Выборы в непризнанном Приднестровье: застывшее время и пустота чистых улиц

На выборах президента самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики (ПМР), которую мировое сообщество признает как Приднестровский регион Молдавской Республики, столкнулись два главных претендента на победу: действующий президент Евгений Шевчук и глава местного парламента Вадим Красносельский. Евгений Шевчук позиционировал себя как лидера, который за пять лет президентства сумел завоевать доверие России, построить много новых социальных объектов и навести порядок в финансах. А вот Вадим Красносельский убеждал избирателей, что его программа является программой партии Владимира Путина «Единая Россия», что он сможет вернуть инвестиции в регион и создать условия для среднего и малого бизнеса. Из-за неурегулированного статуса региона на выборах не присутствовали наблюдатели от таких международных организаций, как Совет Европы или же ОБСЕ. Приехали в Тирасполь только представители Государственной Думы Российской Федерации, а также Абхазии и Южной Осетии. Победил в итоге, согласно данным местного ЦИК, Вадим Красносельский. Громадське поинтересовалось в местных жителей, что они думают об этих выборах и решения каких проблем ожидают.

Рано утром 11 декабря на избирательный участок на улице Комсомольской в Бендерах, городе за 15 минут езды от Тирасполя, заходят проголосовать один-два избирателя. Город еще не проснулся. На входе и внутри участка дежурят милиционеры. Самые ранние избиратели делятся своими ожиданиями и проблемами, решения которых ожидают от власти. Практически все говорят о безработице как главной проблеме местного населения.

«Пенсии, рабочие места, цены на рынке – у нас очень много проблем. Нам нужен хороший хозяин. Будет хозяин, будет все у нас. За последние пять лет все только в худшую сторону менялось. Геть ничего хорошего не было», – говорит местная жительница.

93f087fea417bce0f87c4b3a3c3dcb57

«Нам надо, чтобы открывались рабочие места. У меня предпенсионный возраст. Мне пенсию не дают. У меня ребенок инвалид первой группы. Я должна была выйти на пенсию в 50 лет, а у меня нет стажа 25 лет. Что мне делать? Я тоже хочу поработать, не сидеть на одной детской пенсии. В бюро трудоустройства работы нет, сами знаете почему: предпенсионный возраст. Выживаем за счет подработок. За последние пять лет была ужасная динамика. Мы и так были не на высоте, но утопили нас, сами знаете куда», – рассказывает другая женщина.

8153d5775ce2aa2d4535794376fbf6bc

«Надеемся на то, чтобы работа была у нас, чтобы пенсии выплачивались, чтобы мы как раньше жили, как при Советском Союзе, если Вы не помните, чтобы мы дружно жили», – говорит другой житель Бендер, отмечает, что сам литовец по происхождению и любит свой город за, что тут так легко всегда вместе уживались молдаване, русские, украинцы и другие национальности.

b22ad7fa277451027621b1a7a0195513

При Евгении Шевчуке на 30 % сократили пенсии, в среднем на 30 % повысили налоги, ввели плату на детский садик, повысили тарифы за газ для промышленных предприятий. Местные пенсионеры рассказывают, что после оплаты коммуналки вынуждены были жить на 20 местных рублей в день, что около 28 гривен.

«Предыдущие пять лет мы прожили просто кошмарно. Я никогда этого не забуду. Как можно прожить на 600 рублей (840 грн)? Это такая пенсия», – так комментирует мотивацию для своего голосования женщина на выходе избирательного участка в школе гандбола в Тирасполя.

Родители, бабушки, дедушки маленьких детей не довольны тем, что теперь вынуждены платить за детский садик. Деньги на это есть не у всех. «Так сделали, что если один из родителей не гражданин ПМР, то надо платить 29 рублей в день за садик. У меня у внучки зять не гражданин, то мы столько должны платить. У них двое детей – близнецы – то я не могу отдать их в садик. Слишком дорого», – рассказывают на улицах Бендер родители, гуляющие с детьми. Молодые люди тем временем выживают, кто как может. Многие вынашивает планы уехать из региона, если еще не успел это сделать. Согласно данным, которые во время избирательной кампании озвучивал Вадим Красносельский, за последние пять лет из Приднестровского региона с полумилионным населением выехало 60 тысяч людей. На выходе из избирательного участка в Бендерах именно об этом говорят молодые люди: «У нас во всех сферах проблемы. Бедность среди населения, молодежь вся уезжает, пенсионеры еле выживают. Уезжаю хоть-куда, лишь бы не тут оставаться. Уезжают туда, где лучше качество жизни: в Российскую Федерацию. При выборе президента все надеются, что будут изменения. Надо это все. Все страны развиваются, а мы застыли на одном месте. Уже двадцать пять лет говорим об урегулировании статуса Приднестровья, но веры нет уже. Все обещают: первый президент, второй обещал. Пока что изменений нет. Будем надеется, что будет какой-то шаг вперед, но пока что переговорный процесс заморожен». Молодежь с образованием готова скорее ехать чернорабочими в другие страны, чем, к примеру, делать карьеру в местным так называемых министерствах.

«Планируем с семьей уехать, но пока что еще решили подождать результатов выборов. Тут очень мало работы, предприятия закрытия. На мою семью не хватает денег, безработица. Все знакомые уезжают. Но посмотрим, что будет дальше».

За покупками местные жители ездят в Украину. Там многие товары дешевле.

«Для меня лично в 2015 году немножко сложно стало. У меня есть одна дочка, мы хотели еще одного ребенка, но уже не можем его обеспечить. Еле одну дочку тянем. Мне проще купить доллары, поехать в Украину и там приобрести медикаменты, памперсы, детское питание. Там это дешевле, даже с учетом дороги я экономлю деньги», – рассказывает Евгений из Тирасполя.

Как показали результаты выборов, большинство населения решения всех этих проблем связывает с Вадимом Красносельским. Именно он победил на выборах: у него 62 % голосов, согласно данным ЦИК непризнанного Приднестровья. У Евгения Шевчука- 28 %. Явка составила чуть более 59 % избирателей. Последний упрекал победившего кандидата в том, что тот не является независимым политиком. А зависит он от холдинга-монополиста «Шерифа». Именно он полностью контролирует экономику непризнанной территории. Промышленные предприятия, банки, единственный оператор мобильной связи, электростанция, сеть супермаркетов, гигантская пустующая спортивная арена под Тирасполем – все это «Шериф». Холдинг обеспечивает более 50 % поступлений в местный бюджет. Евгений Шевчук убеждал, что готов кинуть вызов монополизму. Общим для кандидатов было то, что они выступали за достижения признания независимости Приднестровья международным сообществом. Доселе ни Россия, никакое другое государство ООН это не сделало. Регион полностью зависит от финансовой помощи России, в частности её дешевого газа. Согласно данным, которые приводит действующий президент Евгений Шевчук, Приднестровье платит за газ 172,5 доллара за тысячу кубометров.

В то же время новый президент Молдовы Игорь Додон выказывает готовность вести переговоры по поводу приднестровской проблемы. В интервью молдавской службе Радио Свобода он заявил, что в 2017 году ожидает движения в позитивном направлении. «Каким я вижу выход из ситуации? Скоро после Нового года было бы хорошо провести встречу с лидером Тирасполя, чтоб оба мы нашли моменты, которые могут быть основой политического урегулирования, чтобы после этого предложить это нашим партнерам на переговорах в формате «5+2», – заявил новоизбранный молдавский президент. Украина, как гарант и посредник, вовлечена в упомянутые переговоры. Несмотря на то, что в новостях на местном телевидении рассказывают об «угрозе» со стороны Украины, к ней местные жители преимущественно настроены доброжелательно: месседжи местной пропаганды они особо во внимание не берут.

Что же касается позиции новоизбранного лидера Тирасполя относительно перспектив достижения консенсуса с официальным Кишиневом, то после голосования заявил следующее: «Я не нахожусь в эйфории от выбора Игоря Додона президентом. Дело в том, что Молдова является парламентским государством. И ни одно решение президента не имеет юридической силы, если его не утвердит парламент. Учитывая то, что Игорь Додон, как он себя называет. А парламент там проевропейский. Я могу прогнозировать, что худшим сценарием будет напряжение между президентом и парламентом, что может повлечь очередное гражданское противостояние, которое может вылиться в «оранжевую волну». Поэтому независимость Приднестровья – гарантия того, что «оранжевая волна» в Молдове не захватит Приднестровье. Поэтому мы будем держаться своей независимости».

Для улучшения экономики и жизни в целом Вадим Красносельский обещает уменьшить налоги, ввести льготные кредиты для бизнеса, повысить социальные выплаты. Вопрос о том, можно ли улучшить качество жизни без реального урегулирования статуса региона на международном уровне и компромисса с Кишиневом, он не ставит. Вместо того обещает во всем ориентироваться на Россию и выступает категорически против выведения российских военных из Приднестровья. На этих выборах кандидаты рьяно соперничали между собой за статус наиболее пророссийского кандидата.

Тем временем проблема, о которых говорят местные жители: безработица и выезд большой части молодежи из региона, – можно легко заметить даже без статистики и заявлений политиков. На улицах Тирасполя непривычно пусто и в рабочие дни, и в выходные. Везде сохранена топонимика и символика советских времен. Скучающая молодежь собирается вечером в парках и возле магазинов. В Тирасполе остался лишь один ночной клуб. А вот современных кафе и ресторанов с качественным обслуживанием, а также дорогих автомобилей элитных марок там достаточно много. Проблема же – в низкой платежеспособности основной части местного населения. К ней прибавляется экзистенциональное ощущение застывшего времени и пустоты широких и очень чистых улиц.

Источник: Жанна Безпятчук, Анна Цигима / Громадское
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000