Секретный список Прокуратуры

464-blocurile-pentru-procurori252 семей прокуроров должны, по крайней мере, официально, переехать в новый дом, в начале 2015 г. Однако, Генеральная Прокуратура хранит в большой тайне список с их именами. В нем имена многих главных прокуроров, которые в момент подписания контрактов со строительной компанией, уже владели квартирами или даже домами, стоимостью в миллионы. Среди них и бывший генеральный прокурор, Валерий Зубко, но и все нынешние заместители учреждения. До сих пор, как минимум, половина бенефициаров квартир уже продали их за более высокую цену, чем 340 евро за кв.м., т.е. сколько они заплатили, когда покупали их.

Идея строительства дешевых квартир для сотрудников прокуратуры появилась во времен Валерия Балабан, генеральный прокурор 2003—2007 гг. Первый подобный проект был осуществлен в Кишиневе на ул. Николай Сулак. Однако, Балабан допускает, что там мало прокуроров живут. «Знаю, что в том здании многие продали еще, когда он строился. Каждый использовал свое право на собственность как мог. Впоследствии, появилась идея более масштабного проекта, на ул. Мелестиу, вблизи Парка «Валя Трандафирилор». «Должны были получить квартиры те, которым негде было жить, и те, которые проживали в очень маленьких квартирах», говорит Валерий Балабан, разработчик проекта, который ставил своей целью помочь тем прокурорам, которые не могут себе позволить купить квартиру по рыночной цене. «Идею привели в действие во времена Балабана. Я ее позаимствовал и поддержал. Начальная цель была построить жилище на ипотечных принципах для прокуроров, у которых нет жилья или для тех, которые нуждались в улучшении своих жилищных условий», подтверждает преемник Балабана во главе Генеральной Прокуратуры (ГП), Валерий Гурбуля.

340 евро — цена для прокуроров

В мае 2007 г., на основе решения Кишиневского Муниципального Совета, ГП был выдан участок земли площадью 0,945 га, на ул. Мелестиу, для проектирования и строительства жилого комплекса для работников учреждения, предназначенные сотрудникам учреждения. По данным, полученным в официальном ответе ЗдГ от ГП, 22 декабря 2009, была создана ведомственная комиссия, которая через шесть дней начала и провела открытый конкурс по выбору генерального подрядчика. Впоследствии, 19 марта 2010, ГП подписала контракт с SRL „Basconslux”, подрядчик обязался построить и выпустить комплекс, в котором, посредством ипотечного метода, 252 семей прокуроров получат жилье.

В том же ответе, мы узнаем, что выбор победителя тендера был проведен на основе анализа предложений семи строительных компаний, по нескольким критериям: лучшая цена, условия оплаты, большая площадь, лучший проект или самый короткий срок строительства. Таким образом, «конечная цена, оговоренная с подрядчиком, за 1 кв.м. жилой площади для работников Прокуратуры составляет 340 евро», также отмечается в ответе, адресованный ЗдГ. Хотя мы пытались получить официальный список государственных обвинителей, которые пользуются квартирами, нам отказали. «Ипотечные контракты были подписаны бенефициарами от своего личного имени, а данные последних, содержащиеся и используемые ГП, содержат данные личного характера, как место жительства, семейное положение, и не могут быть представлены, т.к. их раскрытие может соприкоснуться с правами и интересами этих людей», говорится в ответе, подписанный Андреем Паскарь, прокурор по особым поручениям в рамках ГП.

464-procurori«Это данные личного характера»

Паскарь был также одним из членов Комиссии, который анализировал и, впоследствии, распределил квартиры прокурорам. Когда ЗдГ позвонил ему, чтобы узнать, какие данные личного характера содержат фамилия и имя прокурора, который получает зарплату из государственного бюджета, нам ответили, что «списки содержат данные личного характера, относящиеся к количеству детей, год рождения, трудовой стаж, домашний адрес, недвижимость, записанное в Кадастре на его имя… Я вам еше раз объясняю. Не могу. Я не стану писать еще раз эти списки без этих данных. Если хотите, пойдите в Национальную Комиссию по Надзору за Неподкупностью (НКНН), потребуйте декларации о доходах и имуществе, сходите в Кадастр и попросите. Я считаю, что это данные личного характера. Можно идентифицировать человека… Адрес, местожительства, сколько у него недвижимости…». Мы возразили, что, в общем, прокуроры из списка не должны владеть несколькими недвижимостями, т.к. первым условием, чтобы претендовать на квартиру, стоимостью 340 евро за 1 кв.м., было отсутствие местожительства. «Да, те, которым не нужно было, не вошли в список. У нас были и скандалы, и недовольства. Некоторые и в суде были», возразил прокурор по особым поручениям.

Секретность в рамках ГП, кажется, имеет другое объяснение. После отказа ГП, ЗдГ попытался достать список привилегированных прокуроров неофициальным путем. Некоторые, у которых был к нему доступ, сказали, что не могут нам ее дать из «страха», другие, чтобы не стать объектом слежения своих коллег и, особенно, начальства. Владельцы квартир по ул. Мелестиу утверждают, что даже они не видели официальный список, наверное, чтобы избежать случая, если станут известны все владельцы квартир по привилегированной цене. Все же, некоторые служащие включили квартиры в декларации о доходах и имуществе.

Миллионеры с квартирами по полцены

После того, как мы изучили большинство деклараций о доходах и имуществе прокуроров, мы выявили, что воспользовались привилегиями прокуроры, которые владеют шикарными домами и машинами, а также другими квартирами. Таким образом, одним из владельцев квартир на ул. Мелестиу является Руслан Попов, нынешний член Высшего Совета Прокурорв (ВСП), а также начальник Контрольного управления уголовного преследования и методической помощи в рамках ГП, о котором ЗдГ писал, что он содержит в Милештий Мичь, на расстоянии 13 км от Кишинева, шикарный двухэтажный дом с мансардой. Случайно или нет, он не указал в декларации о доходах и имуществе дом, а только ту квартиру, которая еще строится.  По этой причине, шло расследование, однако, вскоре, дело было закрыто. По данным декларации о доходах и имуществе, и Владимир Лупу, заместитель прокурора Кишинева, о котором пресса недавно писала, что он проживает в шикарном доме, который не указан в декларации (!) и который расположен вблизи дома председателя НКНН, Анатолий Дончу, владеет (или владел) квартирой по привилегированной цене на ул. Мелестиу. По мандату, его семья водит два шикарных автомобиля: Toyota и Lexus. И Елена Няга, бывший заместитель прокурора Буюкань, та, которая выставила свой особняк на одну их социальных сетей, получила квартиру за полцены в том же здании.

Квартиру за полцены получил и Юрий Гараба, бывший председатель ВСП, нынешний заместитель генерального прокурора, это несмотря на то, что по данным декларации о доходах и имуществе за 2012 г., Гараба владеет тремя (!) другими квартирами, приобретенные в 1996, 2003 и в 2006. И Игорь Сербинов, другой генеральный прокурор, получил квартиру на ул. Мелестиу, стоимостью в 46 810 евро, хотя в декларации о доходах и имуществе он указывает, что владеет жилым домом и другой квартирой. По никчемной цене получил квартиру и Валерий Диакону, нынче адвокат, бывший начальник Аппарата генерального прокурора, уволенный в 2012 за неявку на работу. Диакону получил жилище в условиях, в которых он указал в декларации о доходах и имуществе, что владеет двумя жилыми домами. В целом, некоторые прокуроры указали в тех же декларациях, что сразу же после того, как они стали владельцами квартиры по низкой цене, приобрели и другие квартиры. В то же время, в разговоре с ЗдГ, некоторые прокуроры, с более скромными должностями, которые не владеют квартирами на ул. Мелестиу, пожаловались, что не смогли получить жилье, т.к. владели другой квартирой.

Зубко и Пынтя, одни из бенефициаров

Среди выше названных, ЗдГ узнал, что привилегированные квартиры получил и Валерий Зубко, бывший генеральный прокурор, о котором мы писали в 2012, что он содержит шикарный дом в Кишиневе, и Андрей Пынтя, первый заместитель генерального прокурора, который содержит, судя по декларации о доходах и имуществе за 2012 г., три квартиры и три автомобиля, в том числе и BMW X5, но и другие члены Комиссии, которые заполнили список бенефициаров. Те же источники утверждают, что некоторые прокуроры приобрели, по крайней мере, две квартиры, большинство из них продали квартиры до окончания строительства. Прокурор, который получил квартиру по низкой цене, признался, что обменял ее, в другой области, тоже в здании, построенном Basconslux, но уже законченным. Тот же прокурор говорит, что, по крайней мере, половина бенефициаров поступила так же. Некоторые продали, т.к. им не нужна была квартира, за деньги, другие, чтобы купить другую, в других местах, чтобы не ждать три-четыре года до ввода комплекса в эксплуатацию.

«Я тоже слышал, что в список попали люди, которые владеют двумя-тремя жилищами. Я это понял из разговора с бывшими коллегами. Я узнал, что в списке люди, которые не заслуживают там быть. Однако, изначально, в списке были только люди, у которых не было место жительства или которые владели маленькими квартирами. Тогда в списке было более ста человек. Сейчас 252? Чем больше людей было в списке, тем ниже была цена, скидка была сделана за счет территории. Знаю, что те, кто пришли после меня на руководящие должности ГП, несколько раз поменяли подрядчиков и списки бенефициаров», утверждает Валерий Гурбуля.

464-procuror-victor-ababii«Комиссия руководствовалась документами»

Мы поговорили и с Виктором Абабий, глава Внутренней Безопасности в ГП, а также председатель Комиссии, которая выбирала владельцев квартир по полцены. Он признался, что этими квартирами воспользовались, в том числе бывший генеральный прокурор, Валерий Зубко, но и его первый заместитель, Андрей Пынтя. «Проект был для всех нуждающихся прокуроров. В чем проблема? Например, у г-на Пынтя была, кажется, двухкомнатная квартира. У него примерно двое детей и, ясное дело, ему следовало улучшить свои жилищные условия. По этому, его приняли. А г-н Зубко не представил документы на дом. Несколько я знаю, дом, о котором вы говорите не был записан на него. На другого человека. Я не помню все. Наверное, у некоторых дом еще не был введен в эксплуатацию и не был записан на них. Участок земли, на котором построен дом Елены Няга, был записан на ее сына. Комиссия руководствовалась документами», объяснил нам Абабий, уточнив, что из документов, представленные желающими Комиссии, можно было сделать вывод, что у них нет другой недвижимости. «Каждый со своей совестью», сказал он.

«У многих тогда и денег-то не было. Да, около половины прокуроров продали квартиры. Это их проблемы. Может они хотят что-нибудь другое. Мы не можем ограничить их права. Часть тех, кто купил, не имели средства, чтобы заплатить и продали. Это их право», говорит Абабий. Стоит уточнить, что на сайте Basconslux, квартиры в здании для прокуроров продаются за 750 евро за 1 кв.м., вдвое дороже той цены, за которую они были проданы представителям закона. Там же, сообщается, что весь комплекс буден введен в эксплуатацию в марте-мае 2015.

Уточняем, что в дальнейшем подобным проектом воспользуются и судьи. Компания, которая строит для них дома также Basconslux. Для семей судей цена 1 кв.м. жилплощади составляет 350 евро. И медицинские сотрудники, в особенности из Университета Медицины и Фармацевтики, пользуются подобным проектом. Однако, для них стоимость 1 кв.м. составляло 450 евро, на 100 евро дороже, чем в случае судей и прокуроров. Средняя цена 1 кв.м. жилплощади, в новом здании, белый вариант, составляет 600-650 евро.

Виктор Мошняг
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *