Председатель ЦИК Дорин Чимил: Первичная цель состоит в том, чтобы президентские выборы не превратились в распространение инфекции COVID-19

Интервью с председателем Центральной избирательной комиссии

Первичная цель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) заключается в обеспечении безопасного для здоровья избирательного процесса, чтобы голосование не превратилось в процесс распространения инфекции COVID-19, говорит председатель ЦИК Дорин Чимил в интервью, предоставленном «Ziarul de Gardă». Чиновник отвергает обвинения в покушении на фальсификацию президентских выборов 1 ноября, говорит, что одобрение поправок в Кодекс о выборах, которые не были приняты во втором чтении, было насущной необходимостью, и выражает надежду на то, что с организованной перевозкой избирателей будут бороться, на том основании, что «исторически доказано – этот феномен являлся попыткой фальсификации выборов».

— Несколько дней отделяют нас от президентских выборов, отличных от других из-за пандемии COVID-19. В какой степени ЦИК была готова и готова сейчас к противостоянию пандемическим вызовам и обеспечению безопасной работы в первую очередь с санитарной точки зрения?

— Для ЦИК первичной целью является подготовка безопасного голосования в целом, а также и с санитарной точки зрения. Мы прилагаем усилия в этой части, разрабатывая нормативные акты и инструкции, которые будут регулировать способ голосования в условиях пандемии. Я имею в виду оснащение средствами защиты служащих избирательной сферы, которые будут находиться в день голосования в электоральных бюро избирательных участков. Были начаты процедуры закупки защитных масок для всех избирателей на основе изменений в инструкции, регулирующей порядок голосования на избирательных участках, которые обязывают рабочую группу делать закупки в этой связи.

— По нашим расчетам, на закупку защитных масок ЦИК одобрила выделение около 13 миллионов леев. Когда они будут приобретены?

— Будет приобретена партия из 3 миллионов защитных масок. Эта цифра была определена, исходя из числа лиц, зарегистрированных в Регистре избирателей. Ожидается, что 30 октября защитные маски будут отправлены во все электоральные бюро. Были рассмотрены оферты для участия в аукционе, и мы ждем, что процедура будет доведена до конца, будет определен победитель процедуры и заключен договор купли-продажи.

— Сколько служащих избирательной сферы будет подготовлено на этих выборах, и как им будут обеспечены безопасные условия?

— Численно служащих избирательной сферы более 20 тысяч, они будут работать на 2143 избирательных участках в стране и за рубежом. Для всех служащих предусмотрены защитные средства и специальные условия, в которых они будут работать. Они будут обеспечены дезинфектантом, перчатками, масками, термометрия обязательна, дезинфекция помещений – так же, должна сохраняться физическая дистанция между служащими избирательной сферы и избирателями. Часто будет осуществляться вентиляция пространства, а помещения будут оборудованы таким образом, чтобы процесс голосования был более текучим. На каждом избирательном участке будут работать по два служащих, у которых будет специальное оборудование и передвижная урна для того, чтобы выезжать по месту жительства.

— Как будет организован процесс голосования в больницах, в особенности в профильных отделениях COVID-19?

— Избирательные участки будут организованы в непосредственной близости или даже в самих санитарных центрах, где все лица смогут проголосовать с помощью мобильной или даже стационарной урны для голосования. На данный момент у нас есть заявления на этот счет от представителей пенитенциаров и учреждений данного профиля, домов престарелых или домов для лиц с ограниченными возможностями. Это центральная задача ЦИК, и все международные наблюдатели и эксперты спрашивают нас, как мы этого добьемся, на том основании, что количество лиц, инфицированных COVID-19, растет и, вероятно, спрос на предоставление мобильной урны будет выше, чем обычно.

— И в какой степени ЦИК готова удовлетворить все заявки?

— Данное правило было установлено эпидемиологами и должно соблюдаться нами. ЦИК должна приложить совместные усилия с государственными органами для обеспечения предоставления избирательных урн всем желающим. Будет рассмотрена возможность продления времени голосования на 2 часа, с тем чтобы охватить всех лиц, желающих и запросивших в законные сроки мобильную урну для голосования. Каждое электоральное бюро рассмотрит возможность продления количества часов с соответствующим уведомлением ЦИК.

— Почему правило о недопущении на избирательные участки до 15:00 лиц, которые будут испытывать симптомы, связанные с COVID-19, не распространяется на избирателей за рубежом и на лиц с левобережья Днестра?

— Мы не можем перенаправить их по месту жительства. Мы знаем, что они приезжают из другой административной зоны, и в ситуации, если они пришли к урне для голосования, их нельзя вернуть или заставлять ждать определенного срока, как лиц, которые находятся в непосредственной близости от своего дома, где они могут ждать до 15:00, чтобы прийти на избирательные участки в этот день.

— Избиратели, которые придут на избирательные участки, должны будут соблюдать определенные правила. Каковы они? 

— Защитная маска, собственная ручка, соблюдение физической дистанции, термометрия на входе, расстояние между служащим и соответствующим лицом должно быть не менее 1,5 метров, снятие маски только для того, чтобы представить лицо для установления личности и, соответственно, периодическая дезинфекция всего, что используется в процессе голосования. Для тех, кто будет являть признаки COVID-19, дезинфекции будет проводиться после каждого случая. Наняты лица, которые будут отвечать за процесс очистки и дезинфекции, и они будут позаботятся, чтобы все реквизиты были в хорошем состоянии, оптимальном для голосования. 

— Новизна этих выборов заключается в том, что будут использоваться сканеры для процедуры регистрации избирателей.

— Для выборов 1 ноября были закуплены сканеры. 120 из них были направлены в Министерство иностранных дел и европейской интеграции для использования на избирательных участках за рубежом, и еще 120 будут опробованы на ряде избирательных участков Республики Молдова. Они ускорят чтение данных и течение процесса голосования.

— Во сколько нам обходятся президентские выборы?

— 167 миллионов леев. Я не часто оперирую этим числом, поскольку еще не были потрачены деньги на этом уровне, но бюджетное резервирование находится на этом уровне. 

— Определение количества избирательных участков, которые будут открыты за рубежом, не прошло без критики. Почему по сравнению с голосованием 2016 года это число было увеличение со 100 до 139?

— Мы считаем это качественным показателем. Были сделаны некоторые расчеты, мы также связаны правовыми положениями в данном смысле. У нас есть формула расчета, установленная в ст. 31 Кодекса о выборах. Мы использовали эту формулу расчета, но мы также подумали о некоторых возможных неточностях в данной формуле и пришли к этой компромиссной формуле 139 избирательных участков, которые, по нашей мнению, является оптимальной для процесса 1 ноября 2020 года, охватывающей весь спектр заявок, которые были как историческими, так и на выборах 2016-2019 годов, и на данный момент. 

— Суровую критику также породило количество участков, которые будут открыты в Российской Федерации. Есть ли, всё же, разумные аргументы в пользу роста этой доли?

— Первый разумный аргумент заключается в том, что в 2016 – 2019 годах было неправильно рассчитано необходимое количество голосов в Российской Федерации. Мы постарались правильно применить эту формулу как для Российской Федерации, так и для других стран, в которых живут граждане Республики Молдова. Мы постарались применить эту формулу ко всем и не проводить разницу между гражданами, живущими на Востоке или на Западе, вот почему число избирательных участков увеличилось с 8 до 17.

— Были ли выяснены ситуации с гражданами с Запада, которые обнаружили, что они заведомо были зарегистрированы в Российской Федерации?

— Мы получили экспертизу этих случаев, расследованных Службой информации и безопасности, в части электронной регистрации. Было доказано, что данные случаи не были сфальсифицированы. Хуже обстоят дела с письменными заявлениями, которые были направлены на исследование в Министерство внутренних дел, и по сей день у нас нет четкого ответа. По сути, в общем, у нас нет ответа, имела ли место фальсификация в данном смысле. Мы считаем механизм предварительной регистрации справедливым и имеющим правом на существование. Могут быть определенные недостатки в механизме в целом, то, как лицо представляет свою личность или берет удостоверение личности другого человека для создания учетной записи. Но для лиц, которые правильно реализуют свои права, этот механизм предварительной регистрации может предоставить полезную информацию для ЦИК, в том смысле, что он определяет количество лиц, проживающих в той или иной зоне, а также соответствующую географию.

— На выборах 2016 года на некоторых зарубежных участках не было достаточного количества бюллетеней. Как мы можем быть уверены, что на этот раз участки будут обеспечены достаточным количеством бюллетеней?

— Мы сделали все анализы и расчеты с учетом предложений МИДЭИ и даже увеличили количество бюллетеней, предназначенных для того или иного избирательного участка. С учетом того, что с августа 2019 года было установлено, что максимальное количество бюллетеней на избирательных участках составляет 5000 бюллетеней, на более чем 80% избирательных участков – по 5000 бюллетеней. Проблема заключается в том, как успеть обработать эти бюллетени в условиях, когда граждане смогут следовать пандемическим правилам – физическая дистанция или способ нахождения в помещении нескольких лиц в то же время. Некоторые государства ссылаются на ограничения в этой части. Например, в Ирландии или Великобритании в одном помещении одновременно позволяется находиться не более 6 человек. Надеемся, что те сканеры, которые были переданы на избирательные участки, смогут справиться с очередью и желанием людей прийти на избирательные участки.

— Смогут ли проголосовать за рубежом избиратели, которые лечатся COVID-19 по месту жительства или в больнице?

— К сожалению, эту проблему не решить. Мы не находимся в юрисдикции другого государства. Мы можем организовать голосование только в месте, назначенном принимающим государством или местными органами власти, и мы не можем распространить процесс голосования на всю территорию, как это можно сделать на территории Республики Молдова.

— Может ли этот процесс быть сорван из-за ограничений/правил, установленных каждой страной в контексте COVID-19?

— К сожалению, да и периодически МИД нас информирует, что некоторые ограничения уже были объявлены в связи со вспышкой вооруженных конфликтов, например, в Азербайджане. Во Французской Республике также действует специальный режим выхода из дома и запрета нахождения населения в общественном пространстве после 21:00. В этом случае нам нужно переосмыслить механизм обеспечения лиц с правом голоса, потому что мы знаем, что процесс голосования должен закончиться в 21:00, и мы могли бы поставить под определенную опасность лиц, которые будут находиться на избирательных участках. В этом смысле посольства Республики Молдова в принимающих странах изучают ситуацию и предлагают решения.

— Некоторые населенные пункты отказались открывать участки для избирателей с левобережья Днестра. Удалось ли разрешить споры и определиться с помещениями?

— Первое правило для организации процесса голосования заключается в том, что для местных жителей, лиц, которые закреплены за избирательными участками внутри страны, будут организованы отдельные избирательные участки и на определенном расстоянии, чтобы процесс голосования проходил спокойно. Действительно, некоторые советы, находящиеся в Зоне безопасности, не дали своего согласия на организацию избирательных участков в этих населенных пунктах. ЦИК отреагировала на эти отказы и предупредила административные органы, задав вопрос о том, были ли эти отказы выражены законно или незаконно. Решения были оспорены в суде, и в некоторых случаях у нас есть решения, в которых отказы были объявлены незаконными. Мы ожидаем судебного разрешения таких ситуаций. Что касается пандемической ситуации и некоторому противлению в этой связи, то у нас есть предупреждения, поданные в ЦИК от объединений лиц, которые предупреждают нас, что они будут сопротивляться въезду на конституционную территорию Республики Молдова граждан с левобережья Днестра. И в данном случае мы будем беседовать с этими лицами и объяснять, что у каждого гражданина есть право отдать свой голос, а мы, как представители государства, должны создать наилучшие условия в этом отношении.

— Организованная перевозка избирателей всегда сказывалась на процессе. Существуют ли какие-либо риски того, что у нас также будет эта негативная практика и на этих выборах?

— ЦИК приняла решение на этот счет, которое призвано побороть это явление, в контексте которого граждан организованно привозит на голосование конкурент на выборах или привозят по заказу конкурента на выборах. Эти моменты нашли отражение в постановлении Конституционного суда 2016 года, а также в заключениях национальных и международных наблюдателей. Вследствие таких ситуаций и того, что данный вопрос не был решен законным путем, мы рассмотрели предложение представителя с правом консультативного голоса конкурента на выборах и подготовили проект решения, регулирующего, как и на каких условиях граждане Республики Молдова могут прийти к урнам для голосования, где бы они ни были, на правом или левом берегу Днестра или даже за пределами страны. Данное правило должно быть для всех. Запрещается перевозка граждан как явление – как внутри страны, так и за ее пределами, на том основании, что исторически было доказано – это явление было попыткой фальсификации выборов. Люди мобилизуются не для того, чтобы избежать определенных издержек, а для того, чтобы быть в пределах досягаемости того или иного конкурента на выборах. Мы считаем, что этот феномен будет поборен, и должны быть установлены четкие правила для прихода на голосование.

— Какие рычаги есть у избирателя, чтобы сообщить о возможных беззакониях в день выборов?

— Подавать уведомления, жалобы, обращения в компетентные органы, в том числе в ЦИК. Они анализируют и представляют решения по ним, что в конечном итоге может привести к признанию выборов недействительными, в зависимости от их влияния на возможный окончательный счет между тем или иным кандидатом в президенты. Мы намерены информировать национальных, международных организаторов, государственные органы, граждан о том, что они должны следовать определенным правилам. Эти правила можно найти в законодательстве некоторых государств, а другие государства более терпимы к этому, на том основании, что там не существует потенциальной коррупции избирателей. В Республике Молдова доказано, что этот риск велик.

— У властей было в распоряжении 4 года, чтобы утвердить поправки в Кодекс о выборах, основанные на рекомендациях Конституционного суда и компетентных международных институтов. Еще в августе этого года было сказано, что времени достаточно и изменения должны быть утверждены, чтобы их применили к голосованию 1 ноября. Почему не удалось утвердить поправки?

— ЦИК постаралась сформулировать обращения Конституционного суда в виде законопроекта, который мы внесли в парламент. Его приняли только в первом чтении, и, кстати, был одобрен только проект ЦИК. Было бы полезным, чтобы все проекты, направленные на внесение поправок в Кодекс о выборах и сопутствующие законы, были увязаны в единую процедуру, и было найдено хорошее решение для президентских выборов или последующих выборов, которые будут организованы в Республике Молдова. Этого не произошло, и я думаю, вы должны попросить парламентариев объяснить, почему это не удалось. На мой взгляд, для того чтобы найти наилучшее решение для содействия внесению поправок в Кодекс о выборах, необходимы усилия по концентрации, общению и сотрудничеству. Это была насущная необходимость. На данный момент время уже закончилось, и никаких изменений в Кодекс о выборах и связанное с ним законодательство внести нельзя. Мы находимся в период избирательной кампании, и это невозможно.

— Что отвечает ЦИК и Вы лично тем, кто говорит о попытках фальсификации выборов?

— Все действия ЦИК направлены на гарантирование справедливого процесса, основанного на европейских и международных стандартах. Мы считаем, что обращения о фальсификациях являются сигналами в публичном пространстве, чтобы привлечь внимание к существованию этих электоральных конкурентов. У нас нет конкретных случаев, когда то или иное действие ЦИК привело бы к фальсификации всего процесса. Мы признаем, что могут быть определенные недостатки, упущения, дела, которые не были завершены, но ЦИК не должна работать, чтобы угодить тем или иным конкурентам на выборах. Что касается заявления об отставке в мой адрес, то я не увидел четкого основания, содержащегося в Кодексе о выборах, чтобы подать в отставку. Было только публичное обращение, на мой взгляд, немотивированное.

— Как у председателя ЦИК, у вас есть послание для избирателей?

— Послание таково, чтобы все уважали закон: как электоральные конкуренты, так и служащие избирательной сферы, и граждане. Пришли на избирательные участки и соблюли условия голосования во время пандемии, информировались и информировали других. Все электоральные конкуренты должны информировать потенциальных избирателей о правилах выражения воли, чтобы это демократическое голосование не превратилось в гонку по распространению инфекции COVID-19. Мы хотим, чтобы выбор был сделан безопасно.

— Благодарим Вас!

Беседовала Виктория БОРОДИНА
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000