Когда государство не справляется, люди приходят на помощь

Люди с группой инвалидности, живущие в плачевных условиях, жертвы насилия в семье, дети, оставшиеся на улице – вот лишь несколько тем, которые ZdG затронула в 2020 году. Наиболее громкие случаи были о Марине, незрячем из Бричан, который жил в доме с крысами; семье Пахомий, которая проживала в полуразрушенной многоэтажке, лишенной условий; а также случай Вероники Мирон, которая растит четырех биологических детей и одного приемного, не имея собственного дома. Во всех этих случаях мы подняли тревогу в надежде на то, что ответственные учреждения примут меры. Что последовало? Отреагировали простые люди. Марин Руснак, Сабина Пахомий, семья Мирон – мы покажем вам, как изменилась их жизнь после того, как ZdG обнародовала тяготы их жизни.

И на этот раз, во время нашего визита в конце года, Марин встретил нас во дворе многоэтажки, потому что мы, с двумя парами глаз, все равно не смогли запомнить путь к его дому. Марин – незрячий, знает и узнает все сквозь тьму. Он тепло приветствует нас и спрашивает о здоровье. По дороге домой он рассказывает нам, что как раз репетировал мелодию на аккордеоне, чтобы сыграть ее специально для нас. «Гимн румын по всему миру, сейчас вы услышите», – говорит гордо Марин.

Мы еще даже не вошли в калитку, которая ограждает маленькое жилье Марина, как он рассказывает нам об изменениях, которые произошли за это время.

«Помните, здесь было много барахла, ржавчины, теперь чисто. Я сказал женщинам выбросить их, чтобы было, куда ступать», – рассказывает нам Марин, указывая на ступени, ведущие в жилище.

С такой же гордостью он приглашает нас в дом. Мы проходим через коридор, который также был освежен и освобожден от завалов ветоши. Далее, он ведет нас на кухню. Здесь нашла свое место его самая большая радость – газовый котел. Радость, которой он пользуется вдумчиво.

«Как оставить источник газа в доме незрячего?»

Год назад, посреди зимы, Марин остался без источника отопления. У него были долги за потребление газа, что привело к отключению от сети. Сегодня Марин больше не боится холода.

«Вот котел, он дает и горячую воду, и тепло. Сейчас он дает только горячую воду, а вечером, когда я вижу, что холоднее, я подключаю его», – говорит нам Марин.

«Эти котлы много тянут зимой, поэтому я не оставляю его включенным весь день. Я посмотрю, как справлюсь со счетами», – мотивирует Марин рачительность.

Он усвоил порядок кнопок котла, так что простыми движениями подключает и отключает его, когда это необходимо.

«Когда пришли его устанавливать, из «MoldovaGaz» мне сказали, что в моем доме невозможно оставить котел. Как оставить источник газа в доме незрячего, задавались они вопросом», – рассказывает Марин.

«Добрые люди также купили мне холодильник»

«Я должен был доказать им, что я хоть немного разбираюсь в технике, даже если не вижу».

«Вот и обогреватель, купленный с вашей помощью», – продолжает свою презентацию Марин.

«Стена рядом с окном полностью черная, это чернота, которая тянется по бокам и начинает атаковать все на кухне и становится похожей на корку», – писали мы год назад.

Сегодня и обогреватель, и окно, и стена рядом с окном больше не затемняют жилище, потому что они были отремонтированы. Холодильник – тоже новый.

«Добрые люди приобрели мне холодильник», – радуется Марин. Это момент невинного хвастовства застенчивого ребенка.

Новый, чистый и с едой холодильник занял место старого, исполосованного грязью и ржавчиной.

Кухня больше не является укрытием для крыс и тараканов

Больше нет запаха испортившейся пищи и плесени, а кухня больше не является укрытием для крыс и тараканов, как это было год назад.

«Пришли две трудолюбивые женщины. Они выбросили все, что было грязным и старым. Покрасили потолок и поклеили обои», – рассказывает Марин.

Окрашенный потолок, стены, одетые в обои, и выброшенная в мусор ветошь – формула, определяющая и другую комнату, и коридор.

«Я не вижу, но знаю, что обои красивые. И это более комфортно, потому что стены чистые», – Марин показывает другие комнаты.

«Я прилипал к стене, и вся грязь, вся известь оставалась на одежде», – вспоминает молодой человек.

В прихожей также были заменены окно и дверь.

«Я благодарю всех, кто внес свой вклад. В моем доме было стихийное бедствие. Большое спасибо вам, потому что с вашей помощью… В другую комнату не поступает холод», – говорит Марин.

«Я не знаю, как выглядят добрые люди, но я знаю, что они существуют»

Осознавая, что он сам не смог бы осуществить «преображение» своего дома, Марин не перестает передавать благодарность тем, кто внес в него свой вклад.

«Я в одиночку не смог бы позволить себе сделать ремонт. Как я могу сделать ремонт, если моей пенсии было недостаточно, чтобы вернуть мои долги?» – вспоминает Марин.

«Я хочу передать благодарность всем. Я желаю им радости в жизни, чтобы у них не было проблем со здоровьем. Я беспредельно благодарю их за старания, и я восхищаюсь ими за их жест», – говорит Марин с признательностью.

Изменения, которые он пережил за последний год, убедили Марина в том, что существуют добрые люди.

«Я не знаю, как выглядят добрые люди, но я знаю, что они существуют».

«Я читала и плакала взахлеб»

Год назад мы нашли Марина в реальности, которую трудно было представить. Плесень, грязь, груды ветоши, продовольственная нищета и, плюс ко всему, крысы, сосуществовавшие с ним. Люди, которые прочитали его историю в ZdG, помогли ему изменить условия его жизни.

Спустя всего несколько часов после публикации, молодой человек из Кишинева, который пожелал сохранить анонимность, выехал в Бричаны. Он привез Марину все, что поместилось в его машину – фрукты, овощи и другие припасы. Он также освободил Марина от долгов в магазине поблизости.

Впоследствии интернет-сообщество ZdG инициировало сбор средств. Мало-помалу, собралось 3757 долларов. Инициатором этой акции стала Адриана Ротару, родом из Молдоы, много лет назад обосновавшаяся в Бельгии.

«Я читала и плакала взахлеб, а физически находиться там – я думаю, расклеилась бы на месте. Меня захлестнул гнев на всю государственную верхушку, на социальных работников, соседей и даже родственников – как можно позволить ему оставаться в таких условиях?! Он живой человек. У меня нет слов», – заявляла Адриана в прошлом году.

Но она нашла слова и убедила доноров собрать копейку к копейке, чтобы предоставить Марину достойную жизнь.

Теперь она с гордостью рассказывает нам о том, что ей удалось сделать в жилище Марина, и о тех, кто внес свой вклад в то, чтобы тьма Марина немного развеялась.

«Я также очень благодарна им за их участие и доверие. Тем, кто пожертвовал, будь то молдаване из дома, будь то те, кто обосновался за границей, будь то мои друзья, которые следят за нашей благотворительной деятельностью», – говорит Адриана.

3757 долларов на преображение дома Марина

«Меня наполняет радость за холодильник, за котел, за горячую воду, за окна, за изгнанных крыс, за то, что у Марина больше нет долгов, но мы также должны думать о каких-то долгосрочных условиях. Я бы хотела, чтобы мы нашли способ, позволяющий Марину всегда иметь горячую еду. Он говорит, что интересуется техникой, как замечательно было бы найти ему место работы, чтобы он социализировался, убежал от одиночества», – планирует Адриана.

«Это требует дополнительных ресурсов, чтобы определиться с человеком на месте, который всегда будет заботиться о Марине», – добавляет Адриана.

По этой причине мы призываем связаться с Адрианой тех, кто хочет продолжать вносить свой вклад в достойную жизнь Марина.

«Я не хочу, чтобы мы покончили со всем, что начали, и забыли о Марине. Мы отремонтировали дом, но мы не можем вернуть ему зрение», – добавляет Адриана.

После того, как история Марина появилась в ZdG, некоторые местные жители в Бричанах также отреагировали на жизненные условия незрячего.

Филипп – таксист. Он говорит, что знал и родителей Марина. Мужчина помогает ему, как может, но ему самому не хватает ресурсов.

«Кто-то из социальных работников должен ему помочь. Если я не открою дверь, никто больше к нему не входит. Хотя я не знаю, как долго смогу и я», – говорит Филипп.

Филипп получает пенсию Марина и распределяет ее на покрытие нужд.

«Я покупаю ему хлеб, чай, кофе, печенье, изоленту, с помощью которой он мастерит, что может, и 500 леев я даю женщине, которая готовит ему еду», – рассказывает Филипп.

Татьяна, невестка Филиппа, раз в три дня готовит и приносит еду Марину.

Кастрюля с супом и плов в холодильнике подтверждают слова женщины.

«Я приношу ему то, что готовлю и для себя, потому что мне жаль его. И борщ, и картошку, и рис, и кусочек мяса, я ставлю больше от себя, потому что не хватает этих 500 леев на все», – говорит женщина. «Я воспринимаю это как поману, но я не знаю, сколько времени это продлится. Должны быть вовлечены власти», – также добавляет Татьяна.

Филипп утверждает, что несколько раз пытался обратиться за поддержкой к местным властям, но попытки не увенчались успехом.

«Как жить на 1500 леев и несколько копеек? Может ли здоровый человек жить на такие деньги? А Марин незрячий».

Социальная работница: «Я не хочу, чтобы меня снимали. До свидания!»

«В прошлый раз социальные работницы сказали мне пойти проверить Марина, чтобы у него была справка о том, что он слеп на всю жизнь, а также проверить и меня на голову. То есть так как я хочу помочь ему, они считают меня сумасшедшим», – рассказывает Филипп.

В 2019 году, когда мы позвонили социальной работнице в Бричаны, чтобы спросить о том, как она заботится о Марин, Татьяна Валентиновна, как она представилась, сказала нам, что Марин живет в нормальных условиях и что, по сути, «таких людей – полная республика».

Поскольку и Марин, и Филипп сказали нам, что их много раз игнорировали, мы решили, что сами пойдем к социальной работнице, кабинет которой находится через дорогу от дома Марина.

Как нам посоветовал Филипп, мы пошли к Дарье Ивановне. Социальная работница была явно встревожена нашим присутствием и отказалась говорить с нами. Она также перенаправила нас к примару Бричан.

Есть примар, пожалуйста, идите в примэрию.

Вы социальная работница, ответственная за случай Марина?

Но, может, я не хочу, чтобы меня снимали, это мое право.

Вы государственная служащая и находитесь в общественном месте. Что это значит?

Это значит до свидания!

К этому свелась наша беседа с социальной работницей.

Примар Бричан Виталий Городинский тоже выглядел не очень довольным нашим присутствием.

«Вы должны были сообщить мне, что придете. Мне нужно время, чтобы подготовить информацию о Марине. Сейчас я могу только сказать вам, что Марин – человек, который живет в Бричанах. Он инвалид, получает социальную пенсию», – заявил примар.

Виталий Городинский отрицал, что Марин много раз обращалась к властям с просьбой о помощи. «Завтра я могу пойти к Марину, чтобы узнать, в каких условиях он живет, но он никогда не обращался за помощью», – сказал примар.

Как мы и обещали, перед отъездом из Бричан, мы еще раз заглянули к Марину. Он обязательно хотел посвятить мелодию «добрым людям».

И если в прошлый раз он играл на клавишах, на этот раз он взял в руки аккордеон, поскольку синтезатор сгорел.

«Мне больше нравилось играть на синтезаторе, но я уже справляюсь и на аккордеоне, так, как я это понимаю», – говорит Марин.

Так оно и есть. Каким-то образом, понятным и известным только ему, не видя, он ставит пальцы на клавишах аккордеона, и следует мелодия песни «Родительский дом не продается».

Если существует Дед Мороз

После исполнения мелодии Марин в очередной раз просит нас передать благодарность «добрым людям».

«Я желаю им самых приятных достижений в новом году, и чтобы им везло во всем. Я благодарю их за все усилия, которые они вложили, чтобы помочь мне. Я желаю им хорошего здоровья и много лет жизни, и чтобы не болели», – передал Марин всем, кто помог ему.

И если существует Дед Мороз, который приходит и после праздников, Марин попросил бы его подарить ему «компьютер, потому что есть много программ для незрячих. Теперь, когда синтезатор сгорел, мне очень грустно, но на компьютере я бы нашел, чем занять свое время. Может, у кого-то есть старый компьютер, и он его не использует», – сказал нам застенчиво Марин.

На выходе, в половину голоса, Марин сказал нам:

Могу я попросить вас кое о чем? Можно я потрогаю видеокамеру? Я хочу посмотреть, как она сделана. Я никогда не держал в руках камеру.

Сейчас посмотрю… своими руками – так видит незрячий.

ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ

Желающие навестить Марина, помочь ему, могут связаться с ним по телефону 0603 26 629. В то же время, те, кто желает внести финансовый вклад, чтобы Марин не испытывал недостатка в продовольствии, могут связаться с Филиппом (0689 75 262). Чтобы внести свой вклад в долгосрочное обеспечение жизни Марина, вы можете связаться с Адрианой Ротару на FB.

Помогите Сабиночке выбраться из руин

Также год назад мы рассказывали вам историю любви Родики и Алексея. Родика, имеющая группу инвалидности, Алексей и их дочь живут в аварийной многоэтажке без питьевой воды, электричества и тепла. Это происходило в 2020 году в столице Молдовы, городе Кишиневе. Натупил уже 2021 год, но их положение остается неизменным. Единственное изменение заключается в том, что за это время Сабиночка подросла. Хотя об их положении было известно властям, хотя мы напомнили о ней, никто из ответственных учреждений не подключился к решению этой проблемы. На помощь семье Пахомий пришли простые люди – те, кто живет дома, и те, кто обосновался за границей. В течение всего этого времени Родика продолжала получать пакеты с продуктами питания и одеждой для малышки Сабиночки. Был открыт счет для пожертвований, на который была собрана скромная сумма. Недавно, на странице FB, Кристина Тискул инициировала сбор средств, чтобы Сабиночка Пахомий выбралась из руин и у нее был свой собственный дом.

Родика Пахомий (0684 19 923)

Пятеро детей ищут дом

Вероника, жертва домашнего насилия, самостоятельно воспитывает пятерых детей, один из которых был усыновлен. В 38 лет она знает, как заботиться и воспитывать детей в суровых условиях.

«Я не осталась дома, потому что муж пил, и я не хочу, чтобы он разрушил мою жизнь. Я решила, что лучше посвящу себя детям», – делится Вероника.

У одной из малышек есть группа инвалидности. Хотя она видит мир наполовину, она всегда видит его полным.

«У нас есть малышка, которая одним глазом она не видит совсем. Четыре года назад ей сделали операцию, и они уничтожили ей глаз, то есть глазное яблоко полностью вынули, уничтожили», – рассказывает Вероника. Несмотря на проблемы со зрением, девочка хорошо справляется в школе.

«У нее выдающиеся способности, она очень хорошо учится», – уточняет Вероника.

Чтобы спастись от своего жестокого мужа, несколько лет назад Вероника ушла из дома.  Они некоторое время снимали жилье, после чего их разместили в старом доме в Цынцеренах, Яловенского района. Единственным доходом семьи является зарплата Вероники в 1200 леев. Дети испытывают большую нужду, однако, на вопрос о том, чего они желают больше всего, Корнел, младший сын, отвечает: домик.

Группа волонтеров, знающих об их истории, начала кампанию по сбору денег, чтобы предоставить Веронике и детям шанс обрести свой собственный дом. Та же Адриана Ротару приняла участие в этом случае, потому что, по ее словам, «мать и дети трудолюбивы и выказывают правильное отношение».

К настоящему времени было собрано более четырех тысяч долларов.

Денис Недерица также решил принять участие в кампании. Поскольку он сам, когда ему было 8 лет, стал ребенком улицы, он очень хорошо понимает положение уязвимых детей. Вместе с несколькими друзьями они принесли семье Мирон продукты питания, сладости и средства гигиены.

Желающие помочь семье Мирон обрести свой собственный дом, могут сделать пожертвование на счет, открытый в Facebook, связавшись с Адрианой Ротару или с Вероникой (0694 87 807).

 Марина Горбатовски
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *