Полицейские у руководства тюрем

За последний год к руководству пенитенциарных учреждений Республики Молдова пришли новые люди. Некоторые из них ранее не работали в данной системе и были назначены в руководящие должности после того, как были уволены или ушли добровольно из полиции. Некоторые из этих новых руководителей пенитенциарных учреждений даже не знают государственного языка.

С приходом нового руководства в Департаменте пенитенциарных учреждений (ДПУ) и в Министерстве юстиции, почти во всех тюрьмах Республики Молдова поменялись начальники. Они были назначены с грубыми нарушениями законодательства, поскольку большинство из них не соответствуют возрасту, и не знают государственного языка. Большинство приходят из полиции, а несколько стали начальниками тюрем после того, как были уволены из структур МВД.

572-penitenciar-16Из полиции в начальники тюрьмы

Дмитрий Арабаджи был назначен в ноябре 2015 года начальником Тюрьмы № 1 из Тараклии, сразу после того, как был принят на работу в пенитенциарную систему. Не проработав в этой области ни дня, Арабаджи был назначен начальником тюрьмы на основании приказа министра юстиции от 2 ноября 2015 года, ему продлили специальное звание полковника юстиции, как и срок службы сверх предельного возраста до января 2019 года. Сотрудники системы утверждают, однако, что приказ о назначении Арабаджи противоречит законодательству, которое ясно устанавливает: назначение в пенитенциарной системе может иметь место до достижения гражданином возраста 50 лет, если это майор или полковник юстиции. Закон допускает продление этого срока только в случае лиц, которые работали в системе. Арабаджи, которому 56 лет, пришел не из пенитенциарной системы. Точнее, из полиции, откуда был уволен два раза. Первый раз в 2002 году. Первоначально он был отстранен от должности в результате поступившей жалобы, касающейся нарушений в деятельности, а точнее в связи с затягиванием служебного расследования. В октябре 2002 года Арабаджи был уволен из органов внутренних дел. Затем вернулся и занимал в 2011-2013 годах должность начальника Управления внутренних дел Гагаузии, а в декабре 2013 года был снова уволен из системы. Арабаджи был не согласен с решением, и до июля 2014 года судился с МВД, требуя, чтобы его восстановили в должности. Однако, тогда Верховная судебная палата отклонила кассационную жалобу.

Люди из системы говорят, что Дмитрий Арабаджи был назначен на должность начальника Пенитенциарного учреждения №1 из Тараклии несмотря на то, что не знает государственного языка. Попытались и мы поговорить с Арабаджи на государственном языке. Он ответил: «Буна зиуа, здравствуйте», а затем перешел на русский язык. После того, как мы представились, Арабаджи, скорее всего, ничего не понял, и передал трубку коллеге, который сказал нам, что его начальник занят. Он добавил, что его начальник знает государственный язык, но сведения об его назначении могут дать только в Департаменте пенитенциарных учреждений (ДПУ).

«Не понимаю до конца… молдавский»

В аналогичных условиях оказался в должности заместителя начальника Пенитенциарного учреждения №1 из Тараклии и Дмитрий Руссу, попавший в данную систему в 58 лет, что противоречит закону о пенитенциарной системе. Как и в случае своего начальника, Руссу попал в пенитенциарную систему после того, как в 2002 году и, соответственно, в 2012 году был уволен из органов МВД. Дмитрий Руссу тоже не владеет государственным языком, что подтверждают его коллеги из Тюрьмы № 1.

Иван Шишков

Иван Шишков

В марте 2016 года начальником Пенитенциарного учреждения № 5 из Кагула приказом министра юстиции был назначен Иван Шишков. Так же, как и его коллеги из Тараклии, Шишков был назначен в должности, не проработав ни дня в этой области. Он тоже пришел из полиции, был главой Инспектората полиции Тараклии. Шишков начал свою деятельность в органах МВД в 1991 году в качестве полицейского-водителя службы охраны Отдела Государственной охраны Чадыр-Лунга. Вся его деятельность прошла в Тараклии, и он так же не знает государственного языка. Мы позвонили, обратившись к нему по-румынски. Шишков ответил: «Бунэ зиуа», но очень скоро попросил, чтобы мы говорили на русском языке. Мы спросили, понимает ли он государственный язык, обязательный для того, чтобы быть назначенным в качестве начальника пенитенциарного учреждения. «Не понимаю до конца… молдавский. Должен бы знать, но я учусь. Я прошел курсы, и сейчас так же учусь. Понимаю, но не до конца», – сказал нам Шишков на русском языке. В этих условиях он работал в полиции на протяжении 25 лет. После нескольких вопросов на государственном языке, начальник пенитенциарного учреждения из Кагула замялся, не зная, что ответить.

Серджиу Жиздан

Серджиу Жиздан

Начальник тюрьмы – двоюродный брат министра внутренних дел

За последний год почти во всех тюрьмах были назначены новые начальники. Так, в должности начальника Пенитенциарного учреждения № 16 в Прункул был назначен Серджиу Жиздан, двоюродный брат нынешнего министра внутренних дел Александра Жиздана, бывшего заместителя директора Службы информации и безопасности. Серджиу Жиздан был, до назначения в пенитенциарной системе, сотрудником экономической полиции. Новый начальник Пенитенциарного учреждения № 13 из Кишинева Игорь Жувалэ был вице-комиссаром Инспектората полиции Кэушень. И Валерий Старый, бывший начальник этой тюрьмы до конца прошлого года и переведенный недавно на должность начальника Пенитенциарного учреждения № 11 Бельц, пришел из полиции, будучи ранее вице-комиссаром бельцкого Инспектората полиции. Ион Черкез, назначенный в начале 2015 года начальником Тюрьмы № 17 из Резины, не проработал ни дня в пенитенциарной системе, до назначения работал в полиции. В Пенитенциарном учреждении № 9 в Прункул начальником был назначен Валентин Корлэтяну, бывший замдиректора ДПУ, и бывший заместитель главы Национального инспектората по расследованиям в рамках Генерального инспектората полиции. За последний год, в том числе в рамках ДПУ, было назначено несколько бывших сотрудников органов МВД.

Игорь Жувалэ

Игорь Жувалэ

Игорь Гужа, который с 31 марта 2016 года был назначен приказом министра юстиции директором ДПУ, уточнил, что все должностные назначения были сделаны до его продвижения. «Лично я не назначил ни одного начальника пенитенциарного учреждения. Я не могу вам ответить на вопрос о назначениях. Было бы неправильно. Я знаю, что многие из назначенных являются бывшими полицейскими. Могу вам сказать, что с момента моего назначения в должностях продвигаются люди из пенитенциарной системы. О том, что было, не могу судить. Могу сказать, однако, что работа начальника тюрьмы схожа с работой полиции», – отметил он. Что касается двух руководителей пенитенциарных учреждений, которые были назначены, хотя и не знают государственного языка, Гужа отметил, что они получают указания на румынском языке. «Я с ними не говорю по-русски. Я даю указания на румынском языке. Стараюсь быть прозрачным со всеми», – уточнил Игорь Гужа.

Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000