«Село-призрак» регулярно терпит все капризы погоды

34-cotul-morii1-840x420Это село, словно застрявшее во времени, с заброшенными и разрушенными домами, в глубокой тишине притаившееся среди дикой растительности. Именно таким мы нашли Котул Морий, которое пять лет тому назад, в 2010 году, было затоплено водами реки Прут и исчезло с карты Республики Молдова, став селом-призраком.

Поблуждав среди пустых домов, мы наткнулись на несколько крестьян, которые работали в своих дворах. Эти люди предпочли остаться в старом селе, хотя получили новые дома в новом Котул Морий, выстроенном в европейском стиле, со школой, детским садом и медицинским центром, и все они с красными крышами.

«Люди живут здесь ради земли»

Более 60 семей продолжают жить в старом селе, потому что не могут оставить дома, землю и воспоминания о днях, прожитых в этом селе, который однажды летом был затоплен водами реки Прут.

34-cotul-morii445«Я получила новый дом в отстроенном на холме селе, но предпочитаю жить в старом селе, потому что здесь мне хорошо, воздух более свежий, да и вокруг дома больше места. К тому же, в 2010 году вода не затопила мой дом, дошла только до ворот, и все», – вспоминает Мария Попа, продавщица единственного в селе магазина. По словам женщины, жители, оставшиеся в селе, которого официально нет на административной карте Молдовы, ни в чем не нуждаются. «Ежедневно приезжает цистерна с родниковой водой, а воду из колодцев мы используем для стирки и полива огородов. Кроме того, в село приезжает и микроавтобус, который возит детей в школу, а взрослых в соседние села или города. Люди живут здесь больше из-за земли. Мы не можем жить без земли. Мы все привыкли иметь гектары земли», – рассказывает женщина.

Гуляя по улочкам старого села, мы добрели до кладбища, утопающего в зарослях, позади которого возвышается одна из самых старых в Молдове деревянная церковь св. Трифана. Местные жители убеждены, что храм был построен теми, кто основал село в 1621 году. Хотя церковь зарегистрирована, как памятник национального значения, находящийся под охраной государства, в действительности, ею не интересуются ни власти, ни селяне. Местные власти включили даже реконструкцию церкви в программу финансирования на 2008 год, однако после наводнения приоритеты изменились. «В последний раз церковь была открыта в 1961 году, после чего, в период правления коммунистов, ее разрушили», – рассказывает Георге Будяну, который прогуливался с собакой возле церкви, от которой остались только доски и подвесная лестница, за долгое время сильно выгоревшая на солнце.

34-cotul-morii12«Мы построили новую церковь, но село затопило, люди бежали, а церковь оставили и закрыли. Люди переехали в новое село на холме, а имущество осталось здесь», – говорит Георге Будяну, который решил остаться в старом селе, хотя ему предоставили четыре дома в новом поселке. «Если у тебя был дом, ты получал новый, если было два – то два. У меня было пять домов, и я получил четыре в новом селе, но я отдал их моим детям, а сам остался здесь. Красиво там, дома новые, современные, но там мы как будто оторваны от природы, от жизни. Природа здесь не сравнится с той, что в новом селе. И кукуруза… посмотрите, какая она красивая тут и какая низкая и сухая там. Жаль, что люди не приходят ухаживать за могилами родственников. Переехали в новое село и оставили кладбище, все поросло травой», – говорит Георге Будяну. «Я останусь здесь. Мне 78 лет, и место мое здесь», – иронично отмечает мужчина, указывая на кладбище.

«Новое село красивое, но мы умираем от жажды»

Село Котул Морий хорошо видно издалека: ряды новых домов с коричневыми стенами и с крышами, покрытыми красной металлочерепицей. Хотя прошло уже больше четырех лет с тех пор, как переехали в новые дома, не все хозяева успели оградить свое жилье заборами, а некоторые дома и вовсе кажутся заброшенными. «У людей нет денег, чтобы построить и забор. После наводнения мы остались только с тем, что было при себе, что было на нас. И все. После прожитой в старом селе жизни, мы были вынуждены начать все с нуля. Многие не смогли взять себя в руки. Мне повезло с моими детьми, которые работают за рубежом и которые помогли вырыть колодец, построить забор и погреб», – рассказывает с гордостью Ион Хангану.

«Ну, не всем так повезло, как тебе. У тебя есть дети, которые могут тебе помочь, а мы, с нашей мизерной пенсией, что мы можем сделать?» – спрашивает Улина Федор, проходя мимо нас. «Новое село красивое, но мало воды. У нас нет воды для питья. Мы умираем от жажды, потому что в селе очень мало колодцев. Были проложены канализационные трубы, но только до школы, детского сада, примэрии и в дом секретаря мэрии, который построил колодец в собственном дворе. Остальные люди должны далеко ходить за водой. В селе много стариков, которым трудно ходить далеко, чтобы принести стакан воды», – вздыхает женщина.

34-cotul-mori0i1Улина Федор хорошо помнит наводнение 2010 года. «Вода доходила мне до колен. Село было под водой. Меня эвакуировали румынские спасатели. Через неделю, когда я зашла в дом, испугалась. Стены были мокрыми, штукатурка падала, дом покосился, все пахло плесенью, как смертью», – рассказывает старушка. Единственное, что можно было взять из дома, был холодильник и стол. «Трудно было, но мы думали, что в новом селе нам будет легче, и нам больше не грозят наводнения», – успокаивается старушка.

Село новое, беды старые

Хотя новое село Котул Морий расположено на холме, далеко от Прута, оно все равно страдает от капризов погоды. Так, 26 июля 2015 года над деревней прошел сильнейший дождь с градом, который причинил материальный ущерб. В результате дождя, который длился не более 25 минут, несколько домов остались без крыш, некоторые подвалы были затоплены, а урожай в огородах – уничтожен.

«Сколько себя помню, не видел такого дождя. Вода лила стеной так, что соседнего дома не было видно, хотя они стоят рядом», – рассказывает Виталий Гуштюк, житель села, с дома которого ветром унесло крышу. «Мы молили о дожде, потому что в течение трех месяцев не пролилось ни одной капли. Но Господь решил дать нам град и ветер, который сорвал крыши с домов», – вздыхает мужчина.

«Ветер сорвал крыши, и дождь залил помещения, из-за чего серьезно пострадали стены домов и имущество людей. Люди провели ночь у родственников, а утром вернулись и стали вычерпывать воду из домов и вытаскивать вещи, чтобы высушить на солнце», – говорит примар села Котул Морий Лучия Гуштюк. «Произошла настоящая катастрофа. Сельскохозяйственные культуры в 563 хозяйств пострадали. Из 25 общественных колодцев 15 пострадали», – добавила примар села.

Сельчане жаловались замминистру строительства Анатолию Золоткову на то, что дома, построенные после наводнения в 2010 году, были возведены в спешке, некачественно. Однако, чиновник заверил, что все работы были выполнены качественно, и единственная ошибка конструкторов в том, что каркасы не были рассчитаны на сильные грозы. «Это чрезвычайная ситуация, которую невозможно предугадать», – сказал Золотков.

После последних погодных катаклизмов, и. о. Премьер-министра (нынче, вице-премьер-министр) Наталья Герман вызвала начальника Службы гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций МВД Михаила Харабаджиу, потребовав от него активизации действий, предпринятых властями для преодоления последствий проливных дождей вечером 26 июля.

Кроме того, Наталья Герман потребовала срочного вмешательства Ветеринарной службы и Центра профилактической медицины в целях предупреждения возможных инфекционных заболеваний, в том числе и по причине загрязненной воды из колодцев. Урон от воскресных проливных дождей и града еще не оценен. Правительственная комиссия работает, чтобы определить причиненный ущерб и выявить средства, в первую очередь из ресурсов местного бюджета, необходимые для устранения последствий стихийного бедствия.

Татьяна БЕГЮ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000