Собачье сердце… в уголовном кодексе

Благодаря поправкам в уголовный кодекс, которые разработали двое волонтеров, уже этой осенью в Молдове впервые появится адекватное наказание за издевательства над животными. До сих пор живодер здесь мог отделаться штрафом в 5 евро.

Бюджет на зарплату живодерам

Молдова не знает, сколько животных живет на улицах ее городов: этой информации нет ни у госструктур, ни у профильных общественных организаций. Единственная цифра, на которую иногда ссылаются активисты, это 4 тысячи бездомных псов Кишинева – столько их насчитал в 2012 году британский фонд Naturewatch Foundation.

За 26 лет независимости Молдове не удалось открыть ни одного государственного приюта для собак. В 2010 году государство как будто вплотную подступило к этому вопросу, но все усилия закончились выделением земельного участка в столице – на строительство здания так и не нашлось. Несколько частных приютов, открытых силами местных активистов, существуют на деньги международных организаций и небольшие пожертвования от неравнодушных.

“Государство не делает ничего для решения проблемы, – говорит Ирина Маркова, директор приюта Datcha, в котором содержатся 250 собак, – городская администрация предпочитает не платить за стерилизацию животных, а тратить бюджетные деньги на зарплату живодерам и содержание шести машин, которые гоняются за зверями по городу, отлавливают их и убивают”.

При этом, в городском бюджете даже есть деньги на то, чтобы стерилизовать бездомных животных: “300 тысяч леев (15 500 евро) в год,” – называет сумму Василий Эфрос, глава Жилищно-коммунального управления Примэрии (городской администрации) Кишинева. Пока ни одного случая стерилизации не было, но Эфрос говорит, что муниципалитет займется этим в ближайшее время, как только закончится ремонт в ветеринарном центре.

Приют для собак “Остров надежды”

Активисты рассказывают, что молдавском обществе много суеверий – мол, бродячие животные опасны. Поэтому граждане сами принимают меры.

“Недавно мы обнаружили рассыпанную отраву для собак на детской площадке и позвонили в полицию, – рассказывает Юлия Аксенова, директор приюта “Остров надежды”, – а там нам ответили: «А что вы хотите? Вам понравится, если укусят вашего ребенка?» В обществе привыкли считать, что бродячие собаки очень опасны, и что от них надо избавляться, а не строить приюты”.

Юлия Аксенова – волонтер в приюте «Остров надежды», где более четырех лет содержатся 150 собак

Большинство подопечных “Острова надежды” – собаки с различными травмами: внутренними повреждениями или болезнями из-за жизни на улице. В “Острове надежды” живут 150 собак и несколько кошек, весь медицинский уход за животными ложится на плечи единственного ветеринара.

Адекватное наказание

«Молдова – единственная страна в регионе, которая не ратифицировала Европейскую конвенцию о защите домашних животных и не имеет ни рамочного закона о защите животных, ни национальной или местной программы в этой сфере», – говорит председатель общественной организации Центр инициатив и мониторинга публичных властей, юрист Ион Дрон.

Ион – один из авторов поправок в уголовный кодекс страны, над ними он работал вместе с другим активистом, Карлом Лугановым. Оба годами бились над тем, чтобы наказание за жестокое обращение с животными стало адекватным.

В 2013 году Молдова узнала о 43 лошадях, которых чуть не уморила голодом Кишинёвская конная школа. Заявив, что на корм лошадям у нее нет денег, школа просто перестала кормить животных, и тем самым обрекла их на долгую и мучительную смерть. Если бы не активное вмешательство неравнодушных (и не их пожертвования) животные бы обязательно погибли.

Карл стал штудировать молдавские законы, но обнаружил, что единственным наказанием за эту пытку может быть штраф в размере пяти (!) евро (100 леев). Необходимость нового законопроекта была очевидной.

Карл Луганова является инициатором проекта закона об ужесточении наказания за жестокое обращение с животными

Карл проанализировал законодательство европейских государств. Например, в Германии за жестокое обращение с животным полагается штраф в размере до 25 тысяч евро, а в Румынии – тюрьма. Луганов и юрист Ион Дрон приступили к составлению законопроекта. Написав его, они собрали 15 тысяч подписей в поддержку и передали проект в парламент. После изучения проекта парламентариями было решено внести изменения в Уголовный кодекс Молдовы.

Недавно парламент принял эти поправки во втором чтении; это значит, что они вступят в силу уже этой осенью. Жестокое обращение с животными, которое приводит к увечьям или смерти, будет наказываться штрафом в размере 1300-2000 евро, общественными работами в течение 100-180 часов, или лишением свободы до года. Предполагается ужесточение наказания в случае, если жестокость совершается публично, на глазах у несовершеннолетних, или, например, дрессировщиком, или ветврачом: в таких случаях штраф колеблется в размере 1900 – 3500 евро, срок неоплачиваемой работы на пользу общества 180- 240 часов, а тюремный срок – от года до трех лет.

“Неочевидная пытка”

В 2014 году Карл Луганов также основал общественное объединение, которое в переводе с румынского называется «Человечное общество» и запустил онлайн-проект adopta.md – базу данных с животными, которых можно “усыновить”. Еще один проект активиста – «ДокторДок» – позволяет стерилизовать животных за полцены.

По официальной статистике МВД, за жестокое обращение с животными в прошлом году в Молдове наказали 61 человека. В первое полугодие 2018 года – 31 человека. Так как поправки в УК пока не вступили в силу, эти люди отделались символическими штрафами.

Валентина Дудник, председатель объединения «ALGA», которое тоже занимается защитой бездомных животных, говорит, что ежегодно к ним поступает около 500 жалоб на пытки и убийства животных. Все эти жалобы “Алга” передает полиции.

Валентина Дудник, председатель объединения «ALGA», которое тоже занимается защитой бездомных животных

Валентина считает, что жестокости станет меньше, если постоянно вести просветительскую работу.

“Не все отдают себе отчет в том, что жестокость – это не только причинение физической боли. Если вы сажаете собаку на цепь и забываете налить ей воды в жару – это тоже форма пытки, хоть и не для всех очевидная”, – говорит Дудник.

Лилиана БОТНАРЮК
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: Собачки и закон  | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000