История тяжб квартиры № 123, оказавшейся в собственности прокурора по борьбе с коррупцией

Виталий Кодряну, прокурор Прокуратуры по борьбе с коррупцией, бесплатно получил квартиру в Кишиневе в результате тяжб с государственными учреждениями, а также с семьей, живущей в этой квартире еще с советских времен.

В июле 2004 года, в «Cadastru», квартира № 123 от ул. Грэдинилор, Кишинев, была зарегистрирована на имя Марии Райлян, 1949 года рождения, хотя она умерла еще в 1994 году, согласно свидетельству о смерти, выданному Отделом записи актов гражданского состояния Кишинева. «Я помню, что были проблемы с семьей Райлян, но я их не видел и они ко мне не обращались. Я ничего не регистрировал в «Cadastru». Я не занимался этим. За каждую квартиру отвечал собственник, а не я. Моей заботой было, чтобы работал лифт, чтобы было чисто в доме, чтобы была вода. У меня не было полномочий для регистрации квартир», – уточняет Иван Плэмэдялэ, который в 2004 году был председателем ЖСК-82, ассоциации, в ведении которой находится жилой дом на ул. Грэдинилор.

2004: Квартира № 123 зарегистрирована в «Cadastru» на лицо, умершее 10 лет назад

Согласно документам, еще с советского периода квартира № 123 по ул. Грэдинилор принадлежала Михаилу и Марии Райлян. Официально, согласно документам, «основным собственником» жилья был Михаил. Он умер при неустановленных обстоятельствах в 1999 году, его тело было обнаружено в реке Днестр. Однако, перед своей смертью Михаил развелся с Марией и женился на молодой женщине Ольге. Они переехали жить в квартиру № 123. После его внезапной смерти Ольга и двое детей пары продолжили жить в этом жилом помещении. Родственники семьи Райлян утверждают, что, учитывая наличие документов, подтверждающих, что Михаил был собственником квартиры, семья не беспокоилась о правовом статусе жилища.

Виталие Кодряну является прокурором с 2003 года. Он работал в прокуратуре сектора Рышкановка, затем в Генеральной прокуратуре, а с 2016 – в Антикоррупционной прокуратуре

Впоследствии, однако, проблемы Ольги, которая повторно вступила в брак, переехав жить в другой дом, вызвали накопление ряда задолженностей по коммунальным услугам. Таким образом, в 2010 году новый председатель Ассоциации ЖСК-82, Афанасий Дерли, подал в суд на Марию Райлян, умершую в 1994 году, и Ольгу Райлян, требуя от них выплаты долга за коммунальные услуги в размере 25,9 тысяч леев. В декабре 2011 года судья Георгий Горун из суда сектора Рышкановка, Кишинев, заявил в вынесенном решении: «Было достоверно установлено, что Ольга Райлян является собственницей квартиры № 123».

Судья распорядился, чтобы Ольга Райлян выплатила долги. С помощью матери, Ольга якобы погасила долги. Только вот, в 2016 году двое детей из семьи Райлян, живших в квартире, очнулись с судебным приставом в дверях, который попросил их освободить жилье, размахивая судебным решением. Ранее, в ноябре 2015 года, Татьяна Топова, новая председательница Ассоциации, подписала документ, запрошенный Генеральным управлением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, в котором утверждалось, что в квартире № 123 никто не жил. Соседи говорят, что Топова позже сообщила, что подписала документ «под давлением и угрозами».

«Я не могу сказать, что они оказывали на меня давление. Однажды, в не рабочее время, приехал прокурор Виталий Кодряну. Он сказал, что ему срочно нужен ответ. Несколько квартир судились с нами, но я никогда не видела, чтобы кто-то из чиновников приходил и просил все так быстро. Я позвонила бухгалтеру. Я не давала ответа сама. Я сказала, что на тот момент в квартире не было никого. Я сказала, как было. Если люди живут, они используют газ, воду, свет. Если их не используют, значит, там никто не живет. Я не сказала, что квартира бесхозная. Мои слова были неверно истолкованы», – говорит Топова. Она исключительно русскоязычная, а подписанный документ был на румынском языке. «Он продиктовал мне, потому что я не владею румынским», – вспоминает она.

2009: Прокурор Кодряну просит квартиру у государства

В апреле 2003 года Виталий Кодряну был назначен прокурором в Прокуратуру сектора Рышкановка. Шесть лет спустя, в марте 2009 года, он обратился в Примэрию Кишинева с просьбой об обеспечении жильем, в соответствии с Законом о Прокуратуре. Ответом от 13 марта 2009 года просьба была отклонена на том основании, что «приватизация жилья значительно снизила возможность сохранности государственного жилищного фонда. Примэрия, де-факто, не в состоянии выполнить положения действующего жилищного законодательства».

По решению Апелляционной палаты (АП) Кишинева от 9 апреля 2009 года, Муниципальный совет Кишинева (МСК) был обязан обеспечить прокурора жильем. Решение не было обжаловано в Высшей судебной палате (ВСП), поэтому оно вступило в силу и будет исполнено. Кодряну мотивировал свою просьбу тем, что закон обязывает государство предоставлять прокурорам жилье, а также и тем, что он «живет вместе с родителями и сестрой», а «в ближайшем будущем намерен создать семью, что делает невозможным сожительство трех семей в двухкомнатной квартире, и для него трудно и дорого снимать жилье».

2009—2015: Все органы правосудия удовлетворили требования прокурора

Спустя время, в 2013 году, Виталий Кодряну обнаруживает квартиру №123 в многоэтажном доме по ул. Грэдинилор. По документам, у жилья была неопределенная ситуация, поскольку собственником было умершее лицо. Вскоре прокурор обратился в суд и потребовал, чтобы квартира была объявлена «вымороченным имуществом», была передана в государственную собственность, при этом, впоследствии, КМС должен был подписать ордер на жилое помещение на его имя. В октябре 2013 года судья Олег Мельничук, изучив судебный иск, решил, что он имеет под собой основание. На квартиру был наложен арест, а в июле 2014 года тот же магистрат вынес решение о ее регистрации в качестве государственной собственности.

В феврале 2015 года АП Кишинева оставила решение в силе, так же и ВСП – в июне того же года. Таким образом, в августе 2015 года квартира была зарегистрирована как собственность государства, а в марте 2016 года жилье площадью 49 кв.м. становится официально принадлежащей семье прокурора Виталия Кодряну. В декларации о доходах и имуществе за 2015 год, Кодряну уже заявляет, что владеет квартирой «на правах пользования», в соответствии с ордером на жилое помещение, подписанным Примэрией Кишинева в декабре 2015 года. В аналогичной декларации, поданной за 2016 год, прокурор приводит квартиру в декларации об имуществе уже «на правах собственности». Семья Кодряну не живет в этой квартире, хотя и получила ее через суд, уведомив его о том, что ей негде жить, теперь же жилье предлагается для сдачи в наем.

Как прокурор узнал о квартире № 123?

«Теперь я живу в квартире, где у меня и моих родителей есть регистрация по месту нахождения, которая принадлежат всем членам семьи. В квартире № 123 на ул. Грэдинилор я не живу с семьей, потому что ее состояние плачевно, она требует капитального ремонта. Ремонт квартиры будет дорогостоящим, и это не является разумным, учитывая, что семья Райлян инициировала ряд гражданских процессов, связанных со вступлением во владение и последующей регистрацией права собственности на спорное имущество мной и супругой», – утверждает прокурор Кодряну, отвечая на вопросы ZdG. Он говорит, что узнал о статусе «вымороченного имущества» квартиры №123 «от человека, чью личность я не могу раскрыть, чтобы не создавать трудностей, которые могут возникнуть у членов семьи Райлян или других лиц, которые могут действовать в своих интересах, а также, чтобы избежать диффамации соответствующего лица; исходя из того, что на данный момент, посредством публикаций в средствах массовой информации на меня была проведена кампания по моему очернению (и членов моей семьи), как в качестве физического лица, так и публичного лица», – уточняет прокурор.

В ответ на просьбу высказаться по поводу тяжбы между его семьей и семьей Райлян, прокурор уточнил, что «дабы обеспечить свое право на защиту и справедливый судебный процесс; и для того, чтобы избежать полемики с членами семьи Райлян и другими лицами, нанятыми ими, которые могут действовать через публикации, размещенные на разных порталах; я позволю себе избежать ответа на этот вопрос, учитывая, что моя семья, в рамках данного вопроса, выступает в качестве субъекта ряда гражданских процессов, в ходе которых мы с женой привлекались в статусе соответчиков и третьих лиц», – отметил Виталий Кодряну.

Какое имущество декларирует прокурор Виталий Кодряну

Согласно декларации об активах и интересах за 2017 год, Виталий Кодряну, ставший в 2016 году прокурором Прокуратуры по борьбе с коррупцией, владеет тремя машинами, всеми – на правах пользования: Defender Land Rover, Nissan Patrol и Hyundai i20. Однако, помимо квартиры, полученной по решению суда, Кодряну владеет еще одним жильем в секторе Чеканы, которое он делит со своими родителями и сестрой. В аналогичной декларации 2015 года, прокурор подчеркнул, что у него есть участок под строительство, жилой дом и сад. Здания исчезли из деклараций за 2016 и 2017 годы, не будучи проданными или подаренными.

«В 2014 или 2015 году, на основании нотариально заверенного договора, моя мать подарила мне земельный участок и жилой дом, унаследованный ранее от ее брата, умершего в 2007 году. Дом и прилегающий к нему земельный участок составляли собственность моих бабушки и дедушки. Дом и земля под строительство, которые я указал в декларации об имуществе за соответствующий год. Позже, по семейным обстоятельствам, мать аннулировала договоры дарения, оба объекта недвижимости возвратились в ее собственность. Соответственно, я не отчуждал дом и землю, и никогда не управлял этими объектами недвижимости», – объясняет прокурор.

ВСП принимает ряд документов в качестве доказательств, но присуждает победу прокурору

Узнав, что остались без квартиры, соседи и двое сыновей семьи Райлян начали шаги по возврату имущества. Первоначально они обратились в суд за пересмотром решений, согласно которым квартира была передана в государственную собственность, а затем подали в суд и на семью прокурора Кодряну. Первая тяжба завершилась в ноябре 2017 года, когда ВСП отклонил их требования, хотя он принял ряд документов в качестве доказательств. Таким образом, Коллегия ВСП констатировала, что заявители приложили к заявлению о пересмотре копии ряда документов, заверенных в соответствии с законом: копию выписки из Домовой книги № 109, выданной Ольге Райлян, из который следует, что это жилье было предоставлено ей в 1993 году, и она указывается в ней в качестве собственницы; копия свидетельства, в котором говорится, что Ольга Райлян и ее супруг, Михаил Райлян, жили в квартире № 123; свидетельство о браке между Райлян (Горобец) Ольгой и Райлян Михаилом, и свидетельство о смерти, датируемое июлем 1999 года, удостоверяющее, что Райлян Михаил умер 15 мая 1999 года. Заявители также предоставили свидетельства о рождении детей семьи Райлян и копию свидетельства, выданного ЖСК-82, доказывающего, что Ольга Райлян живет в квартире № 123 и оплачивает коммунальные услуги с 1993 года.

Однако судьи Юлия Сырку, Юлиана Опря и Юрий Беженару пришли к выводу, что «эти документы не могут быть основанием для отмены определения ВСП от 27 мая 2015 года». «Важно, чтобы заявители подтверждали соответствующими доказательствами факт принятия наследства, то есть представили суду заявление, поданное нотариусу в этом отношении, или решение суда, устанавливающее факт принятия наследства, однако, к заявлению о пересмотре такие документы прикреплены не были. В то же время заявители должны были доказать, что Михаил Райлян владел правом собственности на квартиру №. 123, расположенную в Кишиневе, по ул. Грэдинилор. Однако к материалам дела прикреплена выписка, выданная ГП «Cadastru», согласно которой владелицей спорного имущества значится Мария Райлян, на основании сертификата – 82, № 0 от 1 января 1991 года», – констатирует ВСП.

Второй судебный процесс между семьями Райлян и Кодряну находится на рассмотрении в Кишиневском суде сектора Рышкановка. Случай с квартирой № 123 по ул. Грэдинилор был предан огласке на сайте crimemoldova.com в марте. Впоследствии, двое сыновей семьи Райлян подали жалобу в Генеральную прокуратуру с просьбой расследовать действия прокурора Кодряну, а также и других вовлеченных лиц. 25 апреля 2018 года Виорел Радецкий, прокурор по специальным миссиям в рамках учреждения, сообщил, что Прокурорская инспекция расследовала это дело, «а 30 марта 2018 года дисциплинарное производство в отношении прокурора ПБК Виталия Кодряну было прекращено, поскольку не были установлены основания для привлечения к дисциплинарной ответственности».

Эта статья подготовлена в рамках проекта «Консолидация правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемый О.А. «Юристы за права человека», при поддержке National Endowment for Democracy, которые никоим образом не оказывают влияние на выбор тем и содержание публикуемых расследований.
Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000