Год без Плахотнюка Обвинения против дел без завершения

Спустя год после того, как Владимир Плахотнюк, о котором говорили, что он контролировал Республику Молдова с помощью шантажа и террора в 2016–2019 годах, ни одно уголовное дело, возбужденное в отношении бывшего политика, «самоизгнанного» в США, не доведено до конца.

Его окружение, также обвиняемое в участии в различных незаконных схемах, в этот период не пострадало. Его венчальный крестник строит новую партию, которая изо дня в день становится все более влиятельной в Законодательном органе, а «борсетка» Константин Ботнарь даже через год после отъезда Плахотнюка не фигурирует ни в одном уголовном деле.

Политики, которые ранее обещали, что Плахотнюк сядет в тюрьму после их прихода к власти, приводят различные оправдания и обвинения, чтобы объяснить безнаказанность Плахотнюка.

Владимир Плахотнюк оказался в центре внимания, когда он был включен, на последних ста метрах, в список кандидатов от Демократической партии Молдовы (ДПМ) на парламентских выборах 2010 года. Он оказался сразу на втором месте в списке после председателя партии, бывшего коммуниста Мариана Лупу. До того Плахотнюк был загадочным персонажем, который, как говорили, занимался теневым бизнесом, находясь под прикрытием коммунистического правления с 2001 по 2009 год.

«Исторические» обвинения в адрес Плахотнюка

С 2010 года до его бегства из Молдовы, в июне 2019 года в адрес Плахотнюка были выдвинуты различные обвинения со стороны различных акторов, но они не отразились в ходе какого-либо судебного расследования. В августе 2010 года Сергей Мокану, бывший советник президента Воронина, появился на пресс-конференции рядом с директором магазина «Gemenii», директором «Carmez», бывшим директором «Franzeluţa», а также бывшими акционерами «Victoriabank» Виктором и Виорелом Цопа. Все они заявили, что пострадали в результате «рейдерских атак» Плахотнюка и судей, которых он якобы подкупил.

В январе 2011 года было обнаружено, что у Плахотнюка двойная идентичность, у него есть румынские документы, в которых он фигурировал под именем Влада Улинича, а несколько месяцев спустя тогдашний премьер-министр Влад Филат обвинил Плахотнюка в том, что он «отбирает имущество, нажитое чужим трудом». О причастности Плахотнюка к захвату бизнеса также говорил Олег Воронин, сын бывшего президента-коммуниста. «Где все те предприятия, которые я якобы бы взял силой к 2009 году? Все они у Плахотнюка. Он тот, кто получил в свои руки все в специфической для него манере», – заявлял Воронин-младший в интервью в декабре 2012 года.

Параллельно о Плахотнюке говорили, что он был бенефициаром нескольких приватизаций, которые нанесли государству миллионные убытки. Отель «Codru», отель «Național», кафе «Guguță» или острова в парке «La Izvor» – это лишь некоторые из государственных активов, вошедших в управление фирмами, контролируемыми Плахотнюком. В октябре 2015 года, в день, когда с Филата должны были снять парламентский иммунитет и задержать его, он обвинил Плахотнюка в «захвате государственных институтов» и создании «одиозной системы». Плахотнюка также обвиняли в рейдерских атаках и захвате банков, а также в том, что аффилированные с ним фирмы и его окружение ежегодно получали миллионы евро от государственных учреждений, таких как «Metalferos» или «Moldtelecom».

Обвиняемый во владении видеотекой с компрометирующими кадрами

Летом 2019 года, после побега Плахотнюка и за несколько месяцев до того, как Филата освободили из тюрьмы, он объявил, что Плахотнюк также был конечным бенефициаром концессии аэропорта, а Шор был «только интерфейсом». На протяжении многих лет Плахотнюка также публично обвиняли в подчинении себе судей и прокуроров, и в том, что параллельно с государственными учреждениями, которые он контролировал политически в 2016-2019 годах, он якобы создал ООО, которые были бы способны перехватывать телефонные разговоры общественных деятелей или снимать их в интимных позах, чтобы потом их шантажировать.

Ходили даже слухи, что Плахотнюк владеет целой видеотекой с такими видеокадрами, и они якобы помогли ему сохранить власть. После, но также и до смены правительства в июне 2019 года, несколько политиков, среди которых и президент Игорь Додон, заявляли, что Плахотнюк сядет в тюрьму и будет ответит за совершенные деяния.

Первое уголовное дело с участием Плахотнюка: узурпация власти в государстве

Однако после того, как Владимир Плахотнюк утратил свою политическую власть, он покинул страну, а затем был замечен в США. За последний год только некоторые обвинения против него и его окружения получили продолжение в уголовных делах. Однако ни одно из них не завершено, все они находятся на стадии уголовного преследования.

Первое дело, в котором фигурировали Владимир Плахотнюк и его окружение, было возбуждено в августе 2019 года, после того как Думитру Робу, в то время недавно назначенный на должность врио генерального прокурора, распорядился, согласно постановлению, начать уголовное преследование по факту узурпации государственной власти в период между 7 и 14 июня 2019 года ДПМ, партией, которая тогда находилась у власти. Дело было возбуждено по жалобе, поданной Андреем Нэстасе, тогдашним министром внутренних дел, который пожаловался на тот факт, что «Плахотнюк Владимир действовал, чтобы получить доступ к власти и удержать её и Правительство – в услужении, распорядившись через судей Конституционного суда о роспуске Парламента, продолжении полномочий Правительства во главе с Филипом Павлом, несмотря на истечение срока его полномочий, недопущении вступления в полномочия Правительства под руководством Майи Санду».

В течение последнего года об этом деле говорили, что его могут закрыть после допроса более 400 человек. Однако, согласно информации, предоставленной представителями Генеральной прокуратуры (ГП), уголовное расследование по этому делу продолжается, так как решение еще не принято.

Дела об отмывания денег в особо крупных размерах

Последовали два других уголовных дела, впоследствии объединенных. 23 сентября 2019 года Антикоррупционная прокуратура (АП) распорядилась о возбуждении уголовного дела по подозрению в совершении преступления в виде отмывания денег в особо крупных размерах. Согласно материалам дела, в 2013-2015 годах Владимир Плахотнюк через посредников учредил несколько компаний-резидентов и нерезидентов, с помощью которых он организовал обращение денежных средств в особо крупных размерах – около 18 миллионов долларов США и 3,5 миллиона евро, незаконных финансовых средств, полученные в виде неблагоприятных банковских кредитов, предоставленных «Banca de Economii», «Unibank» и «Banca Socială».

В рамках другого дела прокуроры установили, что в 2013–2014 годах компания «Tukumaan Limited», бенефициаром которой был Владимир Плахотнюк, и которая якобы получала деньги от компаний, вовлеченных в «прачечную» («Laundromat»), осуществляла платежи в размере более 10 миллионов долларов фирмам, аффилированным с Плахотнюком, а также его супруге, Олесе Килдеску.

Хотя в то время был задержан сообщник, у дела не было завершения, и сообщник был освобожден из-под ареста. На основании этих обвинений в октябре 2019 года на имя Владимира Плахотнюка был заочно выдан ордер на арест на 30 дней, и он был объявлен в международный розыск. «Дело находится в производстве. У задержанного тогда сообщника по-прежнему статус обвиняемого. С декабря 2019 года он находится на свободе», – сообщил нам временно и.о. главы АП Сергей Гаважук.

Впоследствии был наложен арест на уставный капитал нескольких компаний, аффилированных с Плахотнюком, по уголовному делу об отмывании денег: «Bass Systems», «BB-Dializa» и «GMG Production». Спустя время, в феврале 2020 года был снят секвестр с уставного капитала компании «Bass Systems», которая, по словам прокуроров, в октябре имела связи с Плахотнюком.

Паспорт с другой идентичностью и обыски в «Metalferos»

29 октября 2019 года АП объявила, что возбудила уголовное дело по факту получения бывшим лидером ДПМ Владимиром Плахотнюком второго паспорта Республики Молдова с другой идентичностью. «Уголовное дело было возбуждено по факту злоупотребления служебным положением, совершенного в интересах организованной преступной группы или преступной организации», – объявила ГП в ноябре 2019 года. Дело все еще находится на стадии уголовного преследования.

В декабре 2019 года прокуроры по борьбе с коррупцией также провели обыски в «Metalferos», государственной акционерной компании, о которой в течение многих лет отмечали, что она контролировалась Плахотнюком. Сергей Гаважук, врио главы АП, сообщил нам, что уголовное преследование по этому делу продолжается, но у Плахотнюка нет никакого процессуального статуса.

Последнее дело: Он якобы получил 100 миллионов долларов в результате банковского мошенничества

В мае 2020 года генеральный прокурор Александр Стоянольго объявил, что Владимир Плахотнюк фигурирует в другом уголовном деле, сказав, что он был одним из главных бенефициаров «кражи миллиарда», уже обнаружившего след в 100 миллионов долларов. Стояногло заявил, что ГП располагает «неоспоримыми доказательствами того, что именно гражданин Плахотнюк является бенефициаром денег, полученных в виде кредитов от BEM через группу Шора, впоследствии покрытых из финансовых средств Национального банка Молдовы. Сумма была направлена на приобретение пакета акций банка, здания страховой компании «ASITO», Дома моды и гостиницы «Național». Кроме того, деньги, полученные от кредитов в BEM, были использованы Плахотнюком в личных целях или аффилированными с ним компаниями – для приобретения самолета, оплаты личных чартерных рейсов, а также для лиц из его окружения».

Таким образом, было вынесено постановление о предъявлении обвинения по трем основаниям: создание преступной организации, мошенничество и отмывание денег, последние совершены в особо крупных размерах. Вскоре после этого Кишиневский суд, отделение на Чеканах, принял только одно из шести ходатайств, поданных прокурорами, и постановил применить секвестр в отношении 10 объектов недвижимости, аффилированных с Плахотнюком: 6 квартир и 4 нежилых помещений в Молдове, которые оцениваются примерно в 33 миллиона леев. Другие пять ходатайств, посредством которых прокуроры запрашивали арест вилл в Швейцарии, Франции и Румынии, 5 автомобилей и яхты, зарегистрированных в Швейцарии, а также 4 автомобилей, зарегистрированных в Республике Молдова, стоимостью 7,7 млн. евро, были отклонены. Решение было обжаловано в Кишиневской апелляционной палате, которая пока что не высказалась по нему.

Состояние Плахотнюка под арестом. Бывший офис ДПМ – да, Белый дом – нет

Хотя недавно были наложены аресты на 10 объектов недвижимости, принадлежащих Плахотнюку, большая часть состояния олигарха была защищена еще до того, как он покинул страну. Несколько объектов недвижимости, зарегистрированных компаниями, которые впоследствии стали фигурантками уголовных дел, были отчуждены до июня 2019 года: офис «Global Business Center», офис охранной компании «Argus-S» или здание бывшего кафе «Guguță».

В прошлом году были наложены аресты на ряд объектов собственности, принадлежащим фирмам, аффилированным с Плахотнюком, только для того, только это не переросло в конфискацию, поскольку дела еще не дошли до судебной инстанции.

Первые секвестры в отношении имущества, приписанного Плахотнюку, были применены в июне 2019 года, через две недели после его отъезда из страны. Они коснулись офисо телевилений Плахотнюка на ул. Гиочеилор, а также гостиницы «Nobil» в центре столицы.

В ноябре 2019 года была также был наложен арест на бывший офис ДПМ на ул. Армянской, официально зарегистрированный на фирму «Constar Invest», основанную оффшором из Белиза.

Постановлением, вынесенным 26 мая 2020 года офицером уголовного преследования НЦБК, было приказано наложить арест на несколько квартир и нежилых помещений, принадлежащих семье Владимира Плахотнюка, в многоквартирном доме на ул. Болгарской. Некоторые из них записаны от имя Оксаны Килдеску, супруги Плахотнюка. В этом же доме квартирой площадью 234,8 кв.м и нежилым помещением площадью 134,6 кв.м владеет и Андриан Канду. Согласно кадастровой информации, Канду приобрел недвижимость у своего венчального крестного Владимира Плахотнюка по договору купли-продажи, заключенному 21 июня 2019 года, то есть всего через несколько дней после того, как Плахотнюк покинул Республику Молдова и всего за неделю до того, как власти начали накладывать арест на имущество Плахотнюка. Таким образом, это имущество было «спасено» от секвестров, находясь теперь в собственности Андриану Канду без каких-либо запретов.

Другая ценная недвижимость, приписываемая Плахотнюку, например, так называемый «Белый дом» у озера Валя Морилор, не была арестована. Спустя время Юрий Лункашу, приближенный Плахотнюка и представлявший в Молдове компанию, которой принадлежит «Белый дом», был найден застрелянным в августе 2019 года.

Венчальный крестник сделал политический ход, собрав уже 13 депутатов

После того, как Владимир Плахотнюк покинул Молдову, впоследствии будучи обнаружен в США, люди из его окружения тоже не пострадали. Его венчальный крестник Андриан Канду, сделал «политический ход», а фракция «Pro Moldova» насчитывает уже 13 депутатов, перешедших из ДПМ.

Отвечая на вопросы ZdG, представители ГП сообщили нам, что учреждение «не ведет никаких дел на имя Андриана Канду». Константина Ботнаря, по прозвищу «Борсетка» Плахотнюка, также не побеспокоили. Хотя он первоначально покинул Молдову, позднее он вернулся, а его имя не фигурирует в уголовных делах, расследуемых ГП. Владимир Андронаки, еще один персонаж, находившийся в окружении Плахотнюка, продолжает оставаться депутатом Парламента Республики Молдова. Он состоит в ДПМ, формировании, которое поддерживает Правительство Кику, предложенное президентом Игорем Додоном.


Политики отвечают: Почему в суде нет ни одного дела на имя Владимира Плахотнюка, спустя год после того, как он покинул Республику Молдова

«Игорь Додон – последний из заинтересованных в том, чтобы Влада Плахотнюка вернули в наручниках в Молдову»

Александру Слусарь, председатель парламентской фракции Платформа «ДП»:

«Игорь Додон – последний из заинтересованных в том, чтобы Влада Плахотнюка вернули в наручниках в Республику Молдова. Я думаю, что в ходе открытого, объективного, публичного процессе против Влада Плахотнюка через несколько месяцев Игорь Додон появится рядом с ним на скамье подсудимых. Я считаю, что если бы не позиция Додона и его вмешательство в систему правосудия, уже в начале 2020 года, по крайней мере, одно дело на имя Плахотнюка было бы передано в суд. По крайней мере, такова была линия врио прокурора, но затем начался процесс вмешательства Игоря Додона в акт правосудия. Теперь у нас такая же линия, но с опозданием, и это своего рода конъюнктура, теперь это смертельный бой между ними (Владом Плахотнюком и Игорем Додоном, прим.ред.). И если завтра-послезавтра они договорятся, я боюсь, что все снова остановится», – считает Александр Слусарь.

«Прокуроры и судебные органы очень внимательно относятся к изменениям в обществе»

Игорь Гросу, председатель фракции ПДС:

«Это кардинальная, системная проблема. У нас нет правосудия, поэтому дела затягиваются. Аппетит политика к вмешательству в правосудие – это искушение, которое служит нам дурную службу. Додон, например, это и предложил, он очень хотел взяться за судебную систему, чтобы ряд прокуроров стали его прислужниками. Теперь сотрудники прокуратуры и судебных органов очень внимательно относятся к изменениям в обществе. Они, те, у кого благие намерения, также ждут каких-то четких сигналов от политика, таких как: «Уважаемые судьи, уважаемые прокуроры, выполняйте свою работу, мы не вмешиваемся в вашу сферу. Мы больше не используем практику телефонного правосудия», потому что они умные люди, и я очень хорошо понимаю, каковы риски, особенно когда это не предсказуемое правительство. Все это влияет на то, что мы называем продуктом юстиции, справедливым правосудием и привелечением к ответственности главных героев, того, что мы называем кражей миллиарда, «прачечной» и других крупных финансовых, политических катастроф для Республики Молдова», – утверждает Игорь Гросу.

«На всех уровнях есть люди, верные Плахотнюку»

Корнелиу Фуркулицэ, председатель парламентской фракции ПСРМ:

«Во всю систему, включая Прокуратуру, проникли люди, которые были верны Плахотнюку, которым платили, которые выполняли то, что им было поручено, включая генерального прокурора. Несмотря на то, что режим был свергнут, то, что было построено по кирпичику, осталось на месте. Сегодня Прокуратуре очень сложно завершить некоторые дела и представить их в суде, потому что на всех уровнях есть люди, лояльные Плахотнюку, которые также непосредственно вовлечены в эти схемы, действия или бездействия. Внутри также существует сопротивление, потому что, если нужно расследовать или изъять эти материалы, некоторые прокуроры также должны будут понести ответственность. Вот почему это так сложно происходит, но будем надеяться, что, всё же, система оздоровится, у нас будут и прокуроры, которые будут иметь силу характера и смелость, чтобы начать и довести до конца дело и в суде. Надеюсь, что раз и навсегда, в этой стране будет справедливость и правосудие», – утверждает депутат.

«У нас доводятся до логического завершения только мелкие кражи»

Галина Бостан, исполнительный директор Центра анализа и предотвращения коррупции:

«Если бы государственные учреждения работали так, как следовало бы, во-первых, мы бы не достигли ситуации, в которой были год назад. Но давайте признаем, что, тем не менее, мы достигли этой ситуации; если бы государственные учреждения работали в общественных интересах, мы бы уже вернулись к тому, что означает «нормальность». Но пока наши государственные институты не оправдывают свое существование, по этой причине у нас ничего нет, и я предполагаю, что в ближайшее время у нас ничего не будет. Я хотела бы верить, что дела будут доведены до логического конца, но, к сожалению, в нашей стране доведятся до логического конца только дела о небольших кражах. Вот бедная старушка, которая продала три пучка зелени на рынке X или Y, эти – да, они завершены, но в остальном – не особо. Мне бы хотелось ошибаться и не быть правой, но я боюсь, что это будет произходить так», – считает Галина Бостан.

«Было нормально – ожидать, что это расследование продлится не два или четыре месяца».

Владислав Грибинча, председатель Центра правовых ресурсов Молдовы:

«Учитывая, что обвинения против него довольно сложны, и он не находится в стране, в то время как с предполагаемых событий, связанных с банковским мошенничеством, прошло шесть лет, я думаю, что было нормально – ожидать, что это расследование продлится не два или четырех месяца, а может, намного больше, если действительно представляется желаемым настоящее расследование», – утверждает он.

 Виктор МОШНЯГ, Анатолие ЕШАНУ, Даниэла КАЛМЫШ 
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: Молдавский олигарх Владимир Плахотнюк покинул США 28 августа | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000