было инвестировано около 14 миллионов леев, Дом культуры остается в «катастрофическом» состоянии и считает, что деньги, выделенные до сих пор «были украдены».

«Если бы объект там был сделан и, действительно, были бы потрачены такие деньги, я понимаю, если бы они пришли с какими-то документами, подтверждающими это, а так, они утверждают, они только говорят, что для завершения объекта, они сделали свои расчеты, им нужно около 6 миллионов. Но нужно аргументировать расходы какими-то расчетами: откуда они взялись, как были потрачены деньги, как случилось, что та кровля гораздо дороже, на несколько миллионов, чем та, что была. Знаете, как, у них есть эти акты выполненных работ по настоящий момент, которые, я вам говорю, не соответствуют действительности, и там потрачено 14 миллионов. Мы все понимаем, что эти деньги были украдены. Они были присвоены, они показали – так, немного пыли в глаза на бумаге. Зайдите внутрь, там полная катастрофа, и, понятное дело, что и мы недовольны, и люди недовольны», – сообщает советник Василе Береску.

Нынешняя администрация Примэрии Готешть обратилась в июле 2020 года с жалобой в АП и Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) для расследования этого дела, однако на данный момент они лишь проинформированы о том, что «заявление получено, и что оно рассматривается органом НЦБК.

В своем обращении местные избранники отмечают, что «сам проект по проведению ремонтных работ был неполным, поверхностным и с большими нарушениями», уточнив, что «не был учтен подвал здания и другие аспекты, такие, как канализация».

«Несовместимый факт с завершением работ на 1-2 этажах и крышей здания, без учета фундамента здания. Впоследствии, во время частичного выполнения работ на объекте, полуподвальная часть была в грязи, заполнена отходами, плесенью, находится в катастрофическом состоянии», – говорится в жалобе местной администрации.

Подкуп действующего примара: «Я только принял заявление, но денег в руках даже не держал»

2 сентября 2020 года НЦБК объявил, что как бывший, так и нынешний примар Готешть, а также один из местных советников «оказались в центре внимания Южного главного территориального управления НЦБК после того, как на них донесли за то, что они запросили взятку у представителей экономического агента», и что их «подозревают в вымогательстве денег в пользу решения местного совета о выделении бюджетных средств на ремонтные работы, которые должен был выполнить экономический агент».

Ромео Болокан, примар коммуны Готешть, избран в ходе голосования в октябре 2019 года

Ромео Болокан, нынешний примар коммуны, однако отрицает выдвинутые против него обвинения и утверждает, что, по сути, Иван Руссу, заместитель директора компании, пытался подкупить его, чтобы повлиять на местный совет, дабы тот проголосовал за изменение проекта по замене крыши. Болокан утверждает, что о попытке подкупа он уведомил правоохранительные органы лишь несколько недель спустя, на том основании, что это «показалось ему шуткой».

АП не дала ход заявлению чиновника, а постановлением от 9 сентября 2020 года отклонила его на том основании, что «деяние не содержит элементов преступления».

В то же время в постановлении прокурора уточняется, что жалоба, поданная Ромео Болоканом, является встречной жалобой, «преследующей цель самозащиты от инкриминируемого ему», ссылаясь на уголовное дело, открытое тем временем на его имя после того, как 6 июля 2020 года представители компании донесли на него за якобы получение взятки.

«Экономических агентов водили за нос (бывший примар, прим. ред.), наверное, или не знаю, что они сделали, что теперь хотят выйти сухими их воды, и кто-то должен ответить за их вопросы, которые они не выполнили в соответствии с законом и как следует. Они просят изменений. Я не против внесения изменений, я сказал им, что изменения мы вносим через Совет, но советники тоже не согласны, они хотят отчет: куда пошли деньги. 14 миллионов леев – это не 14 тысяч леев или 4 тысячи леев – сами понимаете. Все ложится на примэрию», – аргументирует Ромео Болокан.

Панаинте Кичков, бывший примар коммуны Готешть, занимавший эту должность в течение 12 лет

Бывший примар: «Они просто полностью разрушили мой авторитет, чтобы я больше не выдвигался на следующих выборах»

Панаинте Кичков был примаром коммуны Готешть в течение 12 лет, периода, за который он сменил три политические партии, а перед выборами в октябре 2019 года, на которых он потерпел поражение, вышел из Демократической партии и баллотировался от избирательного блока «ACUM».

Мы пытались связаться с бывшим примаром после того, как не нашли его по месту его жительства. После неоднократных звонков и вопросов ZdG о ситуации, создавшейся вокруг Дома культуры, Кичков Панаинте заверил нас, что «я не нарушил ни одного закона, я ни в чем не виноват». Что касается работ в Доме культуры, то бывший примар утверждает, что, когда он осуществлял должность, они выполнялись, и «еще не вся сумма была выплачена правительством, были выполнены некоторые дополнительные работы». В то же время он предостерег нас от «написания того, что не нужно, чтобы мы в конечном итоге не оказались в суде».

Отвечая на вопрос о том, как можно было внести смену кровли в проект в отсутствие решения Совета, бывший примар утверждает, что «это изменение не в компетенции Совета. Это ответственность местных органов власти, вместе с проектировщиком, подрядчиком и лицом, ответственным за техническую часть». В то же время бывший примар утверждает, что «если крыша сделана, то это тоже хорошо», но убежден, что нынешняя администрация населенного пункта посредством этой ситуации преследует цель его очернения, «чтобы я больше не выдвигался на следующих выборах».

«У нас есть ответственный по технической части за работы, за все это. Работы были выполнены, деньги были переведены, в чем проблема? Они просто полностью разрушили мой авторитет, чтобы я больше не выдвигался на следующих выборах. Они пошли и написали разные глупости, подрядчику, всем им. Кто может копать под кого-то, понятно, что сегодняшняя власть, местная, я имею в виду», – отмечает Панаинте Чичиков, уточняя, что обвинения в актах коррупции тоже «были выдвинуты ими».

Иван Руссу, заместитель директора ООО «AnaGrama-Group», потратившего 14 миллионов леев на ремонт дома культуры в Готешть

Экономический агент: «Когда сменились примары: старый на этого, нового, – между ними началась грызня»

Компания «Ana Grama-Grup» специализируется на строительстве и на протяжении многих лет у нее было несколько крупных договоров с государственными учреждениями. Фирма была основана 20 лет назад нынешним директором Анной Грамма, а заместителем директора является ее супруг Иван Руссу. После того, как мы выехали на юридический адрес фирмы, чтобы обсудить с ее представителями ремонт Дома культуры в Готешть, заместитель директора отказался отвечать на вопросы, сев в машину скрывшись в неизвестном направлении.

Вскоре после этого Иван Руссу связался с нами и согласился на разговор. Он утверждает, что 14 миллионов леев не пошли до компании полностью, а работы в Доме культуры были приостановлены из-за нехватки денег.

«Мы делали, пока были деньги, и они закрылись, потому что, когда сменились примары: старый на этого, нового, – между ними началась грызня. Кто взял больше, кто взял меньше, вы понимаете, какая здесь система? Мы, когда увидели, какова ситуация, остановились. Пусть дают нам деньги, и мы построим», – утверждает Руссу.

И все же, отвечая на вопрос, почему он согласился выполнить работы по строительству крыши в отсутствие решения Совета, представитель фирмы утверждал, что этот аспект входил в обязанности бывшего примара, который, по его словам, не сообщил им, «что не получил решение Совета» о замене крыши. Впоследствии Руссу уточнил, что, хотя они и присутствовали на заседаниях Совета, «с нашим вопросом он ничего не сделал. Они ждали денег, пока те тянули». В то же время представитель экономического агента признает, что предоставил взятку как бывшему, так и действующему примару, уточнив, что «они не платят деньги, и, прежде чем тебе заплатят, ты должен дать им».

«Я должен делать свое дело. Даешь копейку – делаю работу, не даешь копейку – не делаю работу. Я знаю, что я должен платить налоги, заработную плату, чтобы были материалы, работа шла, чтобы к фирме не было претензий. Вот, о чем я должен думать, а что они делают там, между собой, как и что делят, кому и кто дает, это меня не интересует. Но теперь, когда у них уже горит задница, конечно, они уже должны… искать справедливости. Какая справедливость? Они сами по шею в грязи и ищут справедливости? Там вор на воре…, а они хотят выйти чистыми. Как выйти чистыми, если они берут там деньги?», – возмущен представитель экономического агента.

Ежегодно на ремонт домов культуры выделяется по 10 миллионов леев

В то время как бывшие и нынешние должностные лица в Готешть считают свои деньги, уголовные дела и обвиняют друг друга, люди в селе недовольны тем, что, хотя им и было обещано, у них до сих пор нет дома культуры в населенном пункте, где можно было бы проводить социально-культурные мероприятия.

Согласно Стратегии развития «Культура-2020», утвержденной в 2014 году Правительством Республики Молдова, в 2009-2011 годах при финансировании из местных бюджетов был капитально отремонтирован 281 дом культуры, а в 1174 был проведен текущий ремонт. Общая сумма расходов составила около 145,6 млн леев. Тогда 73 дома культуры находились в аварийном состоянии, а 536 нуждались в капитальном ремонте. Таким образом, согласно Плану действий по внедрению Стратегии развития культуры, с 2014 по 2020 годы на ремонт домов культуры ежегодно должно было выделяться 10 миллионов леев, ответственность за которые ложилась на местные публичные власти. Данные Национального бюро статистики показывают, что в 2019 году в Молдове было 1216 учреждений культуры.

Даниела КАЛМЫШ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *