Исследование: Роль властей Республики Молдова и их содействие в схеме по отмыванию 71 млрд. долларов

На протяжение 2010-2014 годов 71 миллиард американских долларов был отмыт российскими банками при посредничестве учреждений и банков Республики Молдова, используя незаконные судебные решения по фиктивным задолженностям. Информация была представлена в рамках исследования «Российский ландромат и роль властей Молдовы», осуществленном «Transparency International Moldova» и сообществом «Watchdog.md».

Согласно исследованию, «отмытые» фонды были далее переведены группе офшорных компаний, имеющих счета в западных банках. Хотя офицеры по расследованию из Молдовы утверждают, что установили отмывание 20 миллиардов долларов сомнительного происхождения, доказательства, доступные в публичном пространстве, демонстрируют, что реальный объем отмытых фондов составил 71 миллиард долларов. Притом, что в 2014 году было опубликовано расследование по поводу схемы отмывания денег, до сегодняшнего дня не было осуждено ни одного человека из надзорных органов и органов по уголовному преследованию Молдовы.

Исследование, проведенное «Transparency» и «Watchdog» обобщает аргументы по поводу способа, с помощью которого надзорные органы и органы по уголовному преследованию, подчиненные политическим элитам, якобы, сознательно игнорировали подозрительные действия, в то время, как Парламент и Конституционный суд одобряли законодательные изменения и решения, чтобы оказать содействие в схеме по отмыванию денег.

По словам авторов исследования, в мае 2010 года был одобрен законопроект относительно отмены государственной пошлины в 3% за рассмотрение заявлений по взысканию претензий. По словам экспертов в политике предотвращения отмывания денег, организаторы подобных операций взимают плату в 3-4% за легализацию и перевод «грязных денег». В июне 2010 года депутат ДП Валерий Гума выдвинул законопроект, одобренный позже, в апреле 2011 года, по изменению Закона по предупреждению и борьбе с отмыванием денег (БОД). Одобрение данного законопроекта предоставила учреждениям возможность по приостановке решений Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег (СПБОД), касающиеся блокирования подозрительных переводов. Позже, в июле 2014 года, эта поправка была аннулирована другой поправкой. А в информационной записке поправки отмечается, что именно изменения, одобренные Парламентом в 2011 году, позволили осуществление операций по отмыванию денег в крупных размерах, с участием российских экономических агентов и офшорных фирм.

Гражданский активист Сергей Тофилат отметил в рамках пресс-конференции, что доказательства говорят о том, что все ответственные государственные учреждения были в курсе схемы по отмыванию денег, но не приняли мер по ее предотвращению. Тофилат заявил, что эта хорошо скоординированная деятельность не могла бы произойти без политической защиты со стороны партий, находящихся в управлении.

«Согласно закону по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, банки обязаны докладывать обо всех подозрительных транзакциях в течение 24 часов с момента принятия документов об оплате. Вся эта информация оперативно поступает в НЦБК, в Службу по предупреждению и борьбе с отмыванием денег. Бывший губернатор Национального банка, Дрэгуцану, заявил, что в период с 2010 по 2014 год «Moldincombank» докладывал обо всех подозрительных транзакциях в НЦБК, соответственно, мы можем констатировать, что НЦБК и, в особенности, Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег знали обо всех подозрительных транзакциях с самого начала, с 2010 года», – сказал активист.

В исследовании также показывается так называемая «проевропейская коалиция», которая управляла страной в 2010-2014 годах, подписала соглашение о коалиции в декабре 2010 года. Согласно секретному приложению к соглашению, члены коалиции разделили контроль над надзорными органами и органами по уголовному преследованию, которые должны быль быть независимыми. Таким образом, Демократическая партия (ДПМ) во главе со своим лидером Владимиром Плахотнюком, якобы, получила контроль над Национальным центром по борьбе с коррупцией и Генеральной прокуратурой. Доказательства указывают на то, что Национальный банк Молдовы (НБМ) находился также под контролем Демократической партии.

Гражданские активисты направили запросы на получение информации в Национальный банк и Службу по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, учреждения, которые регламентируют банковский сектор и осуществляют надзор за действиями по предупреждению и борьбе с отмыванием денег. 

«Национальный банк ответил, что 71 миллиард долларов, якобы, это – межбанковские операции, размещения и операции с производными финансовыми инструментами. Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег ответила просто – «это часть Российского ландромата». Но здесь есть и межбанковские операции, которые проводил Илан Шор на протяжение года, это связано с кражей миллиарда – деньги были помещены в российские банки, и российские банки переводили их назад, но речь идет о намного меньших суммах», – заявил Сергей Тофилат.

Политический контроль над органами по надзору не был единственным вмешательством политических элит Молдовы для защиты схемы по отмыванию денег. В период 2010-2011 годов, Парламент и Конституционный суд одобрили некоторые документы о внесении изменений в правовую базу, чтобы оказать содействие схемам по отмыванию денег. 

«Этот процесс был возможным, благодаря соучастию Генеральной прокуратуры, СПБОД Национального антикоррупционного центра и Высшего совета магистратуры. Отчет очень ясно показывает, кто и какие обязательства имел, и как избегал их выполнять, все эти люди должны понести ответственность и дать объяснения независимому органу по расследованию и независимой парламентской комиссии по поводу своих действий. У вас есть целый государственный аппарат, который прикрывал и способствовал отмыванию денег в Республике Молдова. Помимо этого, у вас имеется банковская система, где существовали две параллельные операции: отмывание денег и передача контроля над национальной банковской системой ввиду подготовки законодательных изменений и контроля для организации кражи миллиарда из резервов Национального банка», – заявил эксперт в области общественной политики Штефан Глигор.

До настоящего времени ни один человек не был осужден по делу об отмывании денег.

Исследование «Российский ландромат и роль властей Молдовы» можно полностью прочитать ЗДЕСЬ.

Даниела КАЛМЫШ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000