Как (не) наказывают за торговлю влиянием со стороны адвокатов. «Если ничего не получится, значит, тебе придется отбывать наказание…»

В феврале 2024 года Национальный центр по борьбе с коррупцией сообщил а задержании адвоката, который потребовал от своей подзащитной 15 тысяч евро за влияние на ход дела, по которому она проходила. Стенограмма их разговора также была опубликована. Год спустя Антикоррупционная прокуратура объявила о закрытии дела. Заявительница была осуждена и покинула страну. «Нет слов», сказала женщина, разоблачившая адвоката. Она рассказала ZdG, как в итоге подала на него заявление о возбуждении уголовного дела. ZdG проанализировала несколько приговоров, по которым адвокаты были осуждены в 2025 году судом первой инстанции за торговлю влиянием. За свои действия они получают штрафы и ограничения в своей деятельности.
Стенограмма: «Если, не дай Бог, что-то не получится, то я верну 15 тысяч евро, евро к евро»
В феврале 2024 года Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) сообщил, что адвокат из Кишинева находится под следствием по делу об извлечении выгоды из влияния. Адвокат, о котором идет речь, Силвиу Бурлаку, обвинялся в требовании 15 тысяч евро от подзащитной, утверждая, что он будет оказывать влияние на судей Апелляционной палаты Центр, которых он смог бы убедить принять положительного решения по делу, в котором она обвинялась, и отправить его на пересмотр в суд первой инстанции. НЦБК также опубликовал тогда стенограмму разговора адвоката с подзащитной.
Адвокат: Если не получится, значит, тебе придется отбывать наказание…
Клиент: Да, но сумма огромная!
Адвокат: Послушай, мы сейчас вернемся, иди и отсиди, но если не получится, я верну тебе эти 15 тысяч евро до последнего лея. Если, не дай Бог, 23-го числа что-нибудь не получится, то я верну тебе 15 тысяч евро, евро к евро.
Однако спустя полтора года после возбуждения уголовного дела, 8 июля 2025 года, оно было закрыто, «в связи с отсутствием состава преступления», как заявила Антикоррупционная прокуратура (АП) в ответе, направленном в Ziarul de Gardă.
В декабре 2024 года заявительница была приговорена к 4 годам лишения свободы за хранение и распространение поддельных банкнот — 300 долларов и 500 евро. Чтобы избежать тюремного заключения, она покинула Республику Молдова.
«Я не знала, что его дело закрыто. Что я могу вам сказать? Меня осудили за 100 долларов, а его за 15 тысяч евро назвали невиновным. Человек, фигурирующий на записи, где в отношении меня замешана серьезная преступная схема, ничего за это не получает. Нет слов», — рассказала нам женщина, которая заявила в НЦБК об адвокате Силвиу Бурлаку. Она рассказала ZdG, как подала жалобу на адвоката.
«Все наше взаимодействие с ним с сентября по январь было задокументировано правоохранителями»
«Находясь в сложном финансовом положении, знакомые дали мне около 1000 долларов. Год я носила их с собой. Когда я пошла в банк, чтобы поменять деньги, мне сказали, что они фальшивые, чего я не знала. Знакомый предложил мне разменять эти деньги, чтобы избавиться от них. Позже выяснилось, что он сдал меня полиции. Мне посоветовали обратиться к Силвиу Бурлаку», — вспоминает она.
«В сентябре 2023 года Бурлаку сообщил мне, что нужны 15 тысяч евро „для благоприятного для меня решения“. Я позвонила в НЦБК и написал на него жалобу. Все наше общение с ним с сентября по январь было задокументировано сотрудниками. НЦБК передал мне деньги, а 12 января я передал их ему. 23 января состоялось судебное заседание. Он сообщил мне, что мое дело возвращено на пересмотр в мае. Я передала эту информацию сотрудникам. 27 января его задержал НЦБК, но вскоре его отпустили. В апреле меня вызвали в полицию, и тогда я узнала, что мой четырехлетний тюремный срок, вынесенный первой инстанцией, остается в силе, а адвокат ничего мне об этом не сказал. Он солгал. Мне пришлось уехать из страны», — пояснила женщина.
В решении Апелляционной палаты Центр указано, что виновность женщины в совершении преступления подтверждается не только ее заявлениями о признании вины, но и совокупностью доказательств, собранных органом уголовного преследования, которые «являются относящимися к делу, убедительными, полезными, правдивыми и не противоречат друг другу».
«Орган уголовного преследования доказал мою невиновность»
Адвокат Силвиу Бурлаку, с которым связалась ZdG, уклонился от обсуждения обстоятельств дела:
«Я с самого начала заявил о своей невиновности в этом деле и не обязан обсуждать другие аргументы, связанные с этим делом или моей личной жизнью, ни с кем — ни со СМИ, ни с другими лицами, которых очень интересует моя личность и моя деятельность. Орган уголовного преследования доказал мою невиновность», — заявил адвокат Силвиу Бурлаку.
Какие решения принимают судьи по делам адвокатов, обвиняемых в торговле влиянием?
В ответ на запрос о предоставлении информации, направленный ZdG, АП сообщила, что в период 2024–2025 годов в суд были направлены уголовные дела на 4 адвокатов, а в отношении 14 защитников вынесены приговоры.
«Что касается их личностей, отмечаем, что, учитывая принцип презумпции невиновности до вынесения окончательного решения суда, мы не можем разглашать имена адвокатов. Никаких препятствий для уголовного преследования адвокатов не выявлено, поскольку Антикоррупционная прокуратура осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с положениями закона», — говорится в ответе АП для ZdG.
ZdG проанализировала несколько приговоров, вынесенных в 2025 году судами первой инстанции по делам о торговле влиянием с участием адвокатов. В большинстве случаев адвокаты попадают под следствие за получение денег для оказания влияния на прокуроров или судей по делам, в которых фигурируют их клиенты. В качестве наказания адвокаты получают штрафы и лишаются права заниматься адвокатской практикой на несколько лет.
В феврале 2025 года адвокат Андрей Викол был признан виновным в получении 14 500 евро для оказания влияния на судей Кишиневской апелляционной палаты, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. леев и обязанности выплатить около 253 тыс. леев в качестве материального ущерба, причиненного преступлением.
12 марта 2025 года суд Кишинева признал адвоката Иона Кырлига виновным в том, что в период 2015–2016 годов он «требовал и получил денежные средства в размере 3000 евро и 2200 долларов США в целях оказания воздействия на прокурора и судью, участвующих в рассмотрении уголовного дела», говорится в приговоре. Адвокат был приговорен к штрафу в размере 250 000 леев с лишением права заниматься адвокатской деятельностью сроком на 5 лет.
17 марта адвокат из Кишинёва Руслан Чибрик был признан виновным в торговле влиянием и приговорен судом первой инстанции к штрафу в размере 110 тысяч леев с лишением права заниматься адвокатской деятельностью сроком на 2 года. Согласно представленным доказательствам, адвокат получил от заявителя 9200 евро с целью оказания влияния на сотрудников полиции и прокуратуры с целью принятия благоприятных решений в отношении заявителя.
15 мая был осужден стажер адвоката Максим Антон, обвиняемый в передаче денег судье Апелляционной палаты Центр Михаилу Дьякону с целью оказания влияния на членов комиссии по приему вступительных экзаменов в Национальный институт юстиции и содействия в получении образования женой адвоката, претендующей на должность судьи. Суд назначил штраф в размере 125 тысяч леев, предоставив ему возможность выплатить лишь половину суммы в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу.
Фото: коллаж ZdG