Президентские выборы: живые и мертвые лица в одних списках избирателей?

Живые и мертвые лица оказались в одном списке избирателей. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) зарегистрировала первых двух кандидатов на президентских выборах, намеченных на 1 ноября – Андрея Нэстасе (партия «Платформа Достоинство и правда») и Ренато Усатого («Наша Партия»), несмотря на то, что при проверки подписных листов, представленных этими двумя претендентами, комиссия обнаружила в списках подписи несколько скончавшихся лиц (так называемые «мертвые души»). Тем не менее их зарегистрировали, потому что насчитали необходимое количество действительных подписей. Однако эта проблема остается нерешенной: кто может гарантировать, что 1 ноября умершие не проголосуют по тем же спискам, что и живые?

Николае Рэйлян, эксперт в избирательном праве

В нашей избирательной практике у нас были кампании, в которых допускались серьезные нарушения в этом отношении. Самый скандальный случай произошел на парламентских выборах 2009 года, когда выборы были массово сфальсифицированы коммунистами. Люди из-за этого вышли на улицу и голоса пересчитали. Нам не разрешили пересчитать все голоса, но и тех, что успели пересчитать, хватило на то, чтобы коммунистическая партия потеряла «золотой голос», 61-й депутатский мандат. Таким образом, они не смогли избрать президента и потеряли власть. Голоса «мертвых душ» обычно применяются в тех местах, где власть контролирует местную власть. Ответственность за данные нарушения закона лежит на примэриях и на участковые избирательные бюро. Они должны «наводить порядок» в списках избирателей и за 20 дней до выборов вывешивать их для всеобщего обозрения. Допущение «мертвых душ» в списках избирателей квалифицируются законом как халатность при исполнении служебных обязанностей и карается уголовным наказанием. В нашей же стране до сих пор не было ни одного обвинительного приговора по этой статье, хотя закон нарушался несколько раз.

Николае Осмокеску, профессор, доктора права

Политические явления порождаются политическими партиями. И, как говорится, каковы партии, таковы и явления… Что же касается феномена «мертвых душ», то его можно и нужно исключить из избирательного процесса. И у Центральной избирательной комиссии есть все прерогативы, средства и механизмы для осуществления этой задачи. Они контролируют всю ситуацию по вертикали, начиная от бюро статистики и заканчивая мэриями и территориальными избирательными комиссиями. В каждом случае или при попытке внесения умерших в список избирателей, должен применяться закон самым строгим образом – в отношении всех лиц умышленно нарушивших закон, независимо от занимаемой должности и партийной принадлежности. «Dura lex, sed lex» (Закон суров, но это закон). Только так. Дело зашло слишком далеко: в Республике Молдова избирателей стало больше, чем количество населения: при 2,5 миллиона жителей у нас около 3 миллионов избирателей.

Георге Райляну, бывший примар Чимишлии, районный советник

У нас нет гарантии, что этого не может произойти. А знаете почему? Потому что у нас было много правительств, но порядок в учете населения никто не захотел наводить. И не потому, что это было бы невозможно. Скорее всего им это не выгодно. Хаос их устраивает больше, потому что беспорядок облегчает им процесс манипулирования различными вещами. Еще три года назад вся ответственность за составление и корректировку списков лежала на местных органах власти. И в тех местах, где мэры принадлежали к правящим партиям – списки составлялись по заказу. Вот уже три года, как это прерогатива перешла к ЦИК. Думаете, что что-то изменилось? Последние списки, которые мы получили от комиссии, точно такие же – не обновленные, них вписаны умершие люди, те кто эмигрировал из страны и которые сменили адрес проживания и т. д. Примэрии, правда, получили право вмешиваться, если они обнаруживают подобные нарушения. В принципе, все осталось по-прежнему, потому что так кому-то выгоднее.

Екатерина Мардарович, Политический клуб женщин 50 × 50

У нас еще не проходили выборы без злоупотреблений и фальсификаций. Либо голосуют «мертвые души», либо подкупают мэров, комиссии, избирателей или же избиратели голосуют по нескольким спискам… Это правда, что наше избирательное законодательство несовершенно и его не всегда соблюдают даже ЦИК или правоохранительные органы. В нашем случае партии должны использовать свое право назначать членов в окружных избирательных комиссиях – не людей которых поставили для галочки или формальных наблюдателей, а знающих личностей. Там должны быть хорошо обученные лица, которые не просто ждут, когда служба пройдет, а ведут себя, как настоящие стражники. Без контроля выборы в Республике Молдова не могут пройти в свободной и справедливой форме.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000