Рекордные цены на картофель: Что говорят производители, импортеры и власти

За последние недели стоимость картофеля, основного продукта в Республике Молдова, достигла рекордного уровня более 20 леев за килограмм. В то время, как импортеры говорят, что подорожание связано с высокой стоимостью картофеля в странах-импортерах, отечественные производители утверждают, что рекордная цена на картофель, зафиксированная в эти дни, является следствием отсутствия поддержки местных производителей со стороны государства, вследствие чего те сократили площади или полностью отказались выращивать картофель.

«Если не поддерживать отечественного производителя, то мы будем платить другим»

«Цены на картофель выросли в частности из-за того, что не были приняты меры защиты отечественного производителя», – заявляет Петру Илиев, председатель Ассоциации производителей картофеля «Solana-M». «У нас были случаи, когда картофель стоил 50 бань за килограмм. Молдова – маленький рынок, окруженный большими производителями и рынками, как Румыния, Украина, Европейский союз, которые привозят к нам картофель и хорошего, и плохого качества, а когда я сказал, что должны быть предприняты меры защиты отечественного производителя, нам ответили, что местный производитель должен быть конкурентоспособным, если он хочет удержаться. Тогда мы сказали им, что, если не поддерживать отечественного производителя, то мы будем платить другим. И вот теперь мы платим другим даже больше, чем думали, что будем платить», – заявляет Илиев.

Вторая причина подорожания, как утверждает председатель «Solana-M», заключается в маленьком урожае в странах-производителях картофеля: «При всем при этом, в Украине, например, картофель стоит 4-5 леев/кг, добавим налоги 5 леев за перевозку и на таможне, и было бы 9-10 леев, но не 20 леев/кг. Я тоже задаюсь вопросом: почему же у нас так дорого?».

«В беседах с Министерством сельского хозяйства и с другими государственными органами мы говорили о том, что следует защищать отечественного производителя, конечно же, в рамках рыночной экономики. Нет нужды запрещать импорт, но можно было бы установить более высокие налоги, некоторые ограничения по качеству картофеля, то есть, чтобы не завозился весь мусор, а только качественный картофель по более высокой цене. Следует отменить таможенные пошлины при ввозе семенного картофеля класса Е, предоставлять производителям субсидии на производство, на строительство складов. У нас это не особо делалось», – объясняет Илиев, добавляя, что по этим причинам многие крупные фермеры с севера республики отказались от картофельных культур.

«Государство не особо уделяет внимание развитию овощеводства»

Сергей Пуркэряну, фермер из Штефан Водэ, производит и импортирует картофель. Он утверждает, что некоторые фермеры отказались от выращивания картофеля или сократили посевные площади, вызвав тем самым недостаток картофеля в этот период. «По моему мнению, через 5-6 лет, если государство не вмешается, проблемы все еще будут. Крупные лидеры сельского хозяйства больше выращивают зерно. Государство не особо уделяет внимание развитию овощеводства. Мы никак не сможем остановить импорт, поскольку у нас есть соглашение о свободной торговле. Однако, себестоимость у нас действительно больше, чем за границей. Мы не можем соревноваться с ними по ценам. Картофель любит прохладные области, а у нас с этим трудно. Это возможно, но необходимо больше орошения, а это повышает себестоимость. Для меньшей себестоимости нам необходима лучшая механизация. Там, где для выполнения работ используется людской труд, цена тоже возрастает. Очень дорого выполнять всю цепочку механизировано, и необходимо как минимум 100 га с посаженным картофелем и еще 200 га для чередования культур. Так что в общей сложности необходимо 300 га на орошение. Беларусь, Нидерланды, Германия более дождливые. Поэтому они и производят более дешевый картофель. Возможно за границей у них также есть больше поддержки со стороны государства», – рассказывает фермер.

Импортеры винят во всем высокие цены от поставщиков

Олег Захарчук, владелец фирмы, импортирующей картофель в Республику Молдова, заявляет, что подорожание картофеля за последние недели связано с высокой ценой, установленной поставщиками из стран-импортеров, и с тем, что до этого в Молдову было импортировано мало картофеля. «В этом году во всем ЕС мало картофеля. Этот год был неблагоприятным, и цена от поставщика возросла, а на внутреннем рынке у нас больше нет картофеля. Но я не думаю, что такая цена продержится долго. Завтра-послезавтра, не успеем мы оглянуться, и в Молдову будут въезжать по 100 грузовиков в день, а цена упадет. Если невозможно продать картофель, ты будешь продавать его, даже уходя в минус, только чтобы он ушел. Привезут много картофеля, и тогда цена снизится», – считает Олег Захарчук.

И другой производитель и импортер семенного картофеля Раду Гросу утверждает, что высокие цены связаны с небольшим урожаем, зарегистрированным в 2018 году в основных странах-производителях картофеля, таких, как Германия или Нидерланды, из-за неблагоприятных погодных условий. На вопрос о возможных договоренностях между импортерами с целью необоснованно повысить цену на картофель или о каких-либо препятствиях при импорте, созданных государством для защиты определенных импортеров, Гросу ответил, что он «не верит, что кто-то мог бы сделать нечто подобное». «Просто спрос очень высокий, а предложение отсутствует. У нас в республике у производителей практически не осталось запасов, и образовался этот дефицит. Сейчас цены очень высокие, а иностранные производители извлекают из этого выгоду. Кто больше платит, тому и удается купить. Если они хотят, то продают в Молдове, а если нет – продают в другом месте», – заявляет Раду Гросу.

НАБПП: 19 из 121 партии были возвращены в Беларусь

Сокращение количества картофеля на местном рынке в прошлом месяце также обусловлено тем, что нескольким грузовикам с картофелем был запрещен въезд в Молдову. В понедельник, 13 мая, Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов (НАБПП) сообщило в пресс-релизе о том, что в период с 26 марта по 13 мая 2019 года был проведен мониторинг 121 партии картофеля, импортированного из Республики Беларусь, из которых 19 партий (около 400 тонн, прим. ред.) были возвращены в страну происхождения, поскольку они были заражены карантинным объектом «коричневая гниль картофеля», который мог также затронуть картофельные культуры в Республике Молдова.

НАБПП также сообщило, что уведомило Государственную фитосанитарную службу Республики Беларусь о выявленных несоответствиях и передало список производителей, у которых был обнаружен зараженный картофель, чтобы те прошли контроль, а с 3 мая 2019 года зараженных партий обнаружено не было, и никаких возвратов не предпринималось.

В пресс-релизе НАБПП также говорится о том, что повышенные цены на картофель «связаны с сокращением площадей, засеянных картофелем, примерно на 2000 га за последние 3 года, со снижением производства картофеля с 214 тысяч тонн до 175 тысяч тонн, а также с неблагоприятными климатическими и сезонными условиями. Внутреннее потребление картофеля составляет около 300 тысяч тонн, а возможность поставки картофеля отечественного производства составляет около 50-60% от требуемой».

Экономический эксперт: «Таких цен не должно быть в функционирующей экономике»

Вячеслав Ионицэ, эксперт по экономической политике в институте «IDIS Viitorul», считает, что есть два основных элемента, которые привели к повышению цен на картофель. «Они и связаны, и разделены между собой. Первый элемент – это производство картофеля в Молдове. У нас есть основная проблема – все еще раздробленный рынок, нехватка на рынке сильных игроков. У нас, в отсутствии сельскохозяйственной биржи, цены формируются с потолка, а фермеры очень уязвимы в условиях того, что они никогда не могут планировать свои доходы. Другими словами, у нас нет организованного, структурированного рынка, который бы давал гарантию отечественной продукции. Что касается конкурентоспособности, мы должны признать, что местное производство в некоторых сферах проблематично. По части цен, наш картофель не особо может конкурировать с продукцией из Беларуси, Польши и других стран, потому что там действительно дешевле. Поэтому у нас всегда будет импорт. Здесь возникает другая проблема: как так получается, что импортные сельскохозяйственные продукты, в данном случае картофель, поступают в Молдову по огромным ценам? Я думаю, что вмешаться должен Совет по конкуренции, ведь один из ключевых пунктов Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения о свободной торговле – это создание и укрепление компетенций Совета по конкуренции. К сожалению, он и по сей день не работает так, как должен. После того, как в обществе возникло столько беспокойства, я думаю, что Совет по конкуренции должен сказать нам, что происходит с рынком сельскохозяйственной продукции, а особенно картофеля. Мы должны убедиться в том, что рынок конкурентоспособен, что никто не злоупотребляет доминирующей позицией на рынке, что нет картельных соглашений. Все видимые сегодня элементы показывают нам, что у нас искаженный, дезорганизованный рынок с ценами, которых не должно быть в функционирующей экономике. Думаю, что у нас рыночная инвалидность», – заявляет эксперт.

Ответ Совета по конкуренции на запрос «ZdG»:

«Совет по конкуренции инициировал комплекс мер в соответствии с Законом о конкуренции № 183 от 11.07.2012 с целью выявления всех обстоятельств, касающихся данной ситуации. В то же время предпринятые действия не могут быть обнародованы в данный момент, так как их раскрытие может нанести ущерб расследованию. В рамках полномочий, предоставленных законом, Совет по конкуренции примет все необходимые меры для выявления предполагаемых конкурентных нарушений на рынке картофеля. Кроме того, мы отмечаем, что чрезмерное освещение в СМИ тем, связанных с возможным существованием антиконкурентных практик, влияет на ход расследования».

Анатолие ЕШАНУ 
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *