Чего (не) стоит ожидать от Майи Санду

Давайте начистоту, результат выборов всех немного удивил. Было много признаков того, что все могло остаться по-прежнему. Додон по максимуму эксплуатировал государственный ресурс в свою пользу, аффилированные СМИ без колебаний играли на руку власти и уверяли, что скрывать больше нечего, продажные парламентарии перепродавались, пока все не отказывались касаться их, оппозиция использовала имидж и неизъяснимые действия президента и власти в своей ограниченной сфере влияния. Все люди занимались своей жизнью, диаспора росла и увеличивалась. Во всей агонии каждый нашел себе зону стабильности, в которой держался на плаву, как умел. Да, это была полная агония. И в большой степени измотанности.

И все-таки Додону удалось оскорбить даже их измотанность. Он вызвал внутренние протесты, которые сплотили самых разных людей. Мы видели, как все больше людей, которые не обязательно симпатизировали Майе, поддержали ее, потому что больше не могли терпеть нарушения Додона. Да, Додон объединил людей вокруг оппозиции, и это, может быть, единственный хороший поступок, который он совершил.

Победа Майи Санду пришла украдкой, но твердо. Избирательная активность 15 ноября уже подавала странные знаки, а огромные очереди в диаспоре свернули и задушили оборотня из Президентуры. Потом появились цифры. Твердые и сокрушительные. С той ночи Додон больше не мог быть президентом страны. И он много кем уже не сможет быть. Ему придется долго менять свой имидж, чтобы вернуть политическое уважение.

Хорошо. Так, ни с того ни с сего президентом страны стала Майя Санду. Что теперь делать? Что сейчас может сделать Майя с дискредитированным Аппаратом президента в роскошном здании? Что ей теперь делать с учреждением, у которого немного полномочий в парламентском государстве? Что делать президенту Санду без здорового и неподкупного парламентского большинства?

Пока мы знаем, чего она не сделает. Образ жизни Майи Санду до сих пор заставляет нас думать, что президент не будет устраивать гуляний с певцами на плантациях клубники, не превратит президентскую виллу в личную фабрику тушенки, не станет ходить с олигархами, собирать кульки и делить десятину, не будет злоупотреблять государственным положением в личных интересах, не будет захватывать телеканалы, раздавать государственные награды преступникам, вести бизнес с российскими прокурорами, с Чайкой или с голубями, не станет создавать неясные фонды. Майя не будет ездить в пышные отпуска с продажными лицами, оставляя позади обедневшее государство. С одной стороны, это все очень много значит. Но достаточно ли не делать чего-то, чтобы быть легитимным? Стоит учитывать, что все же она не увеличит пенсии или зарплаты, не будет перерезать ленты в туалетах, на фабриках и в детских садах, не будет прокладывать дороги, поскольку это не полномочия президента.

Если она не будет делать того, чем занимался Додон, то что она будет делать со своим временем? Получается, что у нее будет слишком много свободного времени? Сначала я подумала, что она потратит впустую 4 года своей жизни. Но посмотрев на первые 3 дня после того, как ее избрали и еще даже не утвердили в должности, я задаюсь вопрос, удастся ли ей сделать все то хорошее, что она может. Уже 3 дня Майя Санду восстанавливает запятнанный и потускневший образ Республики Молдова за границей. Уже 3 дня мировая пресса пишет, что в Кишиневе появился образованный и непродажный президент. Уже 3 дня ее публично поздравляют президенты некоррумпированных государств. Вот уже три дня назначаются официальные и рабочие визиты некоторых соответствующих международных должностных лиц, в том числе лидеров Румынии и Украины, с которыми Додон не общался 4 года.

Разве это первостепенная задача? Да, сейчас необходимо другое: высокооплачиваемые рабочие места, инфраструктура, приличная система здравоохранения, качественные детские сады и университеты, достаточные зарплаты для бюджетников и адекватные условия для бизнеса. Всем этим должно заниматься Правительство, и кажется, что у него это не особо получается.

Но ничего, абсолютно ничего из этого не станет возможным, если у общества не будет образца добросовестного, неподкупного, образованного и твердого человека. Такой человек нужен не только для внешних переговоров и для получения финансирования от ЕС и США. Человек с такой репутацией необходим для того, чтобы каждый гражданин вновь поверил, что в Молдове выживают не только воры. Это также поможет и в проведении следующих выборов, и при назначении следующих правительств, и при избрании следующих прокуроров и судей. Это трудная задача, и здесь нет места разочарованию.

Aлина РАДУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000