НЦБК – фабрика роскоши и миллионеры на деньги родственников

В Национальном центре по борьбе с коррупцией живут на широкую ногу. С ежемесячной зарплатой около 20 тысяч леев большинство руководителей в рамках учреждения, призванного бороться с коррупцией, управляют роскошными болидами и живут в просторных домах или квартирах стоимостью в миллионы леев. Хотя в антикоррупционном ролике, выпущенном командой Центра, говорится, что, по сути, «коррупция – это когда дом записан на тещу, машина на кума, когда вынужден скрывать все, что заработал», часть из сотрудников учреждения управляют машинами, не зарегистрированными на их имена, а некоторые из них даже не вносят их в свои декларации об имуществе и интересах.

ZdG проанализировала декларации об имуществе и интересах, поданные сотрудниками Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) за последние годы, и представляет имущество, которым они владеют, которое они задекларировали, а также то, которое сотрудники учреждения предпочли не указывать в декларациях.

Hyundai Tucson в 2016 году и кредиты Зумбряну

Богдан Зумбряну, начальник Управления уголовного розыска НЦБК, ежемесячный оклад которого в 2016 году составлял около 17 тысяч леев (206 тысяч леев в год), получил еще 7 тысяч евро (140 тысячи леев) по случаю рождения ребенка. В том же году, отчитывается Зумбряну, он получил 15 тысяч евро (300 тысяч леев) в результате расторжения договора лизинга на автомобиль Hyundai Tucson, который он приобрел в 2014 году. Годом ранее, в день своего рождения, Зумбряну получил в подарок ружье стоимостью 149,5 тысяч леев. Доход Ирины, его супруги, стоматолога по профессии, в 2016 году составил 1710 леев в Государственном университете медицины и фармации им. Николая Тестемицану. Она получила еще 29 тысяч леев в виде пособия по случаю рождения ребенка. В 2016 году Зумбряну, заключив договор лизинга, подписанный с «BS-Leasing Grup», приобрел Hyundai Tucscon, произведенный в том же году, непосредственно из салона. Сумма договора лизинга составляет 22,2 тысяч евро, процентная ставка – 8,9%, деньги необходимо вернуть до 2019 года.

Богдан Зумбряну, начальник Управления уголовного розыска НЦБК, вместе с женой Ириной и родителями жены, Юрий и Алена Сербуленко

Супруги Зумбряну являются собственниками квартиры площадью 104 кв.м., купленной в 2013 году с использованием ипотечного кредита на сумму 980 тысяч леев, взятого в «Victoriabank» под процентную ставку 8%, ставку, аналогичную ставке по кредиту, взятому тоже в 2013 году, также в «Victoriabank», президентом Республики Молдова Игорем Додоном. У начальника Управления НЦБК есть также 1/5 доля в другой квартире, приватизированной его семьей в 1999 году, в секторе Чеканы в Кишиневе. Имущество находится в управлении Богдана Зумбряну и его родителей, Феодота и Виктории Зумбряну. В настоящее время родители Богдана Зумбряну располагают адвокатскими лицензиями. Отец начальника Управления НЦБК в 2012-2014 годах судился со Сбербанком Молдовы, требуя морального ущерба в размере 200 тысяч леев после того, как финансовое учреждение не выполнило свои обязанности. В 2014 году Высшая судебная палата, в рамках решения, не подлежащего обжалованию, постановила, что отец Богдана Зумбряну получит тысячу леев в качестве морального ущерба и еще 4 тысячи леев – материального ущерба.

Политически аффилированная теща начальника Управления уголовного преследования НЦБК

Родители жены Богдана Зумбряну работают в области медицины, его теща заигрывает с политикой. Юрий Сербуленко, тесть начальника Управления НЦБК, является хирургом-проктологом Международной больницы «Medpark». Ранее он занимал должность заместителя главы Больницы Министерства внутренних дел. Алена Сербуленко, теща Зумбряну, до реформы Правительства была вице-министром здравоохранения. Она была кандидатом на пост генерального государственного секретаря Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения, но не прошла конкурс. Сербуленко является членом Демократической партии Молдовы (ДПМ). По информации сайта партии под руководством Владимира Плахотнюка, Сербуленко является членом Национального политического совета ДПМ и Кишиневской муниципальной организации формирования. В 2013 году Сербуленко представляли в качестве начальницы Департамента здравоохранения в рамках формирования.

В 2016 году, будучи вице-министром здравоохранения, она ежемесячно получала 12 тысяч леев, а ее супруг, Юрий, получал от «Medpark» 33 тысячи леев в месяц. Супруги Сербуленко декларируют Volvo XC 90, шесть земельных участков сельскохозяйственного назначения, полученных в дар еще в 2006 году. Они живут на вилле в Дурлештах, купленной в 2012 году, после того, как взяли кредит в размере 1,1 миллиона леев, как и их зять, в «Victoriabank». Хотя Зумбряну получил кредит в 2013 году, под процентную ставку 8%, его сваты, годом ранее, брали кредит под процентную ставку 11%. В 2015 году Юрий и Алена Сербуленко взяли еще один кредит, в размере 8 тысяч долларов США, под процентную ставку 14,55%. Оба кредита подлежат погашению до 2025 года.

Объяснения Зумбряну относительно семейных денег и политической принадлежности тещи

Богдан Зумбряну: «До 2013 года я жил с женой и родителями в их квартире. Хотя мы получили по случаю брака (в 2011 г.) в дар 292 тысячи леев, ежемесячные доходы не позволяли нам купить отдельное жилье. Но после того, как сотрудникам НЦБК существенно увеличили оклады (в 2013 г.), мы решили взять кредит на покупку жилья. В 2013 году мы получили кредит в размере 980 000 леев, на которые купили квартиру в многоэтажном доме (на 10-й этаже). В 2016 году мы взяли в лизинг Hyundai Tucson по цене 503 940 леев. В 2017 году наша семья получила в дар в день рождения дочери, в общей сложности, 7000 евро. Таким образом, семейный доход состоит из заработной платы нижеподписавшегося и супруги по месту работы (1,42 миллиона леев в период 2013 г. – 10 месяцев 2017 года) и упомянутых пожертвований. Подтверждение вышеуказанных цифр можно найти в декларациях об имуществе и личных интересах. Что касается членства в ДПМ тещи, Алены Сербуленко, 13 августа 2015 года я подал на имя директора НЦБК и прокурора по борьбе с коррупцией декларацию о самоотводе, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и Законом о конфликте интересов. Решением директора НЦБК от 2 сентября 2015 года, в течение срока осуществления А. Сербуленко полномочий вице-министра здравоохранения, обязанности и ответственность руководителя органа уголовного преследования НЦБК по делам, каким-либо образом затрагивавшим систему здравоохранения, перераспределялись другому сотруднику уголовного преследования».

Богдан Зумбряну предоставил нам, также, документы, подтверждающие, что в период осуществления его тещей полномочий вице-министра здравоохранения, он просил, чтобы директор НЦБК Виорел Кетрару принял его заявление, согласно которому дела, касавшиеся сферы здравоохранения, находились в ведении Михаила Кожокару, заместителя начальника Управления уголовного преследования, а доступ Зумбряну к этим материалам был ограничен.

Заместитель Зумбряну управляет машиной стоимостью более 1,5 миллиона леев

Михаил Кожокару занимает пост заместителя начальника Главного управления уголовного преследования и начальника Первого управления НЦБК. В 2016 году его месячный оклад составлял 20 тысяч леев. Помимо зарплаты, чиновник декларирует, что двое его детей получили в дар 160 тысяч леев. Один из детей пары Кожокару является футболистом команды юниоров в Испании. Доходы его супруги, Сильвии Кожокару составили 119 тысяч леев в виде комиссионных от ООО «Faberlic», компании, продающей товары для женщин и детей. Еще 3920 лей поступили на счета семьи Кожокару от ООО «Audrea Agro», которая арендует у супругов Кожокару несколько земельных участков сельскохозяйственного назначения. Семья Кожокару декларирует, что она владеет 3 автомобилями: Renault Clio 2003 года выпуска, купленным в 2010 году; Hyundai Tucson 2011 года выпуска, купленным в 2012 году; и BMW 730D, изготовленным в 2009 году и приобретенным в 2015 году за 205 тысяч леев.

Михаил Кожокару, заместитель начальника Главного управления уголовного преследования НЦБК, водит BMW 730LD XDRIVE, изготовленный в 2015 году, стоимостью около 1,5 миллионов леев

Де-факто, мы обнаружили, что Михаил Кожокару управляет BMW 730LD XDRIVE, более новой моделью, чем задекларированная чиновником, выпущенной в 2015 году, автомобилем, который не значится в декларации заявлении об имуществе и интересах за 2016 год. Рыночная цена такой машины начинается с 70 тысяч евро (около 1,5 миллионов леев), но в зависимости от оснащения и периода покупки, такой автомобиль, считающийся одним из самых роскошных в мире, может стоить около 100 тысяч евро (2 миллиона леев). Согласно наблюдениям ZdG, Кожокару приезжает на работу на болиде стоимостью в миллионы, но не паркуется перед НЦБК. Например, во вторник, 7 ноября 2017 года, мы обнаружили машину, которой управляет Кожокару, на ул. Михая Витязула и Митрополита Дософтея, в нескольких сотнях метров от его места работы.

Квартира площадью 155 кв.м., купленная в 2010 году

Супруги Кожокару живут в роскошной квартире в секторе Рышкановка, купленной в 2010 году. Площадь жилья составляет 155 кв.м. с кадастровой стоимостью в 1 миллион леев. Рыночная цена такой недвижимости как минимум в два раза выше. В 2012 году квартира была заложена в «Victoriabank» под кредит в 600 тысяч леев. Задолженность была отражена Кожокару в его декларации о доходах и имуществе на 2012 год. Хотя в документе говорилось, что он должен был быть погашен к 2022 году, официально, Кожокару избавился от него гораздо раньше. Уже в 2013 году задолженность больше не фигурировала в его декларации об имуществе, квартира была выведена из залога – еще один признак того, что долг был погашен.

За последние пять лет, в рамках различных сделок, Михаил и Сильвия Кожокару отчитались об официальных доходах примерно в 2,3 миллиона леев, большая часть которых относятся к 2013 году, в результате продажи квартиры площадью 62 кв.м. за 56 тысячи евро (900 тысяч леев по курсу лея к евро в июне 2013 года, месяце, в котором было продано жилье).

Семейные фирмы сотрудников НЦБК

Сильвия Кожокару

Сильвия Кожокару, супруга начальника из НЦБК, является учредительницей двух компаний: ООО «Novex Prim» и Индивидуального предприятия «Cojocaru Silvia». Обе компании активны в сфере торговли, однако, согласно данным деклараций чиновника об имуществе, они не принесли никакого официального дохода, хотя, в соответствии с финансовым отчетом, поданным компанией на 2012 год, доход ООО «Novex-Prim» составил 1,2 миллиона леев от «оптовой продажи других продуктов питания». До августа 2017 года юридический адрес ООО «Novex Prim» располагался в здании в г. Сынжера. Недвижимость принадлежит фирме «Gadimas», основанной, в свою очередь, ООО «Diamars» и Виктором Кэпэцинэ. Также, ООО «Diamars», управляющее продуктовым магазином в Сынжере, по адресу, где ранее была зарегистрирована компания, возглавляемая супругой сотрудника НЦБК, приняла участие в создании ООО «Matecons». В социальной сети Сильвия Кожокару распространяет объявления этой компании, осуществляя набор консультантов в магазин строительных материалов.

Михаил Кожокару тоже является учредителем фирмы. Он владеет 2,2% уставного капитала компании «Audreia Agro», специализирующейся на сельскохозяйственной деятельности. Начальник управления НЦБК стал одним из собственников этой фирмы, получив долю в наследство от своего отца, Николая. ООО управляет квотами фермеров из Чучули, Глодянского района.

Кожокару: «Автомобиль является собственностью родственника и периодически используется мной для личных целей»

Михаил Кожокару: «В 2010 году я приобрел квартиру мансардного типа в многоквартирном доме по ул. им. Надежды Руссо, в Кишиневе. Эта квартира была приобретена на финансовые средства, накопленные членами семьи, родителями, и полученные ими займы, должным образом задекларированные. В 2012 году, нуждаясь в финансовых источниках, в том числе для погашения долгов, накопленных родителями для покупки этой квартиры, я взял кредит в BC «Victoriabank» в размере 600 тысяч леев. В 2013 году мы продали трехкомнатную квартиру (купленную в 2001 году) по цене 56 000 евро (около 950 000 леев на тот момент). На полученные финансовые средства мы полностью выплатили оставшуюся сумму кредита, остальную часть денег использовали для расходов и приобретения товаров. В 2017 году я продал BMW 730, изготовленный в 2009 году, приобретенный мной в 2015 году, в результате продажи другого автомобиля. Эта сделка будет отражена в декларации об имуществе и личных интересах за 2017 год. Автомобиль BMW 730, изготовленный в 2015 году, не принадлежит мне по праву собственности. Это собственность родственника и используется мной периодически для личных целей в течение последних 2-3 месяцев, как и другие автомобили. Что касается ООО «Diamars» и ООО «Gadimas», я знаю, что это предприятия, основанные и управляемые дальними родственниками. У них есть продуктовый магазин и склад в Сынжере, мун. Кишиневе. Ни я, ни моя семья не имеют никакого отношения к учреждению и деятельности этих предприятий. Отмечу, что соответствующие сделки были полностью отражены в Декларациях об имуществе и собственности, поданных в период 2010-2016 гг.».

Автомобиль, задекларированные дома и объяснения офицера Круду

Не только у начальников Управления уголовного преследования НЦБК сытая жизнь, но и у некоторых из офицеров по уголовному преследованию, работающих в этом направлении. Так, Ион Круду, старший офицер по уголовному преследованию, через свою жену владеет роскошным зданием в г. Крикова, мун. Кишинева. Дом, современный двухэтажный, также встречается в декларации об имуществе и интересах, поданной Круду, но в документе, который должен пройти проверку Национального органа по неподкупности, Круду уточняет, что площадь недвижимости составляет 112 кв.м., и она стоит всего 167,9 тысяч леев. Рыночная цена такого дома составляет более 2 миллионов леев. Согласно данным из «Cadastru», здание зарегистрировано на Елизавету Круду, жену сотрудника НЦБК. Иону и Елизавету Круду принадлежит на правах «владения» и прилегающий объект недвижимости, более скромный, который де-факто зарегистрирован на родителей жены. Супруги Круду управляют роскошными автомобилями. Сотрудник НЦБК ездит на работу за рулем Volkswagen Tiguan 2011 года выпуска, купленного в 2016 году за 12,3 тысячи евро. Ион Круду также декларирует Volkswagen Golf 2006 года выпуска, которым он управляет по доверенности с 2013 года.

Дом из Крикова, мун. Кишинев, задекларированный офицером НЦБК Ионом Круду

Ион Круду: «Недвижимость в Крикова принадлежит моей супруге, Круду Елизавете, согласно Договору купли-продажи, датируемому ноябрем 2008 года. Стоит отметить, что Круду Елизавета стала моей женой 5 лет спустя, то есть 26 января 2013 года, а в этом доме живут родители супруги. Я с женой и ребенком живем в другом доме, в Крикова, введенном в эксплуатацию в 1997 году, это задекларированный факт. Автомобиль модели Volkwagen Tiguan 2011 года выпуска был куплен в 2016 году за 12,3 тысяч евро, будучи приобретен за счет накоплений с заработной платы, а также финансовых средств, полученных в качестве подарков на свадьбу, которая была в 2013 году, и крестины – (тоже) в 2013 году. Денежные средства, на которые было приобретено транспортное средство, были задекларированы в предыдущие годы».

Машина, которую водит офицер НЦБК Ион Круду, приобретенная
за 12,3 тыс. евро

Range Rover родственника под управлением офицера Раисы Цуркан

Раиса Цуркан, так же старший офицер по особым делам, управляет Range Rover Evoque 2012 года выпуска, машиной, не указанной в декларации об имуществе и интересах за 2016 год. Как и ее коллега Михаил Кожокару, в соответствии с наблюдениями ZdG, она не паркует автомобиль перед НЦБК, а на соседней улице. Такая машина, на которой разъезжает сотрудница НЦБК, продается на специализированных сайтах примерно за 27 тысяч евро, что эквивалентно полумиллиону леев. Раиса Цуркан указывает в своей декларации об имуществе и интересах за 2016 год еще шесть автомобилей, уточняя, однако, что только один из них, BMW 320D, выпущенный в 2006 году, который она получила в подарок в 2012 году, принадлежит ей. Раиса Цуркан декларирует, что вместе со своим мужем, Геннадием, является собственницей земельного участка под строительство, купленного в 2015 году за 68 тысяч леев (3,3 тысячи евро). ZdG установила, однако, что этот земельный участок, принадлежащий супругам Цурканам, площадью 4,1 ара, находится в районе «Poiana Domnească» на окраине Дурлештского леса, и его рыночная стоимость составляет около 25 тысяч евро. Супруги Цуркан декларируют, что живут в квартире площадью 64 кв.м., владея им на правах пользования. Здание принадлежит матери сотрудницы НЦБК.

Range Rover Evoque 2012 года выпуска, которую водит офицер НЦБК Раиса Цуркан, стоит, по рыночной цене, около 27 тыс. евро

Геннадий Цуркан, супруг старшего офицера по уголовному преследованию по особым делам в НЦБК, является основателем ООО «Albinlux» и учредителем индивидуального предприятия, которое носит его имя. В 2012 году ООО «Albinlux» отчиталось о доходах от розничной продажи чистящими средствами, обоями и напольными покрытиями, в том числе пробковыми панелями, на 116,5 тысяч леев. Раиса Цуркан декларирует, что ее доход в виде оклада в НЦБК в 2016 году составил 161 тысячу леев, а ее ребенок получил в дар 90 тысяч леев.

Раиса Цуркан: «Автомобиль модели Range Rover Evoque 2012 года выпуска не принадлежит мне на правах собственности, а находится в собственности у родственника, который часто путешествует за границу Республики Молдова. Он периодически используется мной в личных целях на основе доверенности. Я не указала его в декларации о доходах и расходах, поскольку его купил мой родственник в 2017 году, доверенность была оформлена тоже в 2017 году. Земельный участок находится в «Poiana Domnească», он был приобретен на средства, накопленные годами членами моей семьи, по цены около 67 тысяч леев, будучи задекларирован соответствующим образом на момент приобретения».

Продолжение в следующем выпуске
Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000