Реформа бюджетного сектора: правительство изменит единую систему оплаты труда. Базовые оклады будут повышены, а переменные надбавки будут ограничены
Власти готовят масштабную реформу системы оплаты труда в бюджетном секторе, направленную на устранение неравенства, повышение прозрачности и приведение системы оплаты труда в бюджетном секторе в соответствие с конкурентными стандартами. Новая нормативная база, разработанная Министерством финансов при поддержке Всемирного банка и партнеров GIZ, должна вступить в силу 1 января 2027 года, а положения, касающиеся особых секторов, будут применяться с 2028 года. Проект будет рассмотрен на заседании правительства 12 ноября.
Надбавки за профессиональную, педагогическую и управленческую категорию
Внесенные в нормативно-правовую базу изменения предусматривают, что надбавки за профессиональную, педагогическую и управленческую категории начисляются за нормальную продолжительность рабочего времени и выплачиваются за фактически отработанное время, при этом с 1 января 2028 года будут применяться новые размеры надбавок за профессиональный разряд. При этом надбавка за результативность, надбавка специального характера и годовая премия будут рассчитываться исходя из базовой заработной платы для всех категорий персонала.
Что касается научных и/или научно-педагогических званий, вводятся фиксированные суммы в размере 2500 леев для кандидата наук и/или профессора и 1500 леев для доктора наук и/или доцента в сфере научных исследований и высшего образования, в то время как преподавательский состав в системе общего, профессионально-технического образования и других областях будет получать надбавку, равную 50 % от этих сумм. Почетные звания дифференцируются по четырем уровням с суммами от 200 до 500 леев, при этом включены новые звания для сферы физического воспитания и спорта.
В документе предлагается изменить надбавку за результативность, годовой фонд которой сокращается с 10 % до 4 % от годовой суммы базовых окладов на уровне предприятия. Он становится строго селективным инструментом, предоставляемым исключительно сотрудникам, получившим оценку «отлично» (10–15 %) или «очень хорошо» (5–7 %) при оценке результативности, которая теперь распространяется на все категории персонала.
Надбавка не выплачивается в течение срока действия дисциплинарного взыскания, но может быть возмещена задним числом, если взыскание отменено в судебном порядке, а для персонала из профессиональной группы «Образование и научные исследования (E)» предусмотрены специальные отраслевые нормы и ассигнования. Кроме того, в целях обеспечения единообразного подхода надбавка, предназначенная для выполнения приоритетных задач в контексте реализации требований вступления в Европейский союз, была полностью исключена из состава заработной платы.
Увеличение базовой заработной платы
Среди основных нововведений — включение фиксированной ежемесячной надбавки в размере 1300 леев непосредственно в базовую заработную плату, которая станет центральным элементом вознаграждения. Кроме того, соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в бюджетном секторе будет снижено с 1:15 до 1:10,5, что позволит сократить разрыв в уровнях оплаты труда.
В ходе переходного периода количество исключительных ориентировочных значений будет постепенно сокращаться с 10 до максимум 4 к 2032 году. При этом вводится гарантия того, что ни одна категория персонала не понесет номинального снижения доходов, а разница будет покрываться за счет компенсационных выплат.
Кроме того, совокупная сумма надбавки за результативность и специальных надбавок не сможет превышать предельный уровень в 30 % от годового фонда базовых окладов на предприятие. Единовременные премии ограничены максимум 2 % от годового фонда заработной платы (с индивидуальным пределом в 10 000 леев в год), а годовая премия ограничена 20 %.
Привлечение ИТ-специалистов и персонала из дефицитных подразделений
Для обеспечения удержания персонала в критически важных областях проект вводит специальные гибкие отметки по заработной плате:
- труднозаполняемые должности: С 1 января 2028 года учреждения смогут применять индекс конкурентоспособности (увеличение от 1,1 до 1,3) для должностей, где наблюдается хроническая нехватка персонала.
- профессиональная группа в сфере ИТ (I): Создается отдельная группа для сферы информационных технологий, заработная плата в которой будет рассчитываться на основе индекса сложности, коррелирующего со степенью критичности управляемых ИКТ-систем.
В соответствии с проектом, реформа является частью обязательств, взятых Республикой Молдова в процессе европейской интеграции, и направлена на создание стабильного, эффективного и финансово устойчивого бюджетного сектора.
Временное исполнение обязанностей, совмещение должностей, командирование и гарантии переходного периода
Проект уточняет правила, касающиеся исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника и командирования, сохраняя при этом максимальный предел в 100 % для суммарного объема обязанностей.
Планируется ввести ограничение на объем работы: сотрудник может совмещать обязанности только одной должности (вакантной, временно вакантной или с отсутствующим штатным сотрудником), причем доля этих обязанностей не должна превышать 50 % (для вакантных/временно вакантных должностей) или 100 % (для должностей с отсутствующим штатным сотрудником), и в этом случае надбавка выплачивается пропорционально.
В отношении вакантных должностей выплата надбавки обусловлена началом процедуры заполнения вакансии в течение не более 6 месяцев (для вакансий, появившихся с 1 января 2027 года, срок исчисляется с этой даты); эта мера призвана предотвратить длительное сохранение незаполненных должностей в режиме совмещения обязанностей.
Кроме того, в целях защиты доходов сотрудников в переходный период, начинающийся с 1 января 2027 года, проект гарантирует, что ни одна категория персонала не понесет номинального сокращения заработной платы: если новое вознаграждение будет ниже среднего показателя за последние 12 месяцев, разница будет покрыта за счет компенсационной выплаты; аналогичные правила применяются также к лицам, трудовые отношения с которыми приостановлены, или к тем, кто временно исполняет обязанности.
Значительные дополнительные бюджетные расходы
Проект реформы системы оплаты труда в бюджетном секторе, который должен вступить в силу с 1 января 2027 года, предполагает «значительные» дополнительные бюджетные расходы, «оправданные целями обеспечения справедливости в оплате труда, конкурентоспособности и соответствия гарантированному минимальному размеру заработной платы».
Согласно оценкам Министерства финансов, подготовленным при поддержке GIZ, реформа разработана таким образом, чтобы не привести к номинальному сокращению заработной платы ни для одной категории работников, а расходы на персонал оставались в пределах, считающихся устойчивыми с точки зрения бюджета.
В зависимости от ставки социальных взносов, уплачиваемых работодателем, финансовые последствия реформы на 2027 год оцениваются в 37,52 млрд леев в случае сохранения ставки на уровне 29 % или в 37,4 млрд леев, если она будет снижена до 24 %, как это предусмотрено новой фискальной политикой.
Во втором варианте совокупное воздействие реформы заработной платы и снижения социальных взносов оценивается в 3,28 млрд леев. В последующие годы дополнительные ежегодные расходы оцениваются примерно в 2,4–2,8 млрд леев. Доля расходов на персонал в ВВП должна постепенно снижаться, достигнув в 2032 году 8,2 % при варианте с отчислениями в размере 29 % и 7,9 % при варианте с отчислениями в размере 24 %. Цель властей — удержать фонд заработной платы на уровне не более 9 % от ВВП.
Снижение зависимости от механизма компенсации
Реформа также направлена на сокращение зависимости от механизма компенсации до уровня минимальной заработной платы. Таким образом, в 2027 году доля должностей, по которым выплачиваются такие компенсации, должна сократиться с 19,7 % до 14,1 %, а средний размер ежемесячной компенсации на одну должность — с 1183 до 450 леев. Годовая стоимость механизма должна сократиться с 2,65 % до 0,62 % от фонда оплаты труда. Хотя доля получателей может вновь увеличиться в 2028–2029 годах, власти оценивают, что в 2032 году общая стоимость компенсаций составит всего 0,83 % от фонда оплаты труда, что меньше половины уровня 2026 года.
Согласно документу, сокращение некоторых надбавок не приведет к полной чистой экономии бюджетных средств, поскольку часть ресурсов будет направлена на повышение базовых окладов и устранение диспропорций в заработной плате. Цель заключается в упрощении структуры вознаграждения и снижении доли переменных или компенсационных компонентов в доходах работников.
Проект также предусматривает установление шести ориентировочных значений для расчета базовых окладов, которые будут применяться с 1 января 2027 года: 4200, 4700, 5000, 5300, 6200 и 6900 леев. Они будут установлены Законом о государственном бюджете на 2027 год и будут применяться к различным категориям работников бюджетного сектора в зависимости от занимаемых должностей и учреждений, в которых они работают.
Ориентировочные значения в судебной и прокурорской системе
В случае судебной системы и системе прокуратуры ориентировочные значения будут варьироваться в зависимости от профессионального статуса и результатов внешней оценки.
Так, для судей и прокуроров, не прошедших внешнюю оценку, предусмотрены ориентировочные значения в размере 4700 или 5000 леев в зависимости от должности и учреждения. Для судей и прокуроров, прошедших внешнюю оценку, предусмотрено значение в 6200 леев, а для судей Конституционного суда — 6900 леев. Документ обосновывает эти различия необходимостью соотнесения заработной платы с обязанностями занимаемых должностей, сложностью обязанностей и гарантиями независимости и институциональной стабильности.
Власти уточняют, что финансовые сметы должны быть обновлены с учетом других положений проекта, включая изменения в оплате труда персонала в сфере информационных технологий, надбавку за кумулятивный труд, продление некоторых премий для медицинского и педагогического персонала, а также корректировку категорий заработной платы и базовых значений. Одновременно с этим в расчетах будет отражено снижение с 1 января 2027 года взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями — с 29% до 24%.
Proiect salarizare bugetari.pdf by Ziarul de Gardă
Фото: коллаж ZdG