Миграция по наследству

Молдавские села пустеют, потому что новому поколению жить в них так же сложно, как и предыдущему

По официальной статистике молдавского МИДа, за минувшие 20 лет более 800 тысяч граждан Молдовы уехали работать за границу. Есть данные, что ежедневно из Молдовы навсегда уезжает 106 человек – к такому выводу пришла исследовательская организация Magenta Consulting. Исследование социологического проекта “Барометр общественного мнения”, в свою очередь, утверждает, что 56% оставшихся дома граждан Молдовы с удовольствием уехали бы за границу тоже, если бы у них была такая возможность. Напомним, население Молдовы, по данным последней официальной переписи – 3,5 миллиона человек.

Эмилия и Алина

Уезжать из Молдовы начали через несколько лет после провозглашения независимости, в 1997, когда наступила первая волна экономического кризиса. Уезжали, в основном, женщины, и Эмилия Делеу стала одной из первых.

“Перестали платить зарплаты, в школах и детсадах перестали кормить детей”, – говорит Эмилия, вспоминая, какой была жизнь в Молдове к тому моменту, когда она для себя поняла: надо ехать.

На родине Эмилия работала вместе с мужем на консервной фабрике в городке Купчинь на севере Молдовы. Сначала зарплаты сокращались и сильно задерживались, а в 1993 году фабрика закрылась совсем.

Эмилия и ее муж Марчел собрались в Москву работать на стройке. Дочек, Алину и Агнессу, оставили бабушке с дедушкой. Думали – на время, оказалось – на 21 год.  

 

В 2017 году Алина вместе с мужем и сыном отказались от молдавского гражданства, чтобы получить российское

“Сначала мы просто работали, откладывать деньги стали позднее. Копили на ремонт дома, потом – чтобы оплатить учебу детей. В 2008 году младшая дочь Алина поступила в колледж в Кишиневе, стала учиться дизайну интерьера. К тратам добавилась съемная квартира в Кишиневе, коммунальные платежи, транспорт”, – вспоминает Эмилия.   

Через несколько лет, в 2011, в Москву приехала уже сама Алина. К этому времени она успела выйти замуж и окончить колледж и хотела собрать денег на дальнейшее обучение. Проработала полгода в кондитерской и решила ехать домой вместе с мужем. У молодой семьи были накопления, им помогли родители и в Кишиневе они купили себе квартиру и машину. “Мы решили начать с этого, чтобы было, где жить и на чем передвигаться”, – говорит Алина, – думали, работу найдем и дома”.

Но зарплаты в Кишиневе раза в четыре ниже, чем в Москве. Когда супруги узнали, что у них будет ребенок, муж Алины снова собрался в дорогу. Алина родила мальчика Адриана и через 5 месяцев уехала к семье в Москву. “Хотела быть вместе со всеми”, – говорит она.

На родине Алина успела закончить и колледж и институт, но ее дипломы не признаются в России. Она работает продавцом в торговом центре и получает около 500 евро в месяц. Для Москвы это – ниже официальной средней зарплаты, но в Молдове это заработок депутата или министра. “Нужно развиваться,” – говорит Алина, – хотим поехать в Европу, может быть, условия там будут лучше”. В прошлом году Алина и ее семья даже отказались от молдавского гражданства в пользу российского. Теперь российских паспортов ждут Эмилия и Марчел. Домой – в Молдову – они приезжают только  по праздникам.

Екатерина и Светлана

Екатерина Янулова 20 лет проработала на свиноферме в родном селе в Гагаузии – автономии на юге Молдовы. К тому времени, как закрылась ферма, многие односельчане Екатерины уже уехали в Турцию. Турция близка местному населению, гагаузам, этнически. Екатерина с мужем Дмитрием тоже решили ехать, мечтая, как на заработанное, наконец, отремонтируют дом, в котором росли их дети, внуки и правнуки.

“Мы устроились работать в одной семье, муж чистил бассейн и ухаживал за растениями, а я готовила”. Как только удалось немного накопить, отправили деньги родным и провели в дом водопровод, отремонтировали ванную, обновили мебель.

Екатерина и Дмитрий Януловы несколько лет проработали в Турции. Теперь они вернулись, а на их место поехала дочь

Спустя некоторое время, в Турцию приехали двое их сыновей с женами. “Мы работали все вместе. Потом они решили переехать в Москву”, – рассказывают супруги Януловы.

Потом Дмитрий заболел и ему пришлось остаться в Молдове. Екатерина приехала ухаживать за мужем. Чтобы не терять работу, которая кормит всю семью, дочь Светлана решила сменить в Турции свою маму. “Ты уже отработала свое, теперь моя очередь, – сказала 33-летняя Светлана матери, – присмотри лучше за моими дочками”.

Месячная зарплата Екатерины в Турции позволяет содержать семью, оплачивать детям школу, вовремя ремонтировать дом и раз в году ездить всей семьей в отпуск. В Молдове таких условий не найти, объясняет Екатерина.

Екатерина, Валерия и Вирджиния

Екатерине Гургиш 55 лет. До эмиграции она работала директором школы в селе Садова, которое находится в 40 километрах от Кишинева. Село это в Молдове считается знаменитым – во-первых, потому что здесь родился нынешний президент страны, а во вторых, потому что отсюда ходят рейсовые автобусы в Италию. Маршрут автобуса на румынском языке похож на детскую считалку, потому что звучит так: Садова-Падова. Это значит, что из расположенного недалеко от румынской границы села Садово, можно уехать прямиком в итальянский город Падуя.  

Она уехала в 2011 году. К тому времени, многие ее односельчане уже отправились на заработки в Италию. Уезжали и учителя из школы Екатерины, но сама она решилась на отъезд не сразу – сомневалась, что сможет бросить кабинет директора школы, чтобы стать обслуживающим персоналом.  

Екатерина показывает на фотографии дочерей, ныне работающих в Италии

“Я сначала взяла отпуск за свой счет на 60 дней. А там мне земляки  предложили остаться ухаживать за пожилыми. Дочка говорила: “Какая школа? Оставайся в Италии!” Я и осталась”, – вспоминает Екатерина.

Старшая дочь Валерия уехала в Италию несколькими годами раньше матери. Она живет на окраине Милана вместе с мужем и сыном и работает в семье – “готовит и убирает”.

Младшая дочь Екатерины, Вирджиния, хотела было остаться дома и работать по специальности (она учитель, как мама и старшая сестра). Но вскоре поняла, что прожить на зарплату не сможет. В итоге, Вирджиния вместе со своей семьей тоже переехала в Италию.

“В Италии работаешь в поте лица, но взамен получаешь достойную зарплату, можно создать условия для своих детей. Мои внуки ходят в нормальные школы, на разные кружки. В Молдове все по-другому, – так Екатерина объясняет, почему вся ее семья задержалась в  за границей на столько лет.

Каждое лето Екатерина садится в автобус в Падуе и приезжает в Садово, чтобы погостить дома. По родине она скучает и говорит, что, может быть, вернется насовсем, когда станет пенсионеркой. Ждать осталось не очень долго – для женщин пенсионный возраст в Молдове начинается в 62 года.

Лилиана БОТНАРЮК
Фото/Видео: Катерина АЛЕКСАНДР
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: Մոլդովայի բնակիչներից շատերը լքում են երկիրն՝ ապրուստի միջոց վաստակելու. երեխաներն էլ հետևում են ծնողներին - JAMnews

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000