«Играют нами, как куклами»

Люди, предпринявшие попытку суицида в Молдове, остаются один на один со своими переживаниями

Каждые 40 секунд в мире происходит один суицид. Среди молодежи в возрасте от 15 до 30 лет самоубийство – это вторая самая распространенная причина смерти после автоаварий. 79% самоубийств происходят в странах с низкими и средними доходами. Кроме того, по данным ВОЗ, есть хорошо обоснованная связь между суицидом и проблемами с психическим здоровьем, такими как депрессия или зависимость.

Эксперты считают, что на психическое состояние людей негативно влияет и пандемия коронавируса. Пока неизвестно, как она скажется на психическом здоровье людей в долгосрочной перспективе и как сильно повлияет на медленное, но неуклонное снижение числа суицидов в мире – по данным ВОЗ, с 2000 года число самоубийств на душу населения в Европе упало более чем на четверть.

За последние пять лет число суицидов незначительно уменьшилось и в Молдове, но оно все равно достаточно велико, а главное – большие опасения специалистов вызывает пандемия, через которую проходит и Молдова.

В 2019 году в Молдове зарегистрировали 467 случаев суицида, а за год до этого 489 случаев.

«Депрессия осложняет работу врачей»‎

В июле врачи нашли тело 48-летней пациентки с диагнозом COVID-19, ее обнаружили задушенной душевым шлангом в ванной больничной палаты, в которой она лежала. Врачи предполагают, что вирус мог повлиять на ее психическое состояние, и что пациентка скорее всего страдала депрессией. На тот момент состояние женщины улучшалось, и у нее не было сопутствующих заболеваний. Врачи подчеркивают, что депрессия часто возникает у пациентов, зараженных COVID-19.

Вероника Цугульская глава подразделения неотложной помощи Муниципальной больницы Святого Архангела Михаила

«Большинство пациентов с SARS-CoV-2 депрессивные, поскольку их пугает это заболевание. Когда они видят, как развивается патология у других людей, если им лично знакомы случаи летального исхода, тогда некоторые пациенты теряют надежду и считают, что все равно умрут, отказываются от пищи и от капельниц. Потом еще есть воздействие SARS-CoV-2 на центральную нервную систему – пациенты, которые раньше были в порядке с неврологической или психологической точки зрения, затем становятся напряженными, встревоженными, депрессивными. А депрессия осложняет работу врачей.

Около 20% наших пациентов с COVID страдают глубокой депрессией.

В последнее время мы замечаем общую депрессию, потому что эта пандемия слишком затягивается для всех нас»‎, – сообщает Вероника Цугульская, врач-гастроэнтеролог, глава подразделения неотложной помощи Муниципальной больницы Святого Архангела Михаила.

Чтобы состояние этих пациентов не усугубилось и история не повторилась, пациентам с SARS-CoV-2 оказывается психологическая помощь и, при необходимости, выписываются антидепрессанты.

С другой стороны, пандемия коронавируса также подчеркнула пробелы в молдавской системе психического здоровья, показав, что особенно в кризисных ситуациях тем, у кого есть проблемы с психическим здоровьем, приходится больше рассчитывать на самих себя.

«Я больше не испытывала радости»‎

Екатерине Луцишиной 30 лет, и она работает SM-менеджером, а в 2019 году у нее диагностировали депрессию, эмоциональное выгорание и пограничное расстройство личности.

Пограничное расстройство личности характеризуется импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации.

Часто сопровождается опасным поведением и самоповреждением.

В начале этого года, в феврале, у Екатерины возникали мысли о самоубийстве, когда психологически она достигла момента, из которого больше не видела выхода.

«Я фактически не испытывала ничего от вещей, которые обычно доставляют другим людям радость. Когда у меня появились мысли о самоубийстве, это скорее было состояние, в котором я смирилась с идеей, что больше не смогу ничему радоваться, и что возможно было бы проще положить конец этому продолжительному страданию»‎, – вспоминает она.

Екатерина говорит, что мысли о семье и о том, как отреагируют родные, а также то, что она может стать причиной огромных страданий ее матери, остановили ее от этого непоправимого шага.

Сейчас она живет в квартире вместе с 16-летним сыном ее сестры Романом (имя изменено, прим. ред.). Екатерина решила заботиться о нем после того, как ее сестра стала беспомощной из-за длительного употребления алкоголя и наркотиков. Юноша стоит на учете у психиатра, какое-то время употреблял наркотики, и у него также диагностировали пограничное расстройство личности.

В конце августа, после ссоры, Роман попытался выпрыгнуть с 11 этажа своего дома.

«Тогда (в день попытки суицида, прим. ред.) я был не в себе и не знал, не осознавал, что делаю»‎, – говорит сейчас парень.

Екатерина не знала, как помочь ему в тот момент, поэтому набрала единую службу экстренных вызовов 112.

Это был выходной день, Молдова отмечала свою независимость, и найти помощь для племянника оказалось для Екатерины непростой задачей. Екатерину с Романом отвезли сначала в психиатрическую больницу, а потом в наркологический диспансер. Но помощь специалиста получить так и не удалось – в праздничный день врачей просто не было на месте.

«В конце концов он пришел в себя, проголодался, и мы решили пойти поесть. Я сказала, что сама попытаюсь решить проблему, раз первую помощь нам не оказали, как мы того ждали»‎, – говорит Екатерина. Ее знакомые порекомендовали психотерапевта в частном центре.

По словам психолога и психотерапевта Андрея Ешану, причинами суицида могут стать психические расстройства, например депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизофрения, тревожность, а также чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков.

«Когда мы говорим о внутреннем мире, о том, что происходит в душе человека, играет роль это чувство безысходности, когда

человек больше не видит надежды на будущее,

и когда его состояние кажется ему таким сложным и неприятным, что он решает лишить себя жизни»‎, – отмечает специалист.

«Проблемы следует выявлять, чтобы они не привели к катастрофе»

По словам психотерапевта Андрея Ешану, в развивающихся странах процент самоубийств среди молодежи выше по сравнению с развитыми странами, где больше всего случаев суицида происходят в возрасте 40-50 лет.

Психотерапевт Андрей Ешану

«Причины пока неизвестны, но есть много гипотез. Одна из них заключается в том, что в менее развитых странах молодые люди больше не видят будущего, а в развитых странах, возможно, играет роль кризис среднего возраста, в 40-50 лет, он связан не столько с экономическим положением, сколько с другими аспектами, такими как семейная или личная жизнь»‎, – утверждает Ешану.

Анне (имя изменено, прим. ред.) 18 лет, и она учится в кишиневском университете. Девушка говорит, что впервые у нее возникли мысли о самоубийстве в прошлом году, когда она проходила через сложный период из-за конфликтов с родителями.

«Я думала, что никому нет до меня дела. Я не находила общий язык с родителями, поэтому меня стали посещать такие мысли. У меня была депрессия больше года»‎, – говорит она. Пандемия коронавируса заставила ее испытать еще больший дискомфорт. «Это тоже плохо. Ты будто не видишь выхода, и это состояние усиливается»‎, – говорит Анна.

Ее единственный друг заметил изменения в поведении девушки и попытался ей помочь, объяснив, что она не одна. Сейчас девушка намерена обратиться к специалисту за помощью. Она надеется, что ее мама согласится посетить психолога, который бы помог им наладить отношения.

Марии (имя изменено, прим. ред.) 17 лет, и она учится в школе. В ее случае

первые мысли о самоубийстве появились уже в 7 лет, а потом вернулись в подростковом возрасте.

«Я пришла к этому из-за насилия в семье. Мой отец насиловал меня, а мама подталкивала его к этому. Сколько времени у меня была депрессия? Почти всю жизнь»‎, – рассказывает Мария, отмечая, что никто из ее окружения не заметил или не захотел увидеть признаки ее депрессии, изменения в ее поведении. «Впервые я попыталась покончить с собой в 8 лет. На каникулах, взяв большой камень в руки, я прыгнула в воду, надеясь утонуть. Мне не удалось – меня вытащили из воды»‎, – вспоминает Мария.

Девушка считает, что система здравоохранения нуждается в образованных и внимательных людях. «Государство должно нанимать психологов в школы, больницы, детские и подростковые кружки. Проблему следует выявлять в начале, а не в конце катастрофы»‎, – подчеркивает она.

Мария уехала из Молдовы. Сейчас она находится на попечении приемной семьи и пользуется услугами психолога.

Родике (имя изменено, прим. ред.) 67 лет. Она была медсестрой, а сейчас она на пенсии. Первые симптомы депрессии обнаружились у нее в 35 лет. С тех пор она проходит медикаментозное лечение. Женщина говорит, что тревожное состояние заставило ее несколько лет назад совершить попытку суицида, когда она выпила гору таблеток.

«Бывает так, что возникают плохие мысли, и вам не хочется жить, вас окутывают темные волны, и кажется, что из этого не выйти, что невозможно ничего прояснить. Все трудно, и у вас ощущение, что ничего не получится, что вы не справитесь с этой ситуацией. Тогда вы говорите, хватит, лучше больше не жить»‎, – рассказывает женщина.

Сейчас она утверждает, что чувствует себя лучше, хотя пандемия коронавируса повлияла на ее состояние, поскольку

человек начинает чувствовать себя будто в клетке, из которой нет выхода.

«Конечно же этот период давил на меня, потому что пришлось долго оставаться дома. Но я принимаю лекарства, и потом мы стали потихоньку выходить на улицу, гулять. В первые месяцы было очень трудно»‎, – отмечает она.

Помимо этого, Родика старается больше времени проводить с родственниками и друзьями, потому что иначе ее поглощает одиночество, которое в период пандемии коронавируса усиливается еще больше. «Когда у меня депрессивное состояние, я звоню друзьям, выхожу с ними на прогулку, потому что в такой период я более молчаливая, у меня нет настроения говорить и как будто нет слов, а так я слушаю, что они мне рассказывают. Важно не оставаться одной»‎, – подчеркивает она.

Психологи утверждают, что решение покончить с собой редко бывает мгновенным. Как правило, в предшествующие самоубийству человека дни и часы можно догадаться о том, что с ним происходит. Самые тревожные признаки выражаются в словесной форме: «Я так больше не могу», «Мне теперь всё равно» или даже «Я думаю о том, чтобы покончить со всем этим». Но есть и другие общие признаки, указывающие на предстоящую трагедию:
– настроение человека становится подавленным или он замыкается в себе;
– человек ведет себя безрассудно;
– человек приводит дела в порядок и раздает свои ценные вещи;
– поведение человека, его отношение к людям или его внешний вид заметно меняется;
– человек злоупотребляет алкоголем или наркотиками;
– человек перенес тяжелую утрату или его жизнь резко изменилась.

«Мы больше привыкли реагировать, чем действовать»

Екатерина Луцишина считает, что система психического здоровья Республики Молдова должна предоставить более широкий доступ к службам бесплатной психологической и психиатрической помощи, а также делать вклад в политику предотвращения суицида и развивать доверие к уже существующим службам.

Хотя в Молдове работает «Зелёная линия Antisuicid», созданная на волонтерской основе, а в период пандемии в Фейсбуке были созданы несколько страниц, на которых группа психологов предоставляет свои услуги бесплатно для тех, кто с трудом переносит пандемию, или заразился, а также для тех, у кого умер кто-то из близких из-за нового типа короновируса, об этом знают не так много людей. Когда люди сталкиваются с проблемой, они обращаются к государству, и тут они сталкиваются с безразличием, как это произошло в случае Романа, которому государственная система здравоохранения не оказала помощь тогда, когда он в ней нуждался.

«Они должны принимать всерьез людей, которые говорят или думают, что у них есть проблема. И должно быть больше специалистов, именно хороших специалистов, чтобы мы не ходили в частные клиники, где нужно платить, чтобы выйти из этого состояния. И пусть принимают нас всерьез, даже несовершеннолетних, и взрослых тоже, потому что

они (сотрудники государственной системы здравоохранения) не принимают нас всерьез и играют с нами, как с куклами»‎, – говорит юноша.

В связи с этим психолог Андрей Ешану подчеркивает, что Молдова унаследовала систему, в которой психиатрическая и наркологическая службы разделены, хотя во всем остальном мире службы психического здоровья гораздо более связаны. «К сожалению, мы больше привыкли реагировать, чем действовать. Другими словами, мы привыкли пытаться справляться с последствиями ситуации, а не предотвращать такие ситуации»‎, – заключает он.

По данным Минздрава, в Молдове работает 40 общественных центров психического здоровья и 41 центр здоровья для молодежи Youth Klinic при учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Но для того, чтобы воспользоваться их услугами, необходимо иметь прописку в том, секторе, где они расположены. В противном случае, услуги специалиста предоставляются только за оплату – 300 леев (около 15,50 евро) за час.

В настоящее время в Молдове работают 182 психиатра, это значит 5 психиатров на 100.000 человек.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2014-2016 годах в странах с низким уровнем дохода приходилось 0,1 психиатра на 100.000 человек. Количество психиатров в странах с высоким уровнем дохода в 120 раз выше.

ВОЗ отмечает, что каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс им заболеть в течение жизни. Самое распространенное психическое заболевание – это депрессия.

В Молдове проживают около 60 тысяч людей с психическими расстройствами, из которых 28 тысяч со степенью инвалидности.

Алёна ЧУРКЭ
Фото/ видео: Катерина АЛЕКСАНДР
Видеомонтаж: Андрей МУНТЯН
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

4 comentarii

  1. Pingback: Молдова: коронавирус и суицид

  2. Pingback: Молдова: коронавирус и суицид – 1News

  3. Pingback: მოლდოვა: კორონავირუსი და თვითმკვლელობები

  4. Pingback: Журналистка ZdG награждена ЦНЖ в конкурсе «Tulip Press Awards» | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000