Несанкционированное строительство на Днестре˝. Собственники: шурин и друзья президента Додона

На берегу реки Днестр, в селе Моловата, Дубоссарского района, недавно полным ходом началось строительство, вызвавшее недовольство ряда жителей. Земельный участок был окружен забором высотой в несколько метров. К неудовольствию соседей, собственники земли, одним из которых является шурин президента Игоря Додона, решили расширить строительство прямо в воды реки Днестр, куда залили бетон и обустроили площадку для использования в качестве пристани.

В то время как строительные работы в Моловате идут полным ходом, селяне говорят, что эта собственность будет служить зоной отдыха для семьи президента Игоря Додона.

Строительные работы ведутся в Моловате, родном селе первой леди Галины Додон. Хотя земля, на которой ведутся работы, была куплена в прошлом году, соседи сказали нам, что строительство началось лишь весной этого года. Расположенная на берегу Днестра земля, к неудовольствию жителей района, была окружена высоким забором, который соседи сравнивают со стенами пенитенциарного учреждения.

«Вот, здесь осталось только протянуть колючую проволоку, и будет как в Руске… Или ворота дальше вверх по холму, потому что это их здесь все», – сказали нам соседи.

Земельный участок, принадлежащий шурину президента, и земельный участок Раду Секриеру окружены общим забором

Шурин президента купил участок на берегу Днестра

Люди в селе говорят, что на земельном участке на берегу Днестра, на котором ведется строительство, ранее располагался старый дом. После того, как бывшие собственники умерли, их дети согласились продать его, так у участка появились новые владельцы.

Изначально, в 2019 году, землю приобрел некий 24-летний Раду Секриеру. Впоследствии, в феврале 2020 года, участок площадью 0,1044 га был купил брат Галины Додон, Петру Мериняну, который до сих пор не попадал в поле зрения прессы. Второй участок, площадью 0,11 га, имеющий выход к Днестру, остался в собственности Раду Секриеру.

Раду Секриеру приходится сыном Ливиу Секриеру, который вместе со своим братом Дину Секриеру фигурирует в списке учредителей двух обшеств с ограниченной ответственностью: «Gurmand Invest» и «Olioterra». Первая фирма в качестве лицензированной деятельности предоставляет транспорт за плату, в 2019 году зарегистрировав прибыль около 1,9 млн леев. Вторая фирма, «Olioterra», занимается производством масел и жиров и ранее заключила серию договоров с государством. В 2016 и 2017 годах «Olioterra» выиграла договоры на сумму около 3,5 млн. леев с Департаментом снабжения Министерства обороны. Название компании «Olioterra» также фигурирует в ряде судебных процессов, в основном против других компаний, с целью погашения долгов. Однако в одном из споров «Olioterra» подала в суд на Агентство по интервенции и платежам в области сельского хозяйства (AIPA), которое отказалось выплатить ей 957 тыс. леев в виде субсидий, объявив его пакет документов неприемлемым. После судебного процесса, который длился более двух лет, в апреле 2019 года Высшая судебная палата вынесла решение по делу в пользу компании «Olioterra», обязав AIPA выплатить субсидии в размере почти одного миллиона леев.

Источники ZdG, близкие к братьям Секриеру, говорят, что у них старая дружба с Игорем Додоном.

«Но почему вы спрашиваете меня, чей он? Спросите Додона»

В пятницу, 17 июля, мы отправились в Моловату, чтобы посмотреть, на каком этапе находятся строительные работы. Мы нашли участок земли, огороженный высокими бетонными стенами, на котором находилось несколько машин и строительные материалы. Территория «охраняется» рядом камер наблюдения, установленных как во внутреннем дворе, так и на внешних углах бетонного забора. В то же время, мы также заметили платформу, которая простирается в воды реки Днестер, похожую на террасу, которая, как мы позже узнали, будет служить в качестве пристани, небольшим портом для швартовки судов.

На вопрос о том, кому принадлежат земельные участки, на которых ведутся работы, несколько жителей села сказали нам, что речь идет о семье президента.

“Мы поняли, что это Петри, шурина Додона. Мы поняли, что сначала он приедет, а потом приедет более важный. Додон, думаю, кто важнее?” – говорит одна из жительниц села.

“Но почему вы спрашиваете меня, чей он, спросите Додона”, – сказал нам один из соседей.

«Говорят, что Додон строит. Он теперь барин, делает, что хочет», – считает другой житель Моловаты.

Несколько женщин, чьи дома граничат с участками, на которых ведется строительство

«Мы боялись того, что здесь было. И заборы давали трещины»

Мы не нашли на месте ни владельцев, ни рабочих. Вместо этого мы смогли поговорить с несколькими соседями, возмущенных поворотом, который приняли дела после того, как сменились собственники земли.

Несколько женщин, чьи дома граничат с участками, на которых ведется строительство, говорят, что до сих пор приезжали сотни многотоннажных машин, привозивших строительные материалы и повредивших дороги:

“Уже сколько грузовиков с землей привезли, я не понимаю. И дома давали трещины. А сколько пыли, не дай Господь”.

“Мы боялись того, что здесь было. И заборы давали трещины. Мы задавали вопросы, но никто не обращает на нас внимания. Они привезли тонны цемента».

Местные жители также недовольны тем, что их новые соседи построили бетонную платформу прямо в Днестре, таким образом ограничивая доступ других жителей к речным водам: «Мы не можем купаться. Раньше мы еще приходили сюда, а теперь…”.

В то же время они утверждают, что новые владельцы осуществили строительство на Днестре, не имея надлежащих документов, и что они незаконно вырубили ряд деревьев на берегу реки.

“Но кто им разрешил? От края воды там 50 метров, не разрешено. Мы раньше гуляли здесь, а теперь нет. У них были полномочия. Вырубили и деревья. Я слышала, что приехали и из «Apele Moldovei» и быстро, если у них есть деньги, сколько там платить…”, – говорит местная жительница.

«Меня не интересует, кто и кому приходятся родственниками»

Мы связались с примаром села Игорем Брынзой, который сказал нам, что он не знает, есть ли у собственников разрешение на строительство на реке.

“Насколько я знаю, там недавно, несколько месяцев назад, был приобретен старый дом. Парень пришел и зарегистрировал в Примэрии, что он купил землю с этим старым домом. В остальном, по большей части, я не знаю этого человека. О разрешении – я не знаю, если они довели его до конца, я только знаю, что они делали документы. Вы должны посмотреть с ними, какова ситуация. Там речь о ряде разрешительных документов, которые они должны получить», – заявил примар.

О заявлениях жителей села о том, что это строение якобы связано с семьей президента, примар ответил коротко: «Меня даже не интересует, кто, кому и с кем дружен или приходится родственниками».

В поисках разрешений

Пытаясь выяснить, есть ли у землевладельцев все разрешительные документы на строительство пристани на Днестре, мы обратились в Агентство «Apele Moldovei», где нам сообщили, что такой запрос поступал в их адрес. В ответе представители Агентства проинформировали собственников земли о том, что «Apele Moldovei» координирует строительство пристаней, но временных (которые могут быть демонтированы), в том числе в соответствии с положениями законодательства. Представители Агентства также сообщили нам, что у собственников должно быть разрешение, выданное Агентством по охране окружающей среды.

“Не Агентство «Apele Moldovei» выдает разрешение, а Агентство по охране окружающей среды. Речь об экологическом разрешении на специальное использование воды, учитывая, что это сооружение находится в воде, а вода является публичной собственностью государства. Если Агентство по охране окружающей среды берет на себя ответственность и выдает разрешение, они смогут проектировать и строить то, что хотят», – отмечает Еуджен Белый, руководитель Управления водными ресурсами «Apele Moldovei».

Представители Агентства по охране окружающей среды сообщило нам о том, что такое разрешение не выдавалось и что не поступало ни одного запроса такого рода.

«Я не выдавал такого разрешения. В Агентство не поступало какого-либо обращения. В любом случае, ко мне, как специалисту, не поступало заявлений ни от одного жителя этого населенного пункта», – заявляет Анжела Савка, главный специалист Управления регламентирования и разрешительных актов в сфере охраны окружающей среды.

И на сайте Агентства по охране окружающей среды, в разделе, где находится список экологических разрешений на специальное водопользование, мы не нашли имени Секриеру.

Штраф в 6 тысяч леев

Мы также обратились в Инспекцию по охране окружающей среды Дубоссар и узнали, что Раду Секриеру, собственник по документам земли, на которой был построена пристань на Днестре, был оштрафован за нарушение режима охраны водных ресурсов, что привело к «их загрязнению, эрозии почвы и другим вредным явлениям», а также за незаконную вырубку деревьев в черте зеленых насаждений.

«Был составлен протокол по двум статьям: п. 1 ст. 109 и п. 2 ст. 122. Был наложен штраф в размере 120 условных единиц, то есть 6 тысяч леев, и исчислен ущерб в размере 14468 леев, в том числе за вырубку двух деревьев», – заявляет Валентин Ожог, главный инспектор Инспекции по охране окружающей среды Дубоссар.

Инспектор также сообщил нам, что Секриеру уплатил штраф в течение 72 часов, таким образом, получив 50% скидку, а ущерб был выплачен в полном объеме.

«У него не было экспертизы – ни от «Apele Moldovei», ни от Агентства по охране окружающей среды, ни одного документа. Мы ждем, чтобы посмотреть, что будет дальше. Мы составили акт инспектирования, к которому мы выдвинули предписания о том, чтобы он получил необходимые документы, а если нет, то через 30 дней мы снова поедем проверить выполнение предписаний и после этого еще раз направим служебную записку в Кишиневскую инспекцию, посмотрим, может быть, и в Прокуратуру», – отмечает инспектор.

Валентин Ожог также уточнил, что документы должны были быть получены до строительства пристани. Он также подчеркнул, что пристань простирается за пределы участка в частной собственности и построена в водах Днестра. Соответственно, его владелец должен был заключить договор аренды с Агентством «Apele Moldovei», управляющим водными ресурсами в бассейне реки Днестр.

«У меня нет партнерства с г-ном Мериняну. Впервые я увидел его у нотариуса»

В ходе телефонного разговора, Раду Секриеру сказал нам, что все недовольство местных жителей, живущих в непосредственной близости от строительства, связано с тем, что они больше не могут спокойно рыбачить в том районе.

“Местные жители недовольны, потому что мы немного спутали их с браконьерами планы. С тех пор, как мы приехали туда, им чуток обрезали доступ к Днестру, именно с нашей стороны. В остальном, я построил им на наши деньги небольшой выступ, где у них есть нормальный доступ к воде и стоянка для лодок”, – заявляет Секриеру, настаивая на том, что его соседи незаконно рыбачат.

Отвечая на вопрос о строительстве, ведущемся на данной земле, и о том, идет ли речь о работах совместно с братом первой леди Петру Мериняну, учитывая, что земля окружена общим забором, молодой человек сказал нам, что он не очень хорошо знаком с шурином президента и не состоит с ним в партнерстве.

“Мериняну ни при чем. Это наша земля, и мы начали строительство. Мы, как соседи, спросили его, участвует ли он в строительстве забора, и он сказал – хорошо. У меня нет партнерства с господином Мериняну. Впервые я увидел его у нотариуса. Он житель села, сказал мне, что также хочет землю там поближе, и все”, – уточняет Раду Секриеру, подчеркивая, что участки будут демаркированы.

Отвечая на вопрос о пристани, для каких целей она будет использоваться, и имеются ли разрешительные акты, владелец заявил, что “разрешение находится на стадии согласования”, и что он выполнит все предъявляемые требования: “Речь идет о пристани, которая будет использоваться, скажем, совместно, селом. Может быть, в будущем нам понадобится пристань, которая объединит берега, я не знаю».

Что касается штрафа, наложенного на него, Раду Секриеру отрицает факт вырубки хотя бы одного дерева.

«Что президент Додон имеет с Секриеру?»

В то время как несколько человек из села подтвердили нам, что по выходным на пристань приезжают «большие люди» и веселятся на водных велосипедах, Секриеру говорит, что туда никто не может приехать отдыхать, пока этот район находится в стадии строительства: «Приходили те, кто из Моловаты, а не мы».

Строительство пристани стало возможным в мае из-за падения уровня воды в реке. Тогда Бюро по политике реинтеграции опубликовало пресс-релиз, в котором уточнялось, что уровень воды в реке Днестр снизился после того, как большое количество воды было сброшено с водохранилища Дубоссарской гидроэлектростанции, расположенной поблизости. 9 мая, в результате падения уровня воды в реке, паром из Моловаты, единственная возможность для жителей сел левобережья Днестра добраться до правого берега, остался заблокированным в иле, поставив под угрозу в том числе снабжение продовольственными товарами сел левобережья Днестра, находящегося под юрисдикцией Кишинева. Из-за пандемии COVID-19 в то время было перекрыто наземное движение.

Некоторые жители Моловаты считают, что вода была тогда сброшена намеренно, в результате договоренности владельцев пристани с представителями Дубоссарской плотины. В противном случае, не было бы возможно залить бетонные стены в воды реки. В ответ на эти заявления Раду Секриеру сказал, что это ложь.

“Если вы договоритесь с кем-то спустить воду, я готов проиграть любое пари. Их предупредили, что из Украины идет большая волна воды, и поэтому они спустили воду», – отмечает Раду Секриеру.

Что касается слухов о том, что президент Додон также был в числе бенефициаров строительства, Секриеру заявил, что глава государства не имеет к этому никакого отношения.

“Не дай Господь, какие глупости вы говорите! Что президент Додон имеет с Секриеру? Я не понимаю, о чем вы говорите. Давайте подождем пять лет и десять лет, а затем вы сделаете репортаж и скажете: смотрите, мы ошибались, мы приносим свои извинения. Там абсолютно ничего не строится. Я вам гарантирую. Последующие семь лет абсолютно ничего не будет строиться».

Реакция Президентуры относительно строительства на берегу Днестра:

«Президенту Р. Молдова не известно о строении, которое возводится на берегу реки Днестр в селе Моловата – родине первой леди, он узнал об этом из обращения, которое вы направили в президентское учреждение. Вместе с тем сообщаем вам, что глава государства никоим образом не связан с данным строительством и, более того, даже не планирует возводить какое-либо здание в Моловате. Как следствие, у президентской семьи не было причин посещать вышеупомянутый земельный участок и, очевидно, строительство, о котором идет речь. Плюс ко всему, глава государства не состоит в какой-либо родственной связи с семьей Секриеру (Раду, Ливиу, Дину) – одним из владельцев интересующего вас земельного участка (прим.ред.: президентскому учреждению было предложено уточнить, находится ли президент в близких отношениях с семьей Секриеру, а не приходится родственником).

Мы также хотели ставим вас в известность, что президент страны знает о том, что господин Петру Мериняну владеет земельным участком в Моловате, но у которого, подчеркиваем, нет выхода к берегу реки Днестр. В контексте представленного, уверяем вас в том, что президент не был в курсе и не участвовал в обустройстве пристани в мае”.

Диана Гацкан 
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: ФОТО/ За кулисами пресс-конференции, которую Додон провел в президентской резиденции | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *