Коты войны: как в Киеве спасают животных из зоны боевых действий

Материал hromadske

В течение месяца ему в клинике лечили последствия контузии, он старался не шевелиться, потому что каждое движение вызывало сильные боли и головокружения. После больницы он уже пятую неделю в приюте. Свернулся калачиком на подстилке и ни на кого не реагирует: контузия еще сказывается.

Несколько месяцев назад ребята из ВСУ привезли этого черно-белого кота из зоны боевых действий в Харьковской области в Киев, чтобы спасти. Его принял «Приют Ирины Добролюбовой» — крупнейшее в столице заведение, где пострадавшие от войны коты могут найти убежище.

hromadske побывало в приюте и выяснило, как с начала полномасштабного вторжения там пристроили уже несколько сотен кошек из фронтовых районов.

Военные биографии

«В марте прошлого года нам начали передавать кошек из Ирпеня, Бородянки, Ворзеля, потом — и с других территорий, где шли бои. После подрыва Каховской ГЭС многих животных доставляли из Херсона, — рассказывает Ирина Добролюбова. — Привозят военные, волонтеры. Приют существует уже почти 20 лет, о нас знают, поэтому везут — время сейчас тяжелое».

Приют разместился в полуподвальном помещении — во время воздушной тревоги кошки и волонтерки-смотрительницы в безопасности. В «комнатах» — в несколько этажей стоят клетки с котами — пушистых душ сейчас три сотни. У многих из них — военная биография.

Херсонца Гудвина на днях выписали из клиники: там ему собрали разбитую челюсть. Кот совсем не мог есть самостоятельно, его кормили с помощью специальной конструкции. Сейчас челюсть срослась, но он до сих пор на обезболивающих, и грустно смотрит на людей из угла своей клетки.

Рядом серая кошка, родившая двух котят во фронтовом блиндаже. Бойцы привезли их в приют, котам еще не успели дать имена. Зато обработали от паразитов и по соответствующему графику делают прививки. Ребята на фронте хорошо ухаживали за кошкой с котятами — у животных не обнаружили ни одной болезни.

А кошка Трехцветная (ее так назвали из-за меланжевой окраски), охотно соглашается фотографироваться. Способность легко идти на контакт с незнакомыми людьми и спасла ей жизнь: кошка позволила волонтерам снять себя с крыши затопленного дома в Херсонской области. А если бы шарахалась и царапалась (как делает большинство кошек в зоне боевых действий), осталась бы на крыше — люди просто оставили бы ей пищу с водой, но надолго ли ее хватило…

Матильда не была в зоне боевых действий. Но жизнь кошки все равно сломана войной: хозяин, очень ее любивший, погиб на фронте, а его вдова отдала Матильду волонтерам.

Люди выручили

Когда началось полномасштабное вторжение, в Киеве стало сложно найти магазины с кошачьим кормом. А количество кошек в приюте резко увеличилось почти вдвое — их свозили из освобожденных районов Киевской области. В помещении стало тесно, поэтому волонтеры забирали многих кошек домой. В трехкомнатной квартире Ирины Добролюбовой в первые месяцы войны жили 55 животных.

«Весной прошлого года мы кормили кошек не 2-3 раза в день, как положено, а один раз да еще и уполовинили им порции, чтобы запаса продовольствия хватило всем и надолго, — рассказывает волонтер приюта Дара Паршина. — Счастье, что нас люди выручали, волонтерские организации: привозили корм, наполнитель для лотков, воду, подарили генератор».

По словам Дары, приюту очень помогли любители кошек из Польши, которые в прошлом году забирали украинских пушистиков десятками, а также киевляне, активно «усыновлявшие» четвероногих. Если в 2022-м животные ютились по четверо-пятеро в одной клетке и из-за тесноты испытывали стресс, то сейчас они роскошествуют по одному, разве что братьев или мам с детьми всегда держат вместе.

Раненые, больные и травмированные коты, прежде чем осесть в приюте, лечатся в ветеринарных клиниках — животных туда отвозят люди, которые доставляют их из зоны боевых действий, или волонтеры Ирины Добролюбовой. А в начале полномасштабного вторжения все было иначе. Ветеринарные аптеки и клиники в Киеве закрылись, а врачи, с которыми сотрудничал приют, либо уехали за границу, либо не могли добраться до своих подопечных из других районов столицы. Волонтерам пришлось осваивать и профессию ветеринаров.

«Смазывать котам глаза, уши, давать таблетки — это просто. Но девушки научились и инъекции делать, — говорит волонтер Наталья Ульченко. — Мне проще — я медсестра по специальности, а им тяжело приходилось».

В одном из помещений приюта стоит шкаф с лекарствами, на столе — журнал назначений. Наталья привычными движениями набирает раствор в шприц – сегодня она ответственна за инъекции. Вместе с Дарой делают укол кошке, которая значится как «Бело-серая».

«Я горжусь, что в первые месяцы войны, когда были трудности и с кормами, и с ветеринарной помощью, мы не потеряли ни одного животного», — говорит Дара.

Привыкнуть к безопасности — тяжело

Ухаживать за перепуганным войной котом, да еще и нездоровым, трудно. Руки у волонтеров изрядно поцарапаны — кошки агрессивно отбиваются от помощи. Почти все они, прибыв в приют, по меньшей мере, месяц принимают успокаивающие препараты.

Побывавшие под обстрелами длительное время очень боятся громких и резких звуков. Они плохо едят, неподвижно сидят в клетке или бросаются на людей, даже если сиделка просто хочет забрать лоток. С трудом они привыкают и к новым владельцам.

«Я взяла кота из приюта почти год назад, — рассказывает киевлянка Мария Бескоровайная, — к Ирине Добролюбовой он попал из Бородянки. Бывшие хозяева его хорошо воспитали — кот ест только из чистых мисок, ходит только на лоток со свежим наполнителем, не царапает мебель, очень умное создание.

Я не знаю, что он пережил в Бородянке. Но его состояние было проблемным. Уши разодраны и загноены, глаза тоже загноены. Он не давался, чтобы я его лечила, он кричал в контейнере-переноске. Первый месяц кот не отходил от мисок с едой, пока не съедал все. Он не ел — он жрал, даже то, что кошки обычно не едят — капусту, хлеб.

Наестся — и спрячется под стол, залезет в ящик шкафа, в тумбочку. Меня в приюте предупредили, что он может так поступать из-за страха и стресса, и чтобы я его силой не доставала: он сам должен выйти, убедившись, что ему ничего не угрожает.

Когда я при нем впервые включила видео с фронта, от звуков взрывов он скрутился в круассан, поджал уши и просто замер. Расслабился только тогда, когда я выключила. И сейчас, когда во время тревоги слышит звуки нашей ПВО, он либо прячется в шкаф, либо прижимается к моим ногам. Лучше всего его в эти моменты брать на руки, чтобы успокоился».

Мария говорит, что подружка, с которой они вместе брали животных из приюта, свою кошку через несколько месяцев вернула — вывезенное из деоккупированной Харьковской области животное совсем не шло на контакт, и женщина отчаялась в возможности его приручить.

«Возвращают кошек нечасто, где-то одного на сотню усыновленных, — говорит волонтер Дара. — Некоторые люди настроены просто играть с котами, кто-то поддается эмоциональному порыву взять животное из зоны боевых действий, и не понимает, что животное нуждается в ответственном уходе. Они их берут, потом отдают — и снова кот в стрессе, и снова нужны успокоительные. Но лучше отдавать нам, чем просто выносить на улицу».

По словам волонтеров приюта, сегодня «котами войны» становятся животные не только из зоны боевых действий, но и из населенных пунктов, которые далеко от линии фронта. Ведь теперь эвакуироваться в Европу с котом гораздо сложнее, чем в 2022 году.

Тогда страны ЕС принимали наших кошек без каких-либо документов. А сейчас животное должно иметь не просто бумажные документы о прививках, но и вживленный электронный чип с информацией о нем и его хозяине, и еще и должно выдержать перед выездом 90-дневный карантин.

Если хозяевам нужно срочно выезжать, они отдают кошек в приюты или знакомым — и это в лучшем случае. Обычно домашние животные оказываются на улице.

Такие кошки могут рассчитывать только на доброе сердце случайных людей. Если вы решите их прикормить, то никакого молока, сметаны, колбасы или блюд со специями, от которых страдают кошачьи желудки и почки. Дайте просто суп или отварное несоленое мясо без приправ и отнесите в ближайший приют.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000