«Кладбище» детей в туалетах

6-летний Вениамин, погибший в Хынчештах 28 мая 2020 года; другой 8-летний мальчик из Сынджереий Ной Сынжерейского района, умерший 4 октября 2018 года; Виорика, которой был один год и 3 месяца, из города Яловень, погибшая 3 ноября 2017 года; Виталин из села Збероая Ниспоренского района, умерший в возрасте одного года и 8 месяцев 1 апреля 2016 года; еще одна девочка, которой был один год и 8 месяцев, из села Семень Унгенского района, скончавшаяся 21 июня 2015 года.

Все эти дети, а также другие, погибли в туалетных ямах во дворах домов их семей. ZdG пообщались с семьями этих детей, узнали их боль и попытались выяснить, что изменилось в этих общинах с точки зрения безопасности санитарных блоков.

Был 2016 год, когда село Збероая сотрясла весть о том, что местный ребенок скончался, упав в туалет во дворе дома.

Место, где нашли Виталина

«Вскрытие показало, что он пытался кричать и захлебнулся»

1 апреля из года в год остается траурным днем для семьи Бутнару. Это день, когда они потеряли Виталина, мальчика, которому был всего год и восемь месяцев. По словам Лидии Бутнару, бабушки мальчика, она никогда не думала, что туалет во дворе дома может принести им столько несчастья. Она ушла к сестре, а Виталин и его младший брат остались дома под присмотром матери. Бабушка вспоминает, как в какой-то момент ребенок сказал, что идет в туалет, а его мама осталась в доме с младшим братом мальчика. В скором времени бабушка вернулась домой, приготовив для него конфеты, которые она ему пообещала. «Виталин, Виталин!» – кричала и звала бабушка, но никто не отвечал.

Его сразу же начали искать. Они пошли к дворовому туалету, но, по их словам, не заметили ничего подозрительного. Семья отчаянно искала его по всему селу, но ребенок бесследно исчез. Бабушка вспоминает, как, придя домой, она все думала о туалете в огороде и попросила мать мальчика еще раз проверить, не там ли он.

«Аня, возьми вилы и рукояткой вил проверь, нет ли его там, потому что у меня предчувствие, что он там», – сказала она матери ребенка. Та, внимательно все осмотрев, испуганно сказала: «Мама, там что-то есть!». «Дочка упала возле двери. Я пошла поискать и заметила его ножку… Я начала кричать, пришли соседи, снесли туалет и убрали его оттуда. Они прыгнули, чтобы оказать ему первую помощь, но все напрасно, было слишком поздно. Вскрытие показало, что он пытался кричать и захлебнулся – водичка проникла в легкие», – со слезами рассказывает женщина.

Лидия Бутнару

Лидия Бутнару говорит, что «ничего не причиняет больше боли, чем потеря ребенка». Сквозь слезы она признается, что «их боль все еще сильна»… Она рассказывает, что сейчас, хотя у нее есть еще семеро внуков, «без него горько и больно, ведь он был нам всем очень дорог».

«Стоит думать о крестьянах, чтобы и у них, бедняжек, были хорошие условия»

Туалет, в котором произошла трагедия, снесли и засыпали в тот самый день, когда погиб мальчик. Хотя туалет несколько раз переделывали и меняли, чтобы такие несчастья больше не происходили, он все же так и остался за домом, а семья говорит, что из-за нехватки финансовых средств у них нет возможности перенести туалет в дом. «Нам трудно. Очень трудно, когда не на что…», – вздыхает женщина.

Жители села рассказывают, что эта новость привела их в ужас, но в селе ничего не изменилось после этого происшествия. По словам Василия, местного жителя, большинство сельчан продолжают пользоваться туалетами во дворе дома, а туалет в доме «мало у кого есть, только у тех, кто живет лучше».

«В селе у всех людей, куда ни глянь, он во дворе, и мало у кого его нет во дворе. Кто как смог сделать, у кого-то лучше, а у кого-то можно упасть в него, и даже пожилой человек может упасть, если не сделано как следует. Все по мере возможностей. У кого жены за границей, те могут поехать, заработать денег и построить туалет „по-человечески”, а у кого нет, те, бедняжки, живут, как могут. Копаешь его несколько лет, проходит два–три года, и нужно делать другую яму, и так весь огород наполняется… И было бы хорошо, чтобы те, кто руководит нами, думали о нас, сельчанах, но они не особо о нас думают, а заботятся только о своем кармане. Эх, а мы так и мучаемся», – огорченно говорит мужчина.

«Нужно что-то придумать, и мы думаем и делаем так, в огороде, но правительство, власти должны думать. Вот они провели нам питьевую воду, можно сделать и канализацию. Но они опять начинают с выборами, снова ругаются. Кому это нужно? Сколько они тратят на выборы, а стоит подумать о крестьянах, чтобы и у них, бедняжек, были хорошие условия», – добавляет Василий.

«Недешево сделать канализацию. В этом должно участвовать государство»

Другой житель утверждает, что, хотя им давно пообещали провести канализационную систему, ее все еще нет. Мужчина заявляет, что большинство сельчан осознают опасность импровизированных туалетов в огороде, но строят их по возможности, поскольку «недешево сделать канализацию. В этом должно участвовать государство».

«Было бы хорошо, если бы была канализация, потому что вода все равно уходит к грунтовым водам, а мы их употребляем. Но должно участвовать государство, а обычный человек не в силах это сделать. Если бы была канализация, многие бы построили туалет правильно, ведь его делаешь на всю жизнь, и он остается для других. Сейчас люди делают все в меру своих возможностей. Вы не видите, какая здесь нищета? Если нет работы, и ничего не вкладывается. Видите, что все разъехались, люди уезжают и не особо возвращаются в село», — сообщает нам мужчина из Збероая.

Дину Гуцуцуй, примар с. Збероая

«У нас в огородах экологические бомбы», а «канализационной системы нет»

Дину Гуцуцуй, мэр села Збероая на втором сроке, утверждает, что большинство сельчан продолжают пользоваться импровизированными санитарными блоками во дворе дома, поскольку в населенном пункте, «к сожалению, нет канализационной системы». Хотя народный избранник считает, что «у нас в огородах экологические бомбы», он говорит, что в ближайшее время не ожидается проведения канализационной системы. Он объясняет, что для решения этой проблемы требуются большие вложения. Дину Гуцуцуй говорит, что доход примэрии низкий, и «очень трудно развиваться», особенно учитывая, что зачастую государственный бюджет «распределяется по политическим критериям».

«Должна существовать государственная программа по утилизации отходов и строительству канализационных систем, населенному пункту трудно самостоятельно провести классическую канализационную систему. Мы ищем финансовые средства, но вы знаете, что многие европейские программы финансирования, связанные с развитием инфраструктуры в наших общинах, были остановлены, и трудно найти деньги», – утверждает Дину Гуцуцуй.

«Нет большей трагедии, чем когда мать хоронит своего ребенка»

В 2020 году Виорике бы исполнилось четыре года. «Она только начала ходить», когда осталась играть во дворе под присмотром родственников, поскольку семья была занята ремонтными работами, как рассказывает Екатерина Чобану, мать девочки. Секунды невнимательности стало достаточно, чтобы малышка исчезла, а через несколько минут ее нашли в санитарном блоке за домом. Однако было слишком поздно. «Словно это был сон, а не действительность. Немыслимая трагедия, нет большей трагедии», – говорит мама девочки. Было 3 ноября 2017 года, и этот день навсегда остался в памяти семьи Чобану из Яловен. «Мы очень быстро нашли ее, но она уже пострадала. Она умерла из-за туалетной грязи. Врачи сказали, что, если бы она упала в чистую воду, то мы бы ее спасли. В сердце, в душе пустота и глубокая рана на всю жизнь. Нет большей трагедии, чем когда мать хоронит своего ребенка», – в слезах продолжает Екатерина Чобану, мать малышки.

Трагедия глубоко затронула всю семью. После смерти дочери нервная система Екатерины сдала, и она три месяца пролежала в кровати. Старшая сестра Виорики до сих пор не смирилась с произошедшим. Екатерина говорит, что и спустя три года семья проходит лечение, чтобы прийти в себя. «Тогда я была потерянной. Сейчас мы пытаемся немного восстановиться и двигаться дальше. Мама и другие две дочери стали моим спасением. Если бы не они, поверьте, что нет… Я пыталась взять себя в руки с младшей девочкой, проводить свободное время с ребенком, не впадать в депрессию, зная, что они, дети, нуждаются в здоровой, сильной, оптимистичной матери, чтобы у них было будущее», – рассказывает женщина.

Екатерина говорит, что позднее туалетную яму уменьшили, а тропинку к ней заблокировали. «Но уже слишком поздно, ведь ребенка уже не вернуть», – с болью говорит мать девочки. И все-таки семья пользуется санитарным блоком во дворе, потому что, как объясняет Екатерина, «трудно финансово, очень трудно. С моей операцией на спине, с операцией мужа на спине, с ребенком на инвалидной коляске и с другим маленьким ребенком очень трудно, но мы хотим построить свой домик и уже там создать условия».

У 48% жителей города Яловень есть доступ к канализационной системе

По словам примара Яловен Сергея Армашу, у 48% жителей города есть доступ к канализационной системе. Мэр признается, что это старая система, которая изнашивается. Хотя за последние четыре года, как говорит народный избранник, в канализационную систему было вложено более 20 миллионов леев, только в июле будут введены в эксплуатацию еще две трубы центральной канализационной системы, «но еще есть над чем работать, поскольку до центральной системы следует подключить к системе каждое жилище. Это огромная работа».

СЕРГЕЙ Армашу, примар г. Яловень

Сергей Армашу, мэр города Яловень, считает, что решение вопроса доступа к водопроводу и канализации должно быть в приоритете, прежде всего на государственном уровне

«Во-первых, у нас недостаточно финансовых средств, чтобы провести канализационную систему. Сейчас у нас несколько больших проектов, и мы стараемся, чтобы весь город был подключен к канализационной системе, но это план на будущее, поскольку канализационная система не проводится так просто. Когда мы не можем покрыть расходы, скорость строительства низкая», – рассказывает Армашу.

Другая проблема, о которой говорит мэр, в том, что власти распределяют государственный бюджет по политическим критериям.

«Возможно было бы лучше, чтобы была последовательная политика, которая бы все точно предусматривала, и чтобы средства распределялись равномерно всем примэриям. Я думаю, что должны быть четкие критерии. Пока нет таких критериев, многие примэрии будут страдать. Я считаю, что сегодня ни для кого не секрет, что, если примэрия лучше финансируется, то она принадлежит к политформированию. Такова ситуация у нас, и мы должны это признать», – утверждает примар Яловен. Он также отмечает, что решение вопроса доступа к водопроводу и канализации должно быть в приоритете, прежде всего на государственном уровне.

Аурелия, жительница села Семень

«Эта трагедия коснулась всех нас»

В 2015 году весть о том, что девочка, которой не было и двух лет, погибла, упав в туалет в огороде, привела в ужас жителей села Семень коммуны Загаранча Унгенского района. «Всем было жутко тогда, такое горе. Когда умирает старик, тоже печально, но ребеночек…» – рассказывает Николай из Семень. Аурелия, другая местная жительница, вспоминает, что «все были ошеломлены». Женщина утверждает, что семья с трудом пережила это несчастье.

Инна Рыбчик, социальный работник в Примэрии коммуны Загаранча, говорит, что случившаяся «трагедия коснулась всех нас. Вся семья и сельчане были шокированы, поскольку таких случаев у нас еще не было».

Инна Рыбчик, социальный ассистент в Примэрии Загаранча

«Семью поддерживали морально, но я хочу сказать, что родители с трудом пережили это. Мама, будучи верующей, часто ходила в церковь. Возможно это ее и спасло. Они пережили это с трудом, но пережили. Сейчас в семье четверо детей, но все равно произошедшее было большим горем», – говорит она.

Семья предпочла не говорить о несчастье, которое произошло пять лет назад. Бабушка девочки лишь отметила, что «я ничего не хочу, только забыть…».

«Мы очень бедная страна с очень богатыми людьми»

В этом населенном пункте тоже мало что изменилось после несчастного случая. Хотя социальный работник утверждает, что жители стали более ответственными и осторожными при использовании туалетов, большинство сельчан продолжают пользоваться туалетом во дворе, как и семья, в которой произошла трагедия. Сотрудница примэрии говорит, что впоследствии семье оказали финансовую поддержку, и она обустроила себе «санитарный уголок» в доме. Но из-за плохого материального положения у них не было возможности перенести туалет в дом, так что они приспособили старый туалет и продолжают пользоваться им. «Население в основном страдает от бедности, и не все могут себе позволить создать гигиенические условия в доме и построить туалет», – заявляет Инна Рыбчик.

«Было бы хорошо, если бы была канализация, и не было этих деревянных туалетов с широкими краями. О канализации говорили еще при бывшем мэре. Часть местных жителей была против, другая часть была за. Проблема так и осталась нерешенной», – отмечает Аурелия из Семень.

Раиса, жительница села Семень

«Молдаване хотят жить, как в Европе, но у них нет возможности, вот каждый и сделал канализацию дома, что неправильно. Это негигиенично. Представьте себе, колодец рядом с канализацией. То, что мы делаем, очень плохо, но нам приходится. Нам нужна централизованная канализация как в европейских селах, но для этого нужны деньги, а мы знаем, что денежных средств для сел почти нет. Мы очень бедная страна с очень богатыми людьми, и поэтому в селе нет канализации», – возмущается Раиса, другая жительница Семень.

90% жителей коммуны пользуются импровизированными туалетами за домом

Василий Гавюк, мэр коммуны Загаранча, утверждает, что примерно 90% жителей коммуны пользуются импровизированными туалетами за домом, а еще 10% с лучшим материальным положением удалось построить собственные септики. Народный избранник отмечает, что только в 2021 году будут сделаны первые шаги для решения вопроса централизованной канализации, а сейчас разрабатываются технический проект и смета проекта.

Василе Гавюк, примар коммуны Загаранча

«За инвестициями этого типа следят местные государственные органы власти. До сих пор состоялось строительство и расширение водопроводных сетей, и это первый этап. Теперь должна быть проведена канализационная сеть. Но процесс принятия и утверждения финансирования посредством Национального экологического фонда требует времени и определенной бюрократической процедуры. Это не так просто. В Республике Молдова у нас есть некоторая неустойчивость, например смена одного правительства на другое, смена министров, изменение определенных требований, критериев. Это мешает процессу утверждения и финансирования проектов», – говорит Василий Гавюк.

Примерно в 50% домов в городе Хынчешть нет доступа к канализационной сети

В четверг, 28 мая, спустя два дня после поисков, в которых участвовали сотни человек, полиция сообщила, что нашла труп 6-летнего ребенка из города Хынчешть в туалете во дворе его дома. Позднее судебно-медицинская экспертиза показала, что мальчик скончался из-за механической асфиксии при обструкции дыхательных путей от жидкости (фекальных масс).

Как и в других населенных пунктах с похожими историями, трагедия в Хынчештах произошла в том числе потому, что у семьи нет возможности подключиться к общественной водопроводной и канализационной сети. По сведениям от Марии Рашку, главы Управления строительства, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства при Хынчештском районном совете, в районе нет населенных пунктов, полностью подключенных к общественной водопроводной и канализационной сети, за исключением города Хынчешть. Представители Хынчештского Apă-Canal отметили, что к городской канализационной сети подключено только 50% жилищ, а доступ к водопроводной есть у 90% жителей города Хынчешть. Хынчештские власти подтвердили, что семья из Хынчешт, в которой произошло несчастье, не был подключена к водопроводной и канализационной сети.

В Хынчештском районе, как и в десятках других населенных пунктах Республики Молдова, за последние годы начались работы по проведению водопроводных и канализационных сетей, но их так и не довели до конца. Село Бэлчана Хынчештского района должно было стать одним из первых населенных пунктов в районе с доступом к водопроводу и канализации. Вот только проект не завершен, хотя был запущен много лет назад.

«В 2011-2015 гг., когда я был мэром, я подключил село к водопроводу и разработал проект проведения канализации. Мы начали работы. Но они до сих пор не закончены. Подземные сети провели, но есть проблемы. Фирма, которая отвечала за некоторые работы, расторгла контракт, а сейчас нам нужно внести поправки в проект и найти другую компанию, которая закончит работы. Наверняка фирма отказалась, поскольку выиграла проект по ценам 2014 года, а сейчас они изменились. Недавно нам сказали, что есть средства для завершения проекта. Посмотрим», – утверждает Юрий Пасат. «Когда мы внедрили проект, люди здесь не знали, что такое канализация, Но те, кто тогда говорил, что им не нужна канализация, сейчас каждый день спрашивают меня, когда закончатся работы. Люди начали получать информацию», – отмечает мэр Бэлчаны.

В менее 5% населенных пунктах сельской местности есть доступ к водопроводным и канализационным сетям

После того, как из Экологического фонда были выделены сотни миллионов леев на проведение водопроводных и канализационных сетей, многие проекты не были закончены, поскольку государство предпочитало одновременно финансировать сотни других проектов. Когда деньги закончились, работы были приостановлены. Взамен было возбуждено много уголовных дел о коррупции в процессе реализации этих проектов. ZdG писали об этих делах ранее.

Статистические данные, которые ежегодно публикует Национальное бюро статистики, показывают, что в 2019 году к общественной канализационной системе были подключены 7,6% от общего количества населенных пунктов, 95% муниципиев и городов и только 4,4% населенных пунктов сельской местности. Самый большой процент населенных пунктов с доступом к общественной канализационной системе был зарегистрирован в муниципии Кишиневе (71,4%) и АТО Гагаузии (15,6%), а в населенных пунктах в северных и южных районах самые низкие показатели доступа (5,4% и 4,7% соответственно). В сельской местности в Дрокиевском, Фэлештском, Глодянском, Сорокском, Резинском, Бессарабском и Кантемирском районах в течение 2019 года не было доступа к централизованной канализации, как показывают те же данные

Даниела КАЛМЫШ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000