Молдаване шьют для европейцев

В то время как многие граждане Республики Молдова предпочитают одежду, произведенную в ЕС, считая ее качественнее, итальянцы, британцы и немцы носят одежду с этикеткой «Made in Moldova».

В районе города Бельцы, где хорошо развита легкая промышленность, работают несколько текстильных фабрик, большая часть продукции которых поставляется в западные магазины.

Немецкое качество одежды «Made in Moldova»

Фабрика «Bălţeanca» работает более полувека. С 1998 года предприятие перешло в руки немецкого инвестора, который привез лучшие производственные технологии. Сегодня предприятие экспортирует ежегодно более 180 тыс. предметов одежды, в том числе куртки, пиджаки и пальто.

По словам директора фабрики Юрия Хангану, намного легче заниматься бизнесом, соблюдая европейские правила.

«Соглашение о свободной торговле, подписанное Правительством Республики Молдова и ЕС, дает много преимуществ отечественному бизнесу. Мы должны показать, что мы лучше, и не только на внутреннем, но и на европейском рынке. Собственно говоря, внутренние правила игры в ЕС являются более четкими», – отметил директор фабрики.

565-haine221Деятельность предприятий, которые производят товары для рынка ЕС, является очень важной. Европейский рынок является крупнейшим в мире и экспорт из Молдовы может внести вклад в укрепление рабочей силы, которая страдает от миграции и безработицы. В 2015 году уровень безработицы составил около 5%, больше чем в 2014 году. На предприятиях, которые могут заявить о себе на внешнем рынке, стабильность рабочей силы более высокая.

На фабрике «Bălţeanca» работают почти 500 сотрудников. Большинство из них рады возможности работать дома, без необходимости выезжать за границу. Например, Юрий, проработав более пяти лет в России, решил поселиться вместе с семьей в родном городе. «У нас есть стабильный график, выходные проводим с семьей. И зарплата хорошая», – говорит работник.

Рабочие знают, что продукция, изготовленная ими, попадает на европейский рынок, поэтому освоили новые технологии и прилагают все усилия, чтобы производить качественную одежду, оригинальную, непохожую на все, что они видели до сих пор.

По мнению сотрудников «Bălţeanca», их одежда востребована среди европейских граждан благодаря ее качеству. «Одежду нашей фабрики носят все, начиная от муниципия Бельцы и до Берлина», – утверждает Юрий Хангану.

«Prada» шьется в Стурзовке

Село Стурзовка Глодянского района находится примерно в 2000 км от Милана, столицы итальянской моды. Какая связь между молдавским селом Стурзовка и итальянскими городами Миланом, Римом или Венецией? Итальянский инвестор открыл в селе фабрику по производству фирменных чехлов для различных итальянских марок. Теперь более ста жителей Стурзовки работают на этой фабрике.

Директор предприятия Мариан Спинюк утверждает, что доволен сотрудничеством с итальянскими партнерами: «С ними очень легко работать, потому что они в первую очередь ответственные люди. Нас постоянно ищут новые клиенты. Раньше мы шили только мешки, а в прошлом году начали шить чехлы для «Prada», «Dolce&Gabana», и это значит одно – иностранные инвесторы доверяют нам. На фабрике есть два цеха, поклеечный, который находится на первом этаже, и пошивочный, который находится на втором этаже».

Качество костюмов «Prada» и «Dolce Gabana» известно во всем мире. Такие костюмы должны храниться в специальных чехлах. Эти чехлы, гарантирующие хорошие условия хранения одежды, купленной в самых дорогих магазинах Милана, производятся в цехе, расположенном на 2-м этаже фабрики в селе Стурзовка.

Данные Национального бюро статистики показывают, что самый высокий уровень безработицы отмечается среди молодежи. В 2015 году уровень безработицы среди молодежи до 25 лет составлял около 13%, почти в 3 раза больше, чем в среднем в других возрастных категориях. На фабрике в Стурзовке работают только 100 человек из 5000 жителей села, и большинство из них молодые люди, которые ценят то, что могут зарабатывать на жизнь дома, у себя в стране. Это и случай Кристины Гаврилюк, которая работает на фабрике около 5 лет. «Очень удобно работать в своем селе. Не нужно никуда уезжать, о чем-то беспокоиться. Хорошо иметь все необходимое», – отмечает женщина.

565-haine1Молодые люди из Стурзовки, которые приходят на фабрику, проходят обучение и профессиональную подготовку. Здесь мы встретили и молодых людей, приехавших в Молдову из-за рубежа. Это и случай Юлии, молодой москвички, которая вышла замуж за молдаванина. Работает на фабрике вместе с мужем и свекровью. Она довольна тем, что они работают все вместе.

«Мне нравится здесь, я довольна моей работой. Не устаю слишком сильно, и заработная плата достойная», – утверждает молодая женщина.

Хотя фабрика находится в отдаленном селе, она имеет большие показатели роста. На национальном уровне экспорт из Республики Молдова в Европейский союз значительно вырос в последние годы, составив в 2015 году около 50% от общего объема, а в страны СНГ молдавский экспорт не превышает 25%. Товары проходят таможенный контроль непосредственно на территории предприятия, и не нужно терять время в таможенных терминалах. Это стало возможным благодаря упрощению таможенных процедур, как части соглашения о свободной торговле между Молдовой и Европейским союзом.

Итальянский бизнес в ритмах блюза

В 2015 году на отечественном музыкальном рынке появился видеоклип к песне «Doar dragostea» (Только любовь), в котором известная певица Адриана Окишану поет в кампании харизматичного итальянца по имени Массимо Балестриери. Мало кто знает, однако, что он руководит в Молдове трикотажной фабрикой, на которой работают более 500 сотрудников. На этой фабрике шьется одежда, как для западного, так и для восточного рынка.

«Я приехал в Молдову около 16 лет назад. Я работал в итальянской компании, которая сделала инвестиции в Молдове. Много лет работал инженером. Пять лет назад мне предложили новый проект, и так я стал директором-администратором этой фабрики. Первоначально планировалось открыть фабрику в Беларуси. Но, поскольку я не знал эту страну, предложил открыть фабрику в Республике Молдова, потому что у меня уже был опыт работы в вашей стране. Я очень хорошо знал, что в Молдове люди работают качественно. Здесь все изготавливается из высококачественных материалов. Если кто-то в Европе читает на этикетке «Произведено в Молдове», то он не боится купить эту продукцию. Если на этикетке написано Бангладеш или Китай, тогда появляются сомнения», – отмечает Массимо.

Фабрика специализируется только на пошив трикотажных изделий из готовых деталей. После того, как получают от клиента (бренды из Италии или России) готовые детали маек, футболок или брюк, рабочие фабрики шьют изделие.

Подавляющее большинство работников на фабрике женщины, хотя эту работу могут выполнить и мужчины. За одной из швейных машин сидит Андрей, который работает 15 лет по этой специальности, и говорит, что не поменяет эту профессию ни на любую другую.

«Жена убедила меня прийти на фабрику. Вначале не очень хотелось работать с женщинами, мне было неудобно в их кампании. Но, со временем, привык. Прошло уже 15 лет, и все хорошо», – отмечает Андрей.

По мнению Массимо, чтобы делать европейский бизнес в Молдове, нужно быть действительно хорошим во всем, что делаешь. Вопрос нехватки рабочей силы он решает просто, стимулируя лучших работников быть еще лучше.

Эксперты: «Нужно быть более открытыми»

Некоторые европейские бизнесмены приехали в Молдову, чтобы сделать инвестиции, чтобы открыть новые рабочие места и обеспечить возможности развития в некоторых населенных пунктах. Молдавские товары, созданные ими, уже заявили о себе на европейском и даже мировом рынке. Эксперты, однако, утверждают, что в Молдову приехало бы больше иностранных инвесторов, если бы улучшился деловой климат. Такой же точки зрения придерживается и экономист Думитру Алайба.

«Любой инвестор, который видит здесь большой потенциал, либо в текстильной промышленности, либо в сельском хозяйстве или в ИТ, если видит для себя смысл, то мы должны быть очень открытыми. Я не верю в оценки одного или другого учреждения, что вот в этой области будущее экономики Республики Молдова, вот здесь мы должны ориентироваться в первую очередь. Лучше, когда есть большое разнообразие. Все, что может генерировать рабочие места – это хорошо. Текстиль – это то, что называется «labour intensive». То есть это та отрасль, которая создает много рабочих мест. Поэтому, для наших сел, которые сейчас получают доходы только из сельского хозяйства в 99% случаев, это, действительно, очень хорошее временное решение. Инвестор, который хочет стабильности, предпочитает платить чуть больше налога, даже чуть больше зарплату, но хочет знать, что в тот момент, когда возникает какой-то спор, он найдет справедливость в другом учреждении, что есть закон, который работает. Они приходят сюда не на два года, они приезжают на 10-15-20 лет.

Инвесторы это очень хорошо информированные люди. Они не верят в брошюры, которых мы печатаем или в красивые сайты, которых мы создаем благодаря деньгам доноров. Они прагматичные и информированные люди. Поэтому, в момент, когда все мы знаем, что законы у нас не работают, что правосудие не справедливо, то, вероятнее всего, серьезный инвестор не поверит обещаниям высокопоставленных государственных чиновников. Поэтому, вот где в первую очередь проблема: в правосудии, в том, что у нас коррупция существует практически во всех сферах, сверху вниз, слева направо и так далее. И до тех пор, пока правительство не решит вопросы, касающиеся правового государства, к нам не приедут известные инвесторы, которые хотят сделать что-то хорошее, а не только получать прибыль», – объясняет Алайба.

Серджиу ПАСКАРЬ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. иван

    ага..работают за копейки..со скотским отношением!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000