Молдавская фабрика отвергнутых беженцев

Целая армия молдавских граждан ищет, но не находит лучшую жизнь в Европе. По числу соискателей убежища Молдова уступает только странам, в которых полным ходом идут военные действия. Съемочная группа ZdG побывала в Нидерландах, чтобы проследить типичный путь нелегальных мигрантов из Молдовы и объяснить, почему их ожидания не оправдываются.

В разгар карантина в связи с Covid-19, мэр французского городка Даммари-ле-Лис потребовал у министра внутренних дел Франции вмешаться и навести порядок в общине молдавских граждан. Сотни людей, месяцами незаконно проживающих на территории старой фабрики «Eiffage» не соблюдали условия карантина, группами ходили по магазинам без масок и перчаток.

Вопрос об общинах нелегальных мигрантов получил дополнительную актуальность с началом пандемии. Чаще всего европейские медиа рассказывают об общинах ромов родом из Республики Молдова. Франция, Германия и Нидерланды на протяжении всего 2019 года били тревогу о том, что члены этих общин большими группами просят убежища, хотя не соответствуют требованиям беженца. Журналисты независимой молдавской газеты Ziarul de Garda побывали в Нидерландах, чтобы отследить путь нелегальных мигрантов, которые ищут лучшей жизни в Европе.

Автобусы c молдавскими гражданами

В ноябре 2019 года нидерландская полиция задержала нескольких молдавских граждан по обвинению в организации незаконной миграции. Они перевозили полные автобусы с людьми, в том числе с маленькими детьми и пожилыми людьми, в центры для соискателей убежища. Однако ни один из этих людей не соответствовал критериям беженца.

«Полиция арестовала молдаванина (34 года) поблизости от Тер-Апеля по подозрению в торговле людьми. В фургоне, который он вел, было девятнадцать молдаван, в том числе девять детей, включая младенцев, хотя в транспортном средстве были места только для шести человек»‎, – сообщали нидерландские СМИ 16 ноября 2019 года. 8 августа 2019 года еще двоих водителей в возрасте 38 лет и 41 года задержали, поскольку те перевозили десятки людей для поддельного запроса убежища в Нидерландах.

Через несколько недель двух водителей в возрасте 50 и 57 лет также арестовали за перевозку 65 граждан Молдовы с целью запросить убежище.

Тогда нидерландский офицер полиции Сьерд Эйзенга сообщил СМИ, что расследует организованную группу торговцев людьми из Молдовы.

«Кажется, есть сеть, которая тянется из Молдовы, иногда через Германию, в Нидерланды».

Статистические данные о запросах на предоставление убежища от граждан Молдовы в государствах ЕС поражают. С 2016 года количество запросов увеличилось в геометрической прогрессии, а процент одобренных близок к нулю. Большинство молдаван просят убежища в Германии, Нидерландах, Израиле и Франции. В 2019 году только в Нидерландах почти 900 граждан Молдовы запросили убежище, как и в предыдущем году. Так молдаване занимают первое место по количество ищущих убежище с детьми, а около 40% тех, кто просил убежища, это дети. И все-таки ни один гражданин Молдовы не получил убежища в Королевстве Нидерландов за последние годы, поскольку они не смогли доказать, что покинули страну из-за войны, бедствий или политического преследования, из-за которых их жизни бы угрожала опасность. Кто они?

Команде ZdG удалось пройти путь этих людей и пообщаться с некоторыми из них, чтобы понять происходящее.

«Мы предоставили им кровати в 3 ряда и пищу, но не деньги»‎

В Центре для ищущих убежище в нидерландском населенном пункте Тер-Апеле мы нашли много упоминаний знаменитых группах молдавских граждан, которые организованно приезжали автобусами. Кетенмаринир Хенк Вольтоф, глава этого центра для беженцев, с горькой улыбкой рассказал историю наших сограждан, пока проводил для нас экскурсию по территории, начиная со спортивного зала:

«В этом зале нам пришлось разместить 200 молдаван. Мы расставили кровати в 3 ряда».

Устав после долгой поездки с детьми, теснясь в автобусе, в котором было больше пассажиров, чем мест, здесь люди на несколько дней получили ночлег в общем зале, доступ в уборную, теплую пищу, но не деньги, о которых многие мечтали.

Кетенмаринир Хенк Вольтоф, глава Центра для беженцев в Тер-Апеле
Фото: Катерина Александр

«Мы не давали им никаких денег. Мы ясно сказали им, что у них нет шансов получить убежище, что есть критерии, которым они не соответствуют, и поэтому им придется покинуть эту страну как можно скорее»‎, – рассказывает Хенк Вольтоф, у которого есть богатый опыт работы с мигрантами, который сталкивался со многими сложными историями и испытывает нескрываемое сочувствие к людям, покидающим родную страну и вынужденным искать лучшего места.

«Мы сожалеем, что им пришлось проделать такой длинный путь. Мне жаль, если у них была мечта, которую они лелеяли там, в Молдове, но которая не осуществилась. Я видел на их лицах разочарование, когда они узнали правду.

Наш совет: не ищите убежища, в этом нет смысла, и шансов нет».

В Тер-Апеле, самом большом центре для ищущих убежище в Королевстве Нидерландов, ворота практически не закрываются ни днем, ни ночью. Люди со всего мира приезжают в поисках шансов, а многие из них – из стран с войнами или тоталитарными режимами, как Сирия и Иран, а также из государств, которые считаются безопасными, в том числе из Молдовы.

В Тер-Апеле расположен самый большой центр для ищущих убежище в Королевстве Нидерландов
Фото: Катерина Александр

Запросы о предоставлении убежища тщательно изучаются, а значит, люди, которым опасно возвращаться в родную страну, получат жилье, профессиональное образование, разрешение на работу и финансовую помощь на период адаптации. Однако большая часть не может доказать, что им угрожает смертельная опасность в родной стране, поэтому они выходят из ворот Тер-Апеля так же, как вошли.

«На мой взгляд, они приезжают за лучшим экономическим положением, но для этого в Королевстве Нидерландов не предоставляется убежище. Поэтому у этих людей нет шансов»‎, – говорит Хенк Вольтоф.

«Кто-то зарабатывает деньги на сборе этих групп»

Антонио Полоса – глава нидерландского офиса Международной организации по миграции (МОМ). Мы нашли его в своем кабинете в Гааге со множеством воспоминаний о Молдове. Раньше он работал главой офиса МОМ в Кишиневе и поэтому хорошо знает наши миграционные традиции. Мы спросили, о чем он в первую очередь подумал, когда услышал об автобусах с ищущими убежища из Республики Молдова.

Антонио Полоса – глава нидерландского офиса Международной организации по миграции
Фото: Катерина Александр

«Я подумал, что кто-то зарабатывает деньги на сборе этих групп.

К сожалению, явление торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов все еще очень актуально в Молдове, как и в других постсоветских странах.

Поэтому важно, чтобы как правоохранительные органы, так и общество боролось с этим явлением, чтобы убедиться, что людей не эксплуатируют, не обманывают, а уязвимых не перевозят, чтобы заработать на них деньги»‎, – считает Полоса.

Посол Республики Молдова в Гааге Татьяна Пырву знает о проблеме из первоисточника, и мы спросили у нее, какие меры она приняла. «Я сразу же связалась с нашими учреждениями, и были возбуждены уголовные дела в Молдове и в Королевстве Нидерландов».

Посол Республики Молдова в Гааге Татьяна Пырву
Фото: Катерина Александр

По ее словам, посольство также следит за делами арестованных водителей. «Были звонки от водителей, которые перевозили граждан в течение ноября. Они спросили, что делать, поскольку их задержала Королевская военная полиция Нидерландов», но молдавские власти не могут вмешиваться, пока дела полностью не раскроет судебная система Королевства.

«У нас нет бюджета на возвращение нелегальных мигрантов»

Параллельно посольству пришлось много работать над подтверждением документов для ищущих убежище, которым отказали:

«Многие обратились напрямую в посольство, чтобы получить свидетельство на возвращение. Мы выдали много свидетельств на возвращение за очень, очень короткий срок. У большинства не было с собой удостоверения личности, а у некоторых, как я понимаю, были поддельные документы. Свидетельство на возвращение – это документ, который заменяет паспорт», – говорит посол Татьяна Пырву, уточняя, что власти не могут контролировать процесс их возвращения, а также не могут дать деньги на билеты тем, у кого нет средств. «Нет, у нас нет бюджета для такого и никогда не было. Только в самых крайних случаях».

Многие из тех, кому отказали в предоставлении убежища в Нидерландах, попытаются подать такие же запросы в других государствах ЕС. «Кстати, граждане Молдовы, которые запросили убежище здесь в ноябре 2019 года, большой волной приехали из Франции. Небольшая часть была из Германии. По статистике повторные запросы составляют 70%. Одни подают их здесь, в Королевстве Нидерландов, а потом, наивно считая, что они не числятся в базе данных, пытаются во Франции и Германии. Они попытались воспользоваться экономической помощью, которая предоставляется в период рассмотрения запроса о предоставлении убежища. Так они говорили: “Мы слышали, что здесь дают материальные блага”».

За последнее время условия предоставления материальной помощи в период рассмотрения запроса об убежище ужесточились, и люди больше не получают деньги, а только ночлег, при строгих условиях и на короткий срок. «С тех пор, как прекратили давать эти деньги, ищущие убежище предпочли вернуться домой. Они отказались от запросов», – заключает Татьяна Пырву.

Чай для бездомных людей из Молдовы, Украины, России и Румынии

Многие из тех, кто случайно оказался в Амстердаме без знания языка, профессионального образования, разрешения на работу или обучение, становятся бездомными.

Ион Раулец родом из Молдовы, он обучался в Нидерландском университете и сейчас работает в Центре «Amoc», который оказывает поддержку именно людям из Восточной Европы, оставшимся на улицах Амстердама в критической ситуации.

«Этот центр занимается людьми, которые не говорят ни по-нидерландски, ни по-английски, и нуждаются в разнообразной социальной и психологической помощи, в пище, в одежде, в обычном душе – в разного рода социальной помощи», – рассказывает он о деятельности центра.

Ион Раулец, Центр «Amoc»
Фото: Катерина Александр

«В основном сюда приходят люди из Молдовы, Украины, Румынии, Болгарии, России. Русскоговорящих много. Но при входе в центр не проверяют личность, чтобы не ставить клиента в неудобное положение. У нас вообще не принято проверять документы», – объясняет Ион Раулец.

Причина в том, что цель центра – чтобы люди не боялись просить о помощи, если она им нужна. И все-таки помощь оказывается на короткий срок, а мигранты, если хотят, могут получить обратный билет в родную страну, который оплачивает мэрия города Амстердама.

Когда команда ZdG посетила «Amoc», несколько граждан Молдовы, которые обедали в этом центре, отказались общаться, и им было неудобно рассказывать, почему они пришли сюда за бесплатной тарелкой пищи. Вместо этого с нами пообщался Релу Кептэнуш, 34-летний румын, который ездил по разным государствам ЕС на стройку и другую неофициальную работу. Однако сейчас он не может найти работу, но и не хочет возвращаться домой. «Я не лажу с семьей, и мне некуда возвращаться. Но и здесь, хотя я получаю помощь, нет того, что мне нужно. Тяжело…», – в слезах рассказывал нам Релу.

Сороки-Амстердам-Париж-Берлин-Сороки

Денис Прейда – один из граждан Республики Молдова, которые запросили убежище в Нидерландах, но получили отказ. Команда ZdG нашла его в Сороках, куда он недавно вернулся. По его словам, он вернулся из Нидерландов месяц назад.

«Самолетом Варшава-Кишинев. Нас сопровождали 8 человек, чтобы убедиться, что мы поедем домой, а не вернемся обратно».

Денис прямо говорит, зачем поехал в Нидерланды: «Я хотел получить статус беженца, чтобы мне организовали помощь и дали дом для моей семьи, чтобы была работа, и чтобы было все хорошо. Но мне отказали в запросе. Они учли, что у нас нет терактов в стране, как в Сирии, в Аравии, и все хорошо. Они не учли мои финансовые проблемы».

Мигранты, просящие убежище в Нидерландах
Фото: Катерина Александр

Денис признается, что не впервые уезжает в поисках статуса беженца в государствах ЕС, и знает, что там можно получить помощь, в том числе бесплатный обратный билет.

«Я был в Германии, потом во Франции. Я ездил по континенту девять месяцев. Но они берут в расчет ситуацию в стране, а не положение конкретного человека. Они смотрят, угрожают ли вам, следят ли за вами, преследуют ли. Я объяснил им, что у меня финансовые проблемы, но они это не учли», – заключает он.

И все-таки по возвращении в Сороки Денис столкнулся с такими же финансовыми трудностями. Поэтому первый выход, который пришел ему в голову, это уехать, как только получится. «Мое гражданство здесь.

Если я получу статус беженца, это хорошо, но я все равно вернусь в Молдову, ведь я не стану европейцем.

Я продам тот дом и вернусь. Не судите. И я не буду критиковать»‎, – заключил Денис.

Граждане, которых организованно перевезли в Нидерланды, чтобы они запросили убежище, в основном ромы по национальности из Сорокских, Глодянских, Рышканских общин. Но большая их часть из Отаки, в том числе женщины с маленькими детьми и пожилые люди за 70 лет. Найти их в Отаки оказалось трудной задачей. Кажется, после того, как им отказали в предоставлении убежища в Нидерландах, они переехали во Францию или Германию.

Фото: Катерина Александр

У Анжелы есть вид на жительство по улице Либертэций в Отачь. Прошлой осенью она попросила убежища в Тер-Апеле. Несколько дней назад ее бабушка рассказала нам, что сейчас та находится «во Франции. Где-то два года, если не больше. Многие уехали. Их нет дома». Что касается других лиц, фигурирующих в списках поддельных ищущих убежище, соседи заявили, что их нет дома, и они в Германии.

Мэр населенного пункта Отаки Дмитрий Завроцкий знает о проблеме. «Это члены общины ромов, которые постоянно ищут место, где лучше, где можно заработать. Они уезжают за границу, в Нидерланды, Германию, Францию, Швецию. Чем они там занимаются, я имею только отдаленное понятие». В отношении экономических перспектив вернувшихся мэр не выражает особого оптимизма. «Большинство состоят у нас на социальной помощи. Мы не можем предоставить им место для работы, поэтому они получают социальную помощь, в том числе на детей»‎, – заявляет мэр.

Выход? Воспитание, общение и уголовные расследования

Ион Раулец, юноша, который обучался в Нидерландах, а затем устроился в центр «Amoc», говорит, что выход из этих проблем очень прост. У людей, которые покидают Молдову, должна быть достоверная информация, а также необходимая подготовка, чтобы обосноваться на новом месте.

«В основном, если говорить о молдавских гражданах, а также о людях из Украины и Румынии, с которыми я общался из личного интереса, многие из них приезжают работать нелегально, им что-то обещают на родине, и многие из них отдают на дорогу последние деньги. Многие из них здесь оказываются на улице, когда деньги заканчиваются. Из-за незнания языка они ничего не могут себе позволить и так попадают к нам».

Посол Татьяна Пырву говорит, что после этих происшествий обсудила этот вопрос как с нидерландскими властями, так и с учреждениями Республики Молдова. Очевидно, что молдавские власти должны активно осведомлять население о возможностях и трудностях миграции, а также «продолжать улучшать положение и экономические условия граждан».

Случай сотен ищущих убежище обсуждался и Высшим советом безопасности 21 января 2020 года. Однако в пресс-релизе аппарата президента сообщается, что «был рассмотрен вопрос организации незаконной миграции групп лиц, граждан Республики Молдова, в страны Европейского союза. В этом отношении Игорь Додон отметил, что уполномоченные органы нашей страны совместно с партнерами по развитию принимают все необходимые меры, чтобы искоренить это отрицательное явление». Но не было сказано о существовании или закрытии уголовных дел, а также о кампаниях по информированию и интеграции для лиц, которые участвуют в этом явлении.

Несмотря на все это, ожидания наших европейских партнеров заключаются как раз в этом: чтобы Республика Молдова, на основании Соглашения об ассоциации, обеспечила граждан в том числе экономическими правами, чтобы нищета и криминальные группировки не вынуждали их мигрировать в рискованных условиях ради непредусмотренной или незаслуженной помощи в других странах.

Николае Рэдицэ в настоящее время является советником премьер-министра по правам человека, но ранее возглавлял Национальный центр ромов, говорит на языке романи и занимался исследованиями по проблемам общины ромов.

Николае Рэдицэ – советник премьер-министра по правам человека

Николае хорошо знаком с этой проблемой ромов-мигрантов. Он считает, что «для общины необходимы специальные программы, чтобы его члены могли получать обучение и профессиональную подготовку, чтобы они могли зарабатывать на жизнь, где бы они ни не находились, дома или за границей».

Он уточняет, что во время пандемии многие семьи ромов становятся еще более уязвимыми, поскольку у них нет экономической стабильности, как и стабильных доходов.

Алина РАДУ, Виктор МОШНЯГ, Анатолие ЕШАНУ

Фото/ видео: Екатерина АЛЕКСАНДР
При поддержке «Медиасети»
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000