Что удалось и не удалось сделать Генеральному прокурору за год после своего назначения

В деятельности Генеральной прокуратуры за последний год, хотя она знала об объявленном процессе деполитизации уголовных дел, все еще наблюдаются признаки избирательности в виде отказа от уголовного преследования, обвинения или инициирования рассмотрения резонансных дел, что не способствовало повышению авторитета прокуратуры, важного игрока в системе правосудия Молдовы, – цели, объявленной новым Генеральным прокурором в начале своего срока.

Это один из основных выводов Аналитической записки, подготовленной Юлианом Русу, заместителем исполнительного директора Института европейской политики и реформ (ИЕПР), в которой анализируется деятельность прокуратуры через год после назначения генерального прокурора Александра Стояногло, через призму резонансных дел, в том числе с точки зрения требований, установленных законом, и подозрений в избирательности по некоторым делам.

Согласно аналитической записке, действия в прокуратуре ознаменовались исключением некоторых главных прокуроров из профильных прокуратур, а также возбуждением уголовных дел против них. Прокуратура также столкнулась с попытками повлиять на процесс уголовного расследования посредством незаконных действий прокуроров, назначаемых по особо важным для общества делам.

Автор документа утверждает, что, хотя деятельность Генеральной прокуратуры характеризуется большей прозрачностью, все же, в силу некоторых признаков избирательности, она не являлась постоянно равноудаленным субъектом. Сложные дела, вызывающие большой общественный интерес, были изучены поверхностно или путем перенаправления жалоб другим субъектам, которые не имеют институциональных полномочий для возбуждения уголовных расследований и не включены в список органов по расследованию. В то же время НАН, как орган с функциями проверки неподкупности, ограничен в инструментах и ​​может предоставлять результаты только на основе имеющихся данных, которые ограничены.

«Действия, связанные с расследованием основных резонансных дел, таких как дело о «банковском мошенничестве» и «российский ландромат», не принесли необходимой завершенности, а вместо них были обнародованы дела, в которых в основном фигурируют Влад Плахотнюк и его окружение. Отказ от обвинения по делу нескольких лиц (Вячеслав Платон, 13 судей и др.) не способствует положительному имиджу прокуратуры. В то же время дело Илана Шора затягивается, поскольку было применено более 40 отсрочек при рассмотрении апелляции, одной из основных выдвинутых причин является отсутствие экономической и финансовой экспертизы, необходимой для установления причастности главного лица к эпизодам банковского мошенничества», – считает Юлиан Русу.

В аналитической записке ИЕПР также отмечается давление на прокуроров по конкретным делам и указывается необходимость принять незамедлительные меры для защиты следственных групп, состоящих из прокуроров и следователей по уголовным делам. Совместные действия Генеральной прокуратуры и других правоохранительных органов, включая Службу информации и безопасности, имеют важное значение для защиты субъектов, участвующих в расследовании резонансных дел, и предотвращения разочарования сотрудников, участвующих в судебном преследовании.

Поправки, внесенные Генеральной прокуратурой в Закон №3/2016 через законопроекты, представленные Министерством юстиции, включая исключение участия Высшего совета прокуроров в процессе принятия решений о переводе главных прокуроров и их заместителей, являются неконституционными и должны быть рассмотрены как можно скорее.

На основании анализа автор анализа предлагает ряд действий по повышению авторитета и общественной поддержки деятельности Генеральной прокуратуры:

  1. Непризнание участия субъектов прокуратуры в процессуальных действиях, если они подозреваются в причастности к совершению преступлений. Генеральная прокуратура должна заверить общественность в том, что лица, занимающие высокие ответственные посты в прокуратуре, не подозреваются в отсутствии добросовестности и в оказании влияния на судебное преследование по делам, в которых они могут фигурировать в качестве участников;
  2. Исключение практики перенаправления дел в органы с функциями, отличными от уголовного преследования, в частности, в случае деликатных дел;
  3. Активизировать усилия по расследованию и наказанию лиц, причастных к основным резонансным делам в Молдове («банковское мошенничество» и «российский ландромат»);
  4. Возобновление деятельности Антикоррупционной прокуратуры, особенно по делам о крупной коррупции, что позволит представить ощутимые результаты для общества;
  5. Подробное изложение причин и, при необходимости, доказательств, на которых основан отказ в обвинении, в частности, на основе резонансных дел;
  6. Консолидация следственных групп и достаточный штат сотрудников, чтобы иметь возможность эффективно и быстро расследовать дела, оказывающие большое влияние на общество.

28 ноября 2019 года Высший совет прокуроров назначил бывшего заместителя и заместителя председателя парламента Александра Стояноглo победителем конкурса на должность генерального прокурора.

Диана СЕВЕРИН
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: В Генпрокуратуре есть признаки избирательности | Информационный портал в Молдове

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000