«С сожалением констатирую, что в молдавских больницах все еще используются неэффективные и слишком дорогие лекарства»

Михаэла Жардан, невролог, Германия:

  • Михаэла Жардан родом из Унген.
  • В течение девяти лет она работает в качестве невролога в одной из клиник Германии.

— Почему вы решили уехать из Республики Молдова?

— Я уехала, потому что не могла расти в профессиональном плане, а так же из-за низкой зарплаты врача. Я считаю, что врач должен иметь достойную зарплату, и это правильно, принимая во внимание подготовку, крайне ответственную работу, стресс. Такие замечания, как «ты давал клятву Гиппократа, и обязан работать в любых условиях» я считаю неуместными.

— Как вы адаптировались в другой стране?

— Я закончила Медицинский факультет в Бухаресте. Я рано ушла из дома, условия «вынудили» стать очень быстро независимой, а позже помогли адаптироваться легко в любом месте. До отъезда на постоянное жительство в Германию, в течение шести месяцев я участвовала в научно-исследовательском проекте в Университетской клинике им. Гёте из Франкфурта-на-Майне. Этот опыт помог мне выучить быстрее немецкий язык, познакомиться с системой здравоохранения Германии, и это помогло мне быстрее адаптироваться.

— Вы происходите из семьи врачей. Как это повлияло на выбор будущей профессии?

— Очень сильно повлияло. Мой отец врач-невролог, брал меня после школы к нему в кабинет, где я проводила много времени. Как ни странно, но именно отец был против того, чтобы я поступила на Медицинский факультет. Я никогда не думала, что могу быть кем-то еще, кроме врача.

— Как проходит день невролога?

— В Германии рабочий день в больнице официально начинается в 7:30 и заканчивается в 16:30. Каждый имеет четкие обязанности. Если вы отвечаете за инсультное отделение, то это очень насыщенный график. Помимо обычного графика, есть 24-часовые дежурства, по 5-6 в месяц. Ритм работы очень интенсивный и нужно быть хорошо организованным, чтобы все успеть.

— Какие различия вы заметили между нашей и зарубежной медициной?

— Есть много отличий и заняло бы много времени, чтобы перечислить их. То, что практикуется в настоящее время в Молдове, с некоторыми исключениями, далеко от современной медицины. Я думаю, что средняя продолжительность жизни населения, постоянный сбор средств для лечения за границей очень многое говорит о медицинской системе Молдовы.

— Чего не хватает молдавской системе здравоохранения?

— Молдавской системе здравоохранения не хватает денег и компетентных людей, которые управляли бы ими должным образом.

— Как вы думаете, существует вмешательство политических факторов в систему здравоохранения?

— Из того, что я читала и обсуждала с врачами из Молдовы, политика вовлекается во всем. Невозможно развивать современную систему здравоохранения, если на руководящие должности приходят люди в зависимости от партийной принадлежности, а не компетенции.

— Многие говорят о так называемой договоренности между врачами и аптеками или производителями лекарств. Как вы смотрите на такую практику? Насколько это правильно по отношению к пациентам?

— Такая практика, к сожалению, в Молдове встречается часто. Это явление получило развитие из-за низких зарплат врачей. Для лечения важно активное вещество, которое содержится в лекарстве, так что, с точки зрения медицины, нет ничего драматического в том, что врач рекомендует пациенту Ибупрофен от определенного производителя, а не от другого. Отличается только цена. По отношению к больному, однако, это неправильно, врач манипулирует им и зачастую пациент вынужден покупать лекарства дороже, в условиях, когда на рынке есть более дешевые, такие же хорошие препараты.

Однако мне кажутся более серьезными договоренности между производителями лекарств и больницами. С сожалением констатирую, что в больницах Молдовы все еще используются совершенно неэффективные, но неоправданно дорогие лекарства.

— Какие мифы в области неврологии все еще существуют в Молдове, которых нет в других странах?

— Есть много мифов, и не только в неврологии. Наиболее распространенным является миф о «внутричерепном давлении», часто используемым диагнозом для заболевания, которое не имеет ничего общего с повышенным внутричерепным давлением. Часто диагностируется и лечится неправильно головокружение. В целом отмечается перебор с приемом лекарств, особенно внутривенно и внутримышечно. В Германии, например, в нашем отделении единственный препарат, который вводится внутримышечно, это витамин В12 (при некоторых заболеваниях и не очень часто). Из-за возможных осложнений, внутримышечные инъекции часто делает врач, а не медсестра.

— Что нужно хорошему неврологу? Как вы думаете, что не хватает молдавским неврологам?

— Хорошему неврологу нужна непрерывная профессиональная подготовка – конгрессы, конференции, курсы и широкие возможности диагностики. У неврологов в Молдове отсутствует неограниченный доступ к возможностям современной диагностики. Современная неврология означает круглосуточный доступ к обследованию головного мозга с помощью компьютерной томографии, это минимальная диагностика. Если в Кишиневе это возможно, то на периферии такая диагностика остается недостижимой целью, и я имею ввиду районные больницы, которые, теоретически, должны быть лучше оснащены. Рентгенограмма черепа, которая делается из-за отсутствия альтернативы, является устаревшей и практически не используется в Европе.

— Когда нужно обращаться к неврологу?

— Неврология – это узкая специальность, которая занимается довольно специфическими заболеваниями. Идеально было бы, чтобы пациент первоначально обращался к семейному врачу, за исключением экстренных случаев, который, в свою очередь, направляет к специалистам. В Молдове часто путают невролога с психиатром. Многие заболевания (депрессия, тревога и др.) лечатся у невропатолога. Чтобы было ясным, невролог лечит заболевания, где есть конкретные органические поражения нервной системы – головного мозга, спинного мозга, нервов. Что касается психики, то было бы хорошо, чтобы она была в компетенции психиатров, которые имеют гораздо более обширный опыт в этой области.

— В каких случаях не следует лечить головную боль без консультации врача?

— В неврологии есть правило: любую головную боль, частую или которая меняет обычный характер, необходимо исследовать желательно с помощью магнитно-резонансной томографии, поскольку исключает облучение, или с помощью компьютерной томографии – желательно в экстренных случаях, потому что занимает меньше времени. После обследования назначается соответствующее лечение.

— Какие наиболее распространенные неврологические заболевания регистрируются в Молдове? В чем причина этих заболеваний?

— У меня нет статистических данных, но предполагаю, что это инсульт, головные боли и головокружение. Инсульт это лишь следствие невылеченных или недостаточно вылеченных внутренних болезней – артериальная гипертония, сахарный диабет, заболевания сердца, а так же нездоровый образ жизни. В момент, когда в Молдове будет лучше работать система семейных врачей, которые делают акцент на профилактике и правильном лечении хронических заболеваний, плюс воспитание населения, снизится тяжесть инсульта и прогноз будет более благоприятным для этих пациентов.

— Какие различия в отношении пациентов к врачам вы заметили у нас и за рубежом?

— В Германии существует взаимное уважение между врачом и пациентом. В Молдове, к сожалению, меньше. Вы не можете построить отношения, основанные на уважении, если обе стороны напряжены. Приведу пример. Для полной диагностики пациент вынужден пройти несколько обследований. Это означает поход по больницам и кабинетам, стояние в очередях, трата денег, психическое и физическое истощение. С другой стороны баррикады находятся врачи, вынужденные работать на полную мощность с плохими зарплатами. Вывод очевиден.

— Почему врачи уезжают из Молдовы?

— Все просто, уезжают потому, что им надоело, что система здравоохранения издевается над ними.

Беседу вела Алёна ЧУРКЭ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *