Волонтер во время пандемии: «Нам звонят люди, которые не ели в течение трех дней или доели сегодня последний кусок хлеба»

Все началось с звонка в мэрию Кишинева и вопроса о необходимости в оказании помощи. Об этом позаботился активист Евгений Каменщик. Впоследствии к нему присоединилась активистка Контанция Дохотару вместе с другими добровольцами, и с тех пор несколько десятков человек заботятся о том, чтобы наиболее уязвимая часть населения получала необходимую им помощь.

ZdG обсудила с Констанцией, каково это – быть волонтером во время пандемии, откуда поступают деньги для помощи для Инициативы «Вместе против COVID-19», но и о том, как реагируют люди, которые их получают.

Контанция Дохотару

Как, собственно, появилась инициатива: «Ну, сначала я составляла формуляры и собирала добровольцев. На данный момент мы уже работаем с 500 людьми. Сотрудничество с примэрией Кишинева сложно и проблемно. Их участие минимально, мы больше сотрудничаем с социальными департаментами и с Главным управлением социальной помощи и здравоохранения, но и с ними непросто. Идея инициативы заключается в том, что мы помогаем людям из уязвимых категорий населения, которые остаются дома и затронуты кризисом, получать продукты, за которые они платят. Они не могут пойти в магазин, чтобы купить еду, поэтому звонят по зеленой линии – 080000080, которую мы открыли вместе с Управлением, где находятся добровольцы, которые принимают звонки. Затем мы отправляем задание волонтеру. Волонтер звонит бенефициару, спрашивает, что ему нужно, идет, покупает и приносит необходимые бенефициару продукты, который затем их оплачивает. Все с соблюдением правил защиты и гигиены».

Как это происходит в реальности: «Реальность оказалась немного другой. Если сначала звонили люди, которые просто не ходили в магазин, а оставались дома, как их обязывала необходимость, и мы делали покупки для них. Теперь, в том числе из-за популистских политических дискурсов, которые передают искаженные сообщения, звонят только люди, которые говорят, что у них нет денег на продукты и они умирают от голода. Этих людей нужно очень хорошо фильтровать, потому что многие лгут. Хотя, конечно, среди них есть люди, которым действительно нечего есть. Соответственно, мы пытаемся их найти и помочь им».

Как происходит фильтрация: «Управления имеют списки бенефициаров, в которых указываются лица, выходящие на пенсию, и лица с особыми потребностями. Мы проверяем списки и видим, не получило ли лицо X или Y какую-либо помощь в последнее время, или если люди из Управления не могут помочь, если нет, то мы помогаем».

Фото: FB/ Инициативы «Вместе против COVID-19»

Как происходит сбор денег: «У нас есть краундфандинговая кампания, где мы собираем деньги – у нас уже есть почти 8 тысяч фунтов из целевого показателя в 10 тысяч. Человеку при пожертвовании рекомендуется выбирать пороговые значения, минимально рекомендуемое – 15 фунтов, но он может пожертвовать еще меньше».

Что входит в пакеты для пожертвований: «На 15 фунтов мы собираем стандартный пакет, состоящий из 15 кг продуктов, которых хватает примерно на один месяц. Это пакет, который мы продумали вместе с диетологами. Есть не скоропортящиеся продукты, а также овощи, такие как картофель, лук, морковь. В остальном, это крупы и растительное масло».

Как до сих пор тратились деньги: «Было много неотложных случаев всех видов вмешательства. У людей не было денег на лекарства, они были после инсульта, после инфаркта. Обратилась женщина с ребенком, которая потеряла работу и оказалась на улице. Затем человек, у которого был поврежден дыхательный аппарат. В общем, сейчас существует широкий спектр проблем, которые происходят с людьми, и они не знают, куда идти и к кому обращаться. Люди обращаются в социальную помощь или к примару через пригород, но им просто не отвечают на звонки. И, так или иначе, они приходят к нам, и мы стараемся изо всех сил добровольцев довести это дело до конца».

Сколько запросов получают волонтеры: «Около 50 запросов в день. В некоторые дни их больше. Если Додон или Чебан выпустят пресс-релиз о том, что будет что-то бесплатно, на следующий день у нас будет шквал звонков. Люди думают, что мы можем дать бесплатные пакеты всем желающим. И это потому, что политики не передают свои сообщения должным образом. Чтобы было понятно, мы не получили от примэрии ни одного лея из тех пожертвований, которые они собирают. С начала кризиса бюджет социальных отделов не увеличился ни на один лей».

Фото: FB/ Инициативы «Вместе против COVID-19»

Какова область деятельности: «Мы работаем и с пригородами, у нас также есть там команды. В любом случае, если мы получаем звонки на горячую линию откуда бы то ни было, мы отправляем информацию активным людям, которых знают в этом районе. Идея заключается в том, что эта линия – муниципальная, но, к сожалению, а может и к счастью, звонят люди со всей страны, а мы пытаемся помочь».

Как реагируют бенефициары: «Люди очень разные. По большей части они рады помощи. 70% пакетов доходят до людей, которые остро нуждаются в этой помощи. Я не знаю, как они жили до сих пор, но в наши дни многим даже нечего есть. Мы получаем звонки от людей, которые не ели в течение трех дней или сегодня доели последний пакет чего-то. Многие плачут, на самом деле. Они благодарят нас, и им не верится, когда мы приходим к ним. Но есть и другие, которые пользуются этим. Сначала они отвечают на наши вопросы по телефону, поэтому мы думаем, что им действительно нужна помощь, и когда мы туда добираемся, мы обнаруживаем, что это не так. Это расстраивает, но у нас нет выбора, потому что у нас нет доступа к механизмам, которые позволяют нам увидеть общую социальную ситуацию этих людей».

Откуда берется обмундирование для волонтеров: «Частично мы получили от Управления – маски, перчатки и дезинфицирующее средство. Но, изначально, все работали со своими масками».

Кто является волонтерами: «Мы довольно сложная команда, разделенная на несколько филиалов. У нас есть команда, которая занимается дезинфекцией. У нас есть команда, которая координирует волонтеров, затем команда, которая занимается краудфандингом и социальными сетями, предоставляет отчеты, собирает деньги, делает переводы. У нас есть команда, которая работает с колл-центром – мы получили список от Социального управления, состоящий из 35 тысяч человек, которых нужно обзвонить, чтобы проверить их ситуацию. Это люди с доходом менее 1500 леев. В остальном, всего у нас около 20 координаторов, мы работаем с 9 утра до 10 вечера – одна часть дома, а другая – на выездах. Вечером мы делаем общий опрос, чтобы посмотреть, что прошло хорошо, а что нет, как мы все себя чувствуем. Так заканчивается день, а утром – все сначала».

Алёна ЧУРКЭ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *