Четыре главных факта о «Семейном референдуме», который расколол Румынию

Это один из крупнейших политических сюрпризов в Восточной Европе в этому году: «семейный референдум» в Румынии провалился. Согласно данным центральной избирательной комиссии, на голосование пришли всего 20.41% населения, из нужного минимума 30%.

6-7 октября 2018 года в Румынии прошел референдум за поправки в Конституцию – организаторы попытались остановить легализацию однополых семей. Избирателям предлагалось проголосовать за уточнение формулировки брака исключительно «между мужчиной и женщиной». Масштаб референдума был беспрецедентный: проголосовать смогли румынские граждане со всего мира, а участки открылись не только традиционно в посольствах и консульствах, но также работали и мобильные пункты в местах компактного проживания румынских граждан за границей, в том числе в соседних Молдове и Украине.

Сторонники референдума были обеспокоены растущей легализацией однополых браков в ЕС и сетуют за защиту «традиционных ценностей». В то же время эксперты предупреждали, что правящие элиты Румынии могут использовать референдум для отвлечения внимания общества от сворачивания борьбы с коррупцией и атаками на независимость судебной системы. Голосование раскололо страну.

Президент Румынии Клаус Йоханнис выступил во вторник, 9 октября, с первой реакцией после объявления результатов референдума по изменению Конституции, передает Digi24. Он отметил, что «Румыния принадлежит всем румынам», даже если они разные: «Когда социальный мир подвергается опасности и у нас, к сожалению, примеры этого имеются в достаточном количестве, в том, что произошло в Румынии в последние несколько недель, в рамках подготовки к референдуму по внесению поправок в Конституцию, существует потребность в зрелом подходе и открытом диалоге со всеми соответствующими заинтересованными сторонами в обществе. Первым шагом к восстановлению социального мира является отказ от дискурса ненависти и принятие того, что только путем толерантности мы можем преодолеть те разногласия, которые могут разделить», – заявил Клаус Йоханнис.

«Ziarul de Gardă» собрала четыре самых важных факта о «брачном референдуме» в Румынии: почему он расколол страну, но потерпел поражение.

1. Что такое «Семейный референдум» и кто его инициировал?

За идеей референдума стоит популярная консервативная группа «Коалиции за семью». Это румынская гражданская инициатива, которая ставит за миссию борьбу за так называемые «семейные ценности» и имеет сильную поддержку доминантной в стране Православной Церкви Румынии.

В 2015 году Коалиция решила бороться за уточнение ст. 48 Конституции Румынии и замену существующей фразы «Семья основывается на браке, заключенном по свободному согласию супругов» на «Семья основывается на браке, заключенном по свободному согласию между мужчиной и женщиной». После трех лет публичной кампании, им удалось собрать несколько миллионов подписей от граждан, получив таким образом и поддержку румынского правительства и правящей коалиции в парламенте. Следуя успешному голосованию в нижней палате румынского парламента, Сенат Румынии 11 сентября 2018 года поддержал поправку: из 136 сенаторов, 107 проголосовали «за».

Однако для финальных изменений румынской Конституции нужен референдум, который и проходит 6 и 7 октября. Для того, чтобы он был признан действительным, в референдуме должны принять участие не менее 30% избирателей.

«Семейный референдум», Кишинев, 6 октября 2018 Фото: Катерина Александр / ZdG

Плебисцит будет стоить стране 35 миллионов евро или 0,01% от трат государственного бюджета на 2018 год.

2. Почему и как «Семейный референдум» расколол Румынию?

В Румынии широко распространена гомофобия и подавляющее большинство противников однополых браков собираются на референдум. В то же время, существенное большинство населения не считает это приоритетом для страны.

Сторонники запрета браков для гомосексуальных пар с большим энтузиазмом относятся к референдуму, но они – не большинство населения. Только 26% румын согласны с предоставлением однополым семьям права на брак, согласно опросу Pew Research Center в 2017-м году. В опросе «Avangarde», проведенном с 10 по 26 апреля 2018 года, 77% респондентов считают, что семья должна определяться как свободный союз между мужчиной и женщиной. Тот же опрос показал, что 75% респондентов будут участвовать в таком референдуме. Социолог и директор «Avangarde» Мариус Пиеляну считает, что более 80% участников референдума выскажутся в его пользу.

Однако опрос «CURS», проведенный в начале этого года, предположил что подавляющее большинство (67%) не считает конституционные референдумы политическим приоритетом для страны. В онлайн опросе «DCNews», проведенном 24 сентября 2018, половина из 60 000 респондентов высказали несогласие с проведением «семейного референдума».

Более 80 процентов жителей Румынии – православные и, хотя Румыния светское государство, местная православная церковь поддержала референдум и попытки отказать однополым семьям в равных правах. Румынское Национальное Церковное Собрание, которая объединяет несколько крупных церквей в стране, призывает участвовать в референдуме, «в целях утверждения, защиты и поощрения семьи как института, благословенного Богом». Патриарх Румынской Православной Церкви, Даниил, считает, что участие в референдуме является «актом исповедания веры в Божью любовь к семье, актом величайшей ответственности за будущее румынского народа, а также экзаменом на духовную зрелость, чтобы выбрать между постоянными ценностями и эфемерными идеологиями». Полное послание этого призыва было рекомендовано к прочтению во всех церквях в воскресенье, 30 сентября 2018 года, и в понедельник, 1 октября 2018 года.

Не все верующие в Румынии, все же, согласны с референдумом. Евангельская Церковь Румынии, одна из малых церквей, публично заявила, что Церковь неправомочна призывать верующих голосовать определенным образом и подвергла румынские власти резкой критике: «политическая власть злоупотребляет добросовестностью населения Румынии, чтобы представить себя в качестве спасителей и спасателей веры и процветания страны. Поляризует и политизирует христианскую инициативу, чтобы дискредитировать политических оппонентов. Принимает альтернативу разделения христианского религиозного населения. Пропагандирует популистские, националистические, диктаторские лозунги, не достойные церкви».

3. Эксперты подозревают правящую партию Румынии в «замыливании глаз» референдумом

Румыния – одна из самых коррумпированных стран ЕС, но благодаря антикоррупционным реформам с 2006 года достигла значительных успехов в борьбе с коррупцией. Однако, в последние время в этом направлении наметился регресс. В Румынии уже второй год происходят массовые протесты против коррупции и правительственных атак на систему правосудия, особенно после того как была уволена глава антикоррупционного бюро, Лаура Ковеши, которая отправила за решетку сотни высокопоставленных чиновников и политиков, уличенных во взятках.

Критики референдума и обозреватели подозревают, что проведение противоречивого плебисцита в разгар политического кризиса – не совпадение. Сорин Ионицэ, представитель румынской организации ЭкспертФорум, так же сотрудник Центра по мониторизации референдума говорит, что «существует связь между тем, как правители откладывают борьбу с коррупцией, и рвение, с которым был организован референдум, выискивая чувствительные для некоторых граждан тезисы».

Ион Гузун, юрист, соучредитель Центра правовых ресурсов в Молдове

Ион Гузун, юрист, соучредитель Центра правовых ресурсов в Молдове, отмечает, что дискуссии по поводу референдума отвлекают внимание от реальных проблем румынского правосудия и создают среду, благоприятствующую отдалению от ЕС и приближению к России.

«Эти вопросы, связанные с референдумом, монополизировали публичные дебаты и отвлекают внимание от важных событий, связанных с коррупцией. Румыния, прямо или косвенно, влияет на мнение Республики Молдова. В период, когда учреждения по борьбе с коррупцией в Румынии отмечали большие успехи, казалось, что и в Кишиневе видно возрождение общественного мнения в отношении борьбы с коррупцией. Другим элементом является растущая роль Российской Федерации, направленная на то, чтобы отдалить Румынию от ценностей ЕС с точки зрения человеческого достоинства и прав человека», – заключает Ион Гузун.

4. Евросоюз в недоумении

«Семейный референдум» в Румынии проходит на фоне растущей критики ЕС по поводу атак румынской правящей коалиции на систему правосудия страны. 1 октября в Страсбурге Европейский парламент провел внеочередное заседание по ситуации в Румынии. Первый заместитель председателя Европейской комиссии, Франс Тиммерманс, говорил о регрессе в сфере правосудия в Румынии: «Мы обеспокоены инициативами законодательных изменений, предпринятыми румынскими властями, начиная с 2017 года в отношении судебных реформ». Вместе с тем, в отношении референдума Тиммерманс заявил, что у ЕС нет полномочий в этой области, и что семейное право является сферой компетенции государств-членов, однако сказал, что семейные ценности не должны трансформироваться в аргументы, оправдывающие гомофобию или отвергающие другие типы семьи.

В ответ Европарламенту, премьер министр Румынии, Виорика Дэнчилэ, сказала в частности что румынское правосудие независимо и демократическим процессам ничего не грозит. «Новые законы в системе правосудия вернули судьям независимость. Сейчас они абсолютно независимы, нет никаких ущемлений. (…) Я вас уверяю, что мы будем учитывать рекомендации Венецианской Комиссии (по поводу новых законов в системе юстиции – Ред)». Виорика Дэнчилэ также раскритиковала «политические игры оппозиции», говоря о протестах в Румынии.

Румынский референдум созван на фоне распространяющейся легализации однополых браков в ЕС. 14 из 26 стран Союза предоставляют право брака гомосексуальным семьям, и еще 8 – форму гражданских партнерств. В марте 2018 года Европейский суд в беспрецедентном вердикте обязал всех членов ЕС признавать однополые браки, зарегистрированные в других странах Союза, однако оставил выбор национальной легализации таких союзов в рамках государственных суверенитетов. В центре иска фигурировал румынский гражданин Адриан Коман, который требовал от румынских чиновников признания его однополого брака, заключенного в Бельгии. Решение Европейского суда поддержал и Конституционный суд Румынии, который 27 сентября 2018 года признал равные права за однополыми семьями. Получается, в случае успеха, «семейный референдум» в Румынии также может привести к юридической коллизии между законодательством ЕС и румынским правом.

Эксперты обращают внимание на то, что «Семейный референдум» ставит вопрос о текущем статусе Румынии и ее месте в Европейском союзе (ЕС). Кристи Данилец, известный румынский судья, подчеркивает, что когда вносятся поправки в Конституцию стран членов Евросоюза, требуется мнение Венецианской комиссии, которого Румыния в этот раз не спросила. «Румыния поступала так (требовала мнение ВК, Ред.) при предыдущих пересмотрах или их попытках. Сейчас же она этого не сделала. (…) Пересмотр Конституции в смысле ограничения брака лишь согласием между мужчиной и женщиной открывает дорогу для легализации гражданских партнерств. Таким образом, Румыния должна вскоре принять закон, обеспечивающий защиту сожительства: как между разнополыми лицами, так и лицами одного пола», – говорит Данилец.

Алёна ЧУРКЭ
Фото / видео: Катерина АЛЕКСАНДР, Виорика ТЭТАРУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000