Principală  —  Важное   —   Мнение/ Кому принадлежит дорога Кишинев…

Мнение Кому принадлежит дорога Кишинев – Комрат?

Дорога, ведущая в Комрат, новая и современная. Одна из самых современных автомагистралей в Республике Молдова. Она была построена на средства Европейского банка реконструкции и развития и была завершена в 2022 году. Дорога имеет широкие полосы движения, 6 мостов, дорожные знаки и все необходимое.

По этой дороге легко и безопасно добираться до Гагаузии и обратно. Десятки протестующих, оплаченных Шором, приезжали перед Национальным советом по неподкупности, судами, парламентом и администрацией президента, чтобы скандировать, что Молдова – это не Европа, что башкан автономии не коррумпирована, что Москва не вторгалась в Украину, что Шор не должен быть подвергнут уголовному наказанию и т. д. По этой же дороге в Кишинев приезжают молодые люди из региона, желающие учиться в кишиневских университетах, или местные жители, нуждающиеся в лечении в современных столичных больницах, или люди, приезжающие за покупками, или те, кто путешествует в другие страны, направляясь в аэропорт. На дороге из Комрата в Кишинев нет никаких препятствий – здесь рады всем, независимо от цели визита, потому что Гагаузия – это Республика Молдова, а Кишинев – столица жителей Гагаузской автономии.

Конечно, по этой дороге приехала и башкан Гагаузии, которая сейчас находится в пенитенциарном учреждении в Кишиневе. И ее заместители приезжают по этой дороге так часто, как хотят. И предыдущие башканы приезжали в Кишинев, когда хотели, у некоторых здесь даже есть недвижимость, у других – офисы, а третьи из Кишинева переехали в страны ЕС.

Но дорога из Кишинева в Комрат не пользуется особой популярностью. Илан Шор, естественно, больше не приедет. Он не был в Комрате с 2019 года. А после парламентских выборов 2025 года он отозвал свои проекты из Республики Молдова, оставив людей в замешательстве: некоторых с судимостями, а другие уже находятся под стражей или осуждены. А многих других он оставил без сомнительного финансирования.

Но и для официальных лиц из Кишинева дорога в Комрат не пользуется большой популярностью. Премьер-министр Речан, похоже, побывал там всего дважды: в начале своего мандата и в прошлом году – на празднике «Хедерлез». Новый премьер-министр Александру Мунтяну посетил Комрат в декабре прошлого года, и я очень надеюсь, что он будет ездить туда чаще. И Владимир Боля посетил регион, а вот другие министры были более сдержанными. Майя Санду побывала там в 2022 году. Из последних заявлений стало известно, что в среду, 11 февраля 2026 года, она посетила Комратский университет.

Гагаузская автономия была брошена в руки России еще с момента создания самой Республики Молдова. Для объединения жителей региона с другими гражданами было сделано немного, зато многое было сделано для сохранения его в качестве российского анклава: телеканалы в регионе в основном российские, газеты – российские, культура – российская, образование – почти исключительно на русском языке.

Да, за последние десятилетия в Гагаузском регионе были сделаны крупные инвестиции из национального бюджета и европейских грантов: детские сады были отремонтированы на деньги Румынии, водопроводы были построены на деньги Германии, дороги – на деньги европейских банков. Были также сделаны инвестиции в развитие бизнеса – из национальных грантов и европейских фондов. Но по телевизору все это время к гагаузским гражданам обращались на их языке (то есть русском, а не гагаузском) Путин, Медведев, Шор и другие, которые говорили, что Европа – враг, а Кишинев – пулемет в руках врага.

На днях, пока Майя Санду выступала в Комратском университете, говоря о важности образования и усилиях по демократизации, которые можно осуществить только с помощью хорошо образованной молодежи, в социальных сетях зародилось новое гагаузское движение, сеющее ненависть к Республике Молдова. Михаил Влах, советник осужденной Евгении Гуцул, вместе с муниципальным советником из Комрата Иваном Паня опубликовали видео, в котором они вдвоем, с иконкой в руках, заявляют о запуске новой платформы для борьбы с Кишиневом под названием «Наша автономия». Влах заявил, что эта платформа необходима для защиты башкана Гуцул, для защиты традиционных семейных ценностей и православных ценностей, потому что «Центр атакует нашу автономию». И Паня поддержал эти идеи, заявив, что «кишиневская власть разрушает нашу автономию». Поэтому офисы нового движения будут открыты «во всех населенных пунктах автономии».

Видео Влаха и Паня набрал всего несколько просмотров на Facebook и YouTube, но сразу же подключился целый оркестр Telegram-каналов, распространяющих панические сообщения, намекающие на то, что Кишинев прямо сейчас уничтожает автономию, что нужны юристы и сторонники, чтобы ежедневно фиксировать нарушения в Гагаузской автономии, и что происходят систематические репрессии.

Путешествовать из Кишинева в Комрат просто, но общаться с некоторыми отдельными группами не так просто. Однако Гагаузия – это не Шор, Влах или Гуцул. Гагаузия – это люди, которые живут в Молдове, имеют равные права со всеми, в том числе право на достоверную информацию о том, что происходит в Кишиневе, во всей Молдове, а также о планах властей по информированию граждан. Молодые люди из автономии имеют право узнавать о возможностях образования и развития. Поэтому им следует встречаться с министром образования, ректорами университетов и т. д. Предпринимателям необходимо встречаться с министром экономики, с бизнес-организациями; культурные группы, возможно, ждут встречи с министром культуры и т. д.

Место, освобожденное Шором всего на 5 минут, не будет пустовать долго. «Наша автономия» уже занимает цифровое пространство, а Россия по-прежнему контролирует информационное пространство. Правительство должно использовать дорогу Кишинев – Комрат для диалога и строить информационные мосты с автономией.