Камеры наблюдения за дорожным движением: попытка № 2

В Молдове будет внедрена новая автоматизированная система наблюдения за дорожным движением. Члены Правительства утвердили постановлением задачи и условия государственно-частного партнерства, вследствие которого будет отобрана частная компания, которая будет устанавливать и управлять видеокамерами и другими техническими средствами для мониторинга дорожного движения на национальных трассах. Между тем, прокурорское расследование в отношении лиц, причастных к управлению старой системой наблюдения за дорожным движением, которая функционировала в течение короткого периода времени в 2014–2015 годах, топчется на месте, все уголовные дела все еще находятся «в производстве».

В ноябре 2013 года впервые в Республике Молдова дорожное движение в Кишиневе стало контролироваться видеокамерами, благодаря гранту в размере 5 миллионов долларов США, предоставленному Правительству Китая. Изначально, в программе фигурировали только два перекрестка в Кишиневе. Постепенно он расширился так, что в июле 2015 года 41 перекресток в столице наблюдался через 350 камер. Впоследствии проект также был реализован на уровне районов. В результате аукционов, организованных районными советами, было выбрано несколько частных фирм, которые устанавливали и эксплуатировали систему, деля деньги от штрафов поровну с районными властями: 50% на 50%. В январе 2017 года ZdG написала о политическом вовлечении и междоусобной борьбе лиц, которые управляли этой системой, что, в конечном итоге, привело к остановке камер наблюдения за дорожным движением за пределами Кишинева.

MВД инициирует новый проект по наблюдению за дорожным движением

Нынешнее руководство Министерства внутренних дел (МВД), голосом министра Александра Жиздана, неоднократно заявляло о намерении восстановить систему наблюдения за дорожным движением на национальных трассах, а 8 февраля этого года на веб-сайте Правительства был опубликован для публичного консультирования проект Постановления «Об утверждении целей, условий государственно-частного партнерства в части создания Автоматизированной системы надзора за общественной безопасностью и безопасностью дорожного движения в Республике Молдова и общих требований к выбору частного партнера». Три дня спустя, 11 февраля, проект, автором которого является МВД, был утвержден Правительством.

Таким образом, исполнительный орган дал зеленый свет реализации государственно-частного партнерства (ГЧП), которое предусматривает передачу частной компании прав и обязанностей, связанных с внедрением и технической эксплуатацией Автоматизированной системы наблюдения за общественной безопасностью и безопасностью дорожного движения в Республике Молдова (АСНОББДД). На этот раз, государственным партнером является МВД, а не районные советы, как это было раньше.

По словам авторов проекта, ГЧП предлагает обеспечение соблюдения участниками дорожного движения действующего законодательства и нормативных актов, устранение рисков коррупции, снижение числа и влияния дорожно-транспортных происшествий и обеспечение безопасности участников дорожного движения.

Деньги от штрафов, поделенные 50 на 50

Создание АСНОББДД предполагает установку камер видеонаблюдения в общественных местах и создание автоматической системы регистрации нарушений правил дорожного движения на молдавских дорогах. Инвестиции, которые, согласно технико-экономическому обоснованию, составят 21 млн. евро, должны быть покрыты частным партнером, а работы должны начаться не позднее, чем через 6 месяцев после подписания контракта ГЧП и быть завершены в течение максимум 6 лет. Частная фирма возместит свои инвестиции за счет штрафов, наложенных на водителей, нарушения которых будут зарегистрированы АСНОББДД. Точнее, частному партнеру будет возмещено 50% денег, полученных в результате применения штрафов, а остальная часть достанется государству.

После истечения срока действия договора о ГЧП, который может длиться не более 25 лет, частная фирма должна передать АСНОББДД государственному партнеру, в данном случае – МВД.

«Номер, функциональность и точное количество единиц мониторинга, стационарных и/или мобильных автоматизированных фото- и видеорегистрационных комплексов, а также потребности городского планирования должны быть определены на стадии проектирования», – говорится также в Постановлении Правительства.

Представители пресс-службы МВД сообщили нам, что после созыва конкурсной комиссии будет утверждена нормативная документация и будет опубликовано объявление о начале конкурса по отбору частной фирмы, которая будет управлять АСНОББДД. «После объявления о конкурсе будет предоставлен срок в 60 дней для подачи заявок. Только после этого будет выбран частный партнер», – сообщила нам Алина Збанкэ, советница министра внутренних дел Александра Жиздана.

Пробелы, выявленные НЦБК

Отчет антикоррупционной экспертизы, составленный экспертами Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК), вскрывает несколько пробелов и рисков в проекте постановления Правительства. Одно из замечаний экспертов НЦБК касалось отсутствия конкретного предельного срока для контракта ГЧП в проекте, инициированном МВД, отмечалось только, что срок «не будет превышать 25 лет с даты подписания», без указания точного периода. Кроме того, согласно НЦБК, автор проекта, МВД, прямо не указал минимальный обязательный объем инвестиций, которые должен сделать частный партнер, ссылаясь только на технико-экономическое обоснование, в котором установлен общий объем инвестиций – около 21 млн. евро.

«Вместе с тем, нота (прим. ред: информационная нота о проекте) должна обосновать шестилетний срок, который, по нашему мнению, можно считать чрезвычайно большим ввиду осуществления эффективного государственно-частного партнерства, существует риск, что до 6 лет «некоторые частные партнеры несколько раз возвратят инвестиции, а затем потребуют расторгнуть договор о государственно-частном партнерстве», – говорится в отчете об экспертизе НЦБК проекта, одобренного Правительством.

В отчете также указывается, что не были уточнены некоторые основные права и обязанности сторон договора о государственно-частном партнерстве, не были определены риски, возложенные на стороны договора, и не были обозначены основные критерии отбора частного партнера, касающиеся его финансовых возможностей.

Провал первой системы наблюдения дорожного движения

В 2014 году, следуя модели Кишинева, в 14 районах были организованы аукционы по закупке услуг мониторинга дорожного движения. Стоимость договоров варьировалась от 5 до 6 млн. леев, их первоначальный срок действия составлял 4 года с возможностью продления. Деньги должны были быть собраны и разделены поровну, 50 на 50, между экономическим агентом и властями, от дорожных штрафов, уплаченных водителями, которые совершили нарушения правил дорожного движения. Местная администрация мун. Бельцы также внедрила проект видеонаблюдения за дорожным движением, подписав в декабре 2013 года договор с ООО «Avtouragan». Здесь власти также должны были делиться деньгами от дорожных штрафов с экономическим агентом, только в Бельцах соотношение составляло от 30% до 70% в пользу муниципалитета, при этом договор был подписан на 25 лет.

В январе 2017 года ZdG раскрыла, что, хотя на первый взгляд фирмы-победительницы аукционов в районах были разными, на самом деле их контролировали одни и те же люди. Среди них был бизнесмен с двойной идентичностью, Юрие Кощуг, бывший депутат либерал-демократ Виктор Рошка, а также несколько посредников, некоторые из которых занимали государственные должности. Разногласия между участниками бизнеса, а также вмешательство прокуроров, привели к отключению всех камер за пределами столицы, которые не функционируют до сих пор.

НЦБК: Все эти дела находятся в производстве

Бизнес на камерах наблюдения за дорожным движением фигурировал в нескольких уголовных делах. В октябре 2015 года был задержан Александр Дьячук, основатель одной из фирм, которая управляла системой наблюдения в нескольких районах. Вскоре, однако, Дьячук был освобожден. По другому делу проходил, в том числе, Дан Кирица, бывший директор Единого центра мониторинга при МВД, учреждения, которое внедрило видеонаблюдение в Кишиневе и отвечало за штрафы, наложенные на основании снимков, сделанных на национальных трассах. Вместе с тем, в соответствии с июньским постановлением 2016 года, прокуроры объявляли, что они также установили: публичные лица районных советов благоприятствовали определенным экономическим агентам на открытом аукционе по закупке услуг по мониторингу дорожного движения.

По просьбе ZdG, пресс-офицер НЦБК, Анжела Старинская, сообщила нам, что есть пять уголовных дел о злоупотреблении служебным положением, пассивной и активной коррупции, превышении должностных полномочий руководящими лицами Службы информационных технологий МВД и другими публичными лицами, и что все эти дела всё еще находятся в производстве. «Одно из этих дел было предложено для судебного разбирательства, но было возвращено с указанием прокурора о необходимости дополнения доказательственной базы. Также, по этим делам было вынесено распоряжение об экспертизе в области информационных технологий и бухгалтерского учета, чтобы определить платежи, осуществленные за государственные услуги с оплатой в пользу МВД (электронные услуги МВД).

К сожалению, эксперты ответили, что не могут провести такую экспертизу и технически не в состоянии предоставить информацию, запрошенную органом уголовного преследования. В настоящее время, дела, описанные выше, находятся в производстве у органа уголовного преследования НЦБК, осуществляются уголовно-процессуальные действия по сбору и определению доказательственной базы, чтобы получить законные решения по этим делам», – говорится также в ответе НЦБК на запрос ZdG.

Анатолий ЕШАНУ

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: У системы дорожного видеонаблюдения 48 устаревших единиц оборудования — Наша Автономия

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000