Визит Путина в Молдову откладывается

В конце этой недели Игорь Додон снова отправился в Москву, с новым «рабочим визитом». По его словам, он едет на встречу с Владимиром Путиным. Из того, что он пишет в фейсбуке, выходит, что они будут обсуждать «поставку» и, определенно, условия поставки российского газа в Молдову. Почему это встреча с Путиным, а не с Медведевым, как принято во всем мире? И почему Игорь Додон, а не Майя Санду? Все просто: потому, что у российского газа, как и у любого другого товара, импортируемого или экспортируемого из России, помимо коммерческой цены, есть также политическая. А политические цены в России диктует только Путин. Никто другой. И лучше, чем с Додоном, Путин ни с кем не может договориться «о цене».

Приближаются местные выборы в Республике Молдова, и Москва и на этот раз постарается создать предвыборный имидж Додону и его социалистам. Может быть использована стоимость российского газа, которым, в социальном плане, очень легко спекулировать. Что может попросить Додон (если попросит)? Меньшую цену на российский газ или поддержание текущей стоимости. Что попросит Путин? Как всегда: все. То есть Республику Молдова в распоряжении России, превращенную в федерацию или конфедерацию, по старому «плану Козака». Другими словами, новую МССР, какой она была до 1991 года.

После потери Украины в 2014 году Россия, охваченная своим старым имперским тщеславием, пыталась и продолжает пытаться взять реванш и реабилитироваться как центр власти в этой области. Мы видим, что происходит на Донбассе, вокруг Крыма, на Черном море. И Молдова могла бы сослужить России хорошую службу в «регулировании власти» с НАТО. То, что Додону позволили взять под контроль все силовые структуры Молдовы (и не знаю, компромисс ли это, или же недочет блока ACUM), создает дополнительный риск, и не только для безопасности и независимости Республики Молдова. Визит Сергея Шойгу – министра обороны России – в Молдову 24 августа на мероприятие, прославляющее советскую оккупацию Бессарабии, дает понять, что Путин планирует переворот в Молдове, что может также пошатнуть региональный мир. Как по-другому объяснить то, что сразу же после отъезда Шойгу Кишинев посетил советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон, который после встречи с Игорем Додоном и Майей Санду заявил, что «у нас нет военных стремлений, и нам хочется, чтобы Молдова была независимой». Итак, риск для независимости Республики Молдова существует, и если он исходит не от Запада, то значит – от Востока.

За свои почти три года мандата Игорь Додон совершил почти 40 визитов за границу, половина из которых – в Российскую Федерацию. Цель? Смысл? Додон был в Брюсселе всего однажды (в среду он отправился туда во второй раз), ни разу не был в Украине, в Румынии или другой европейской стране. Совсем по-другому выглядит план визитов его российского коллеги в Республику Молдова.

Путин дважды отправлялся в Кишинев, а приехал всего один раз. Его первый официальный визит состоялся летом 2000 года, когда президентом был Петр Лучинский. Это был рабочий визит, в который Путин взял с собой больше половины правительства и президентской администрации. Основными обсуждаемыми темами были «приднестровская проблема» и вывод российских войск со Днестра. Однако все осталось по-прежнему. Договоренности между сторонами ограничились вопросами торгово-экономического сотрудничества. Пришел 2003 год – время одиозного «плана Козака» по разрешению приднестровского вопроса посредством федерализации Республики Молдова и поддержания российской военной оккупации на Днестре до 2020 года, что фактически означало бы капитуляцию Молдовы.

В ночь, когда Путин должен был приехать в Кишинев для подписания «плана», Владимир Воронин – президент на то время, – по совету западных партнеров, отказался от своего решения, и Путин был вынужден вернуться в Москву. Визит провалился. Путин никогда не смог простить Воронину этот жест, но и не отказался от идеи повторной колонизации Молдовы.

После того, как в 2016 году они вместе с Плахотнюком делают (в разных интересах: один – в денежных, а другой – в политических) президентом в Кишиневе Игоря Додона, обещавшего Путину федерализацию Республики Молдова, «план Козака» вновь вспоминают, переформулируют и вводят в действие. Дмитрия Козака формально назначают советником по «торгово-экономическим отношениям с Республикой Молдова», но на деле ему поручают сделать то, что ему не удалось в 2003 году. Козак в скором времени привлекает Игоря Додона, несколько раз вызывает его в Москву и поручает ему работу над «планом».

Путин хочет приехать в Молдову, чтобы довести до конца то, что им не удалось в 2003 году с Ворониным, и чтобы вернуться домой с победой, как с военного похода. Осознает ли Додон, чего хочет Путин? Да, он в курсе. До своего отъезда в Москву в одном интервью для немецкого издания Spiegel.de Додон заявил, что аппарат президента (он лжет, речь идет о «плане Козака-2») «разработал концепцию», посредством которой Приднестровье получит особый статус в форме «сильной автономии… Мы могли бы стать историей успеха того, как замороженный конфликт в постсоветском пространстве может быть впервые разрешен», – говорит Додон. То, что Додон продался, это его дело. Но неужели он думает, что может продать и нас?

Петру ГРОЗАВУ

Фото: REUTERS 
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *