Четыре года после публикации первого отчета Kroll. Тайна «Кражи века» за семью печатями

В результате мошенничества, три молдавских банка: АО «Banca de Economii» (BEM), АО «Banca Socială» (BS) и АО «Unibank» (UB), – оказались банкротами в конце 2014 года, после того, как из них было вывезено около миллиарда долларов.

Для того, чтобы разобраться молдавское правительство обратилась за помощью к компании «Kroll» – американская организация, учрежденная в 1972 году, которая занимается корпоративными расследованиями и оценкой рисков.

Контракт с компанией «Kroll» был подписан 28 января 2015 года, правда сумма контракта не была обнародована и по сей день.

Kroll-1 – куда ушли деньги…

Первый отчет «Kroll» был опубликован лишь частично. Тем не менее, полученные документы доказывают вовлечение в банковское мошенничество большой группы компаний из Республики Молдова, которые действовали согласованно и были связаны с Иланом Шором («Группа Шора»). По крайней мере, 75 компаний входили в эту скоординированную группу. В период с 2012 по 2014 г. значительные объемы кредитов были предоставлены этой группе компаний данными тремя банками. Эти средства были переведены, в основном, на банковские счета в два банка в Латвии, прежде будучи отмытыми через сеть около 100 корпоративных банковских счетов в Латвии. Большая часть этих счетов была открыта от лица компаний, зарегистрированных в Великобритании или в оффшорных зонах, таких как Белиз, ВОВ и Панама.

В результате этого комплексного процесса по отмыванию денег, большинство фондов были перенаправлены в Республику Молдова, чтобы оплатить существующие кредитные риски, создавая впечатление, что они представляют собой подлинные корпоративные займы, и обеспечить рост кредитного портфеля, в то время как сумма около 600 миллионов долларов США была рассеяна по банковским счетам в многочисленных юрисдикциях.

В основе данного мошенничества находился комплексный механизм по отмыванию денег, призванный обеспечить непрерывность кредитования. Ликвидность управлялась и координировалась между тремя банками Республики Молдова посредством множества межбанковских депозитов, регистрировались поддельные гарантии и балансы, ежедневно представляемые Национальному банку Молдовы, и установлен поддельный кредит по текущему счету (овердрафт) в бухгалтерской отчетности для того, чтобы продолжать процесс кредитования.

Кредитные комитеты банков были обойдены, а кредиты – утверждены Административными советами банков, которые контролировались «Группой Шора».

Суммы, обнаруженные по настоящее время, были отслежены в многочисленных юрисдикциях, по большей части, в других банках Республики Молдова, за исключением трех вовлеченных банков (185 миллионов долларов США), на Кипре (63 миллиона долларов США), Китае и Гонконге (61 миллион долларов США) и в Швейцарии (23 миллиона долларов США). Около 200 миллионов долларов США были переведены на счета ряда банков в Латвии, которые впоследствии были подвергнуты комплексному механизму отмывания фондов.

Часть фондов, переведенных в Молдову, послужила для приобретения ряда активов. Общая стоимость этих активов пока не установлена, но впоследствии будут приняты меры в этой связи, в сотрудничестве с Генеральной прокуратурой.

Кроме того, расследование вскрыло связь между индивидуальными выгодоприобретателями мошенничества и компаниями, которые получили от него выгоду или способствовали его совершению. Было идентифицировано около 40 физических лиц, получивших выгоду в результате мошенничества или оказавших содействие совершению мошенничества. Поступления на личные счета или счета компаний, о связи которых с этими лицами известно, составляют около 50 миллионов долларов США. 

Большинство индивидуальных бенефициаров получили суммы в сотни тысяч долларов США, но расследования вскрыли также похожие компании, которые могли быть связаны с физическими лицами, на счета которых были переведены десятки миллионов долларов. Цель перевода этих фондов до сих пор не установлена. Пока неясно, были ли лица, получившие средства, непосредственно вовлечены в мошенничество, или платежи были сделаны в качестве подарков или вознаграждения за услуги или товары. Список потенциальных выгодоприобретателей должен оставаться конфиденциальным, чтобы избежать негативного влияния на возможности дальнейшего возвращения присвоенных фондов.

Хотя первый отчет не был полностью опубликован, тем не менее, несколько имен, все же, было раскрыто. А именно, в первом докладе Kroll фигурирует имя бывшего коммунистического советника, ныне действующего вице-примара в примэрии Оргеева, возглавляемой Иланом Шором, Регины Апостоловой; а также лица, ранее принимавшие участие в сделках с фирмами Илана Шора.

Регина Апостолова

Важно то, что в первом докладе Kroll фигурирует также имя экс-президента Республики Молдова Петра Лучинского. Он купил акции «Unibank», одного из трех финансовых учреждений, вовлеченных в мошенничество с заемными средствами, в том числе у Илана Шора.

Петр Лучинский /Фото: Adevărul

Ранее в интервью для «Свободной Европы» Лучинский прокомментировал появление его имени в отчете компании «Kroll» о «краже миллиарда». Бывший президент сказал, что купил акции «Unibank» по предложению Шора на деньги, занятые у него и его знакомых, с целью их последующей перепродажи по более высокой цене. Поскольку ситуация в «Unibank» ухудшилась, Лучинский заявил, что он уже не мог продать акции и, таким образом, ничего не выиграл от этой сделки.

«В результате у нас не было ни копейки, ни дивидендов, у нас не было никакого кредита, ничего», – утверждал Петр Лучинский.

Kroll-2 – тайна имен

21 декабря 2017 года Национальный банк Молдовы (НБМ) обнародовал тезисы 2-го отчета «Kroll». Как и в первом документе, предоставленном компаниями «Kroll» и «Steptoe & Johnson», нанятыми Молдовой для раскрытия краж в банковской системе, во втором отчете говорится об Илане Шоре и группе из 77 компаний, связанных с ним, в качестве основных бенефициаров транзакций из трех вышеназванных банков: «Banca de Economii», «Banca Socială» и «Unibank».

Илан Шор

Более того, на данный момент, он единственный, кто был арестован в результате расследования Kroll. 21 июня Илан Шор был приговорен по совокупности совершенных преступлений (он обвиняется в мошенничестве и отмывании денег в особо крупных размерах в 2014 году) к 7,5 годам лишения свободы. Тем не менее, суд решил освободить из-под стражи Илана Шора, а наказание будет приведено в исполнение после того, как вступит в силу окончательное решение Апелляционной палаты. Если Апелляционная палата поддержит приговор, Шор проведет эти 7,5 лет в тюрьме полузакрытого типа.

В ответ Илан Шор подал иск на компанию Kroll. Бизнесмен утверждает, что «данная «фирма» (Kroll, прим. ред.) специализируется на делах по целенаправленному очернению «заказанных» персон или целых структур. Компания Kroll неоднократно попадалась на незаконном сборе информации, шантаже, подтасовке данных и заказных расследованиях с заранее определенными результатами. Судя по всем признакам, подобный заказ Kroll выполняет и в отношении меня. В этой связи, официально заявляю, что не намерен и далее терпеть инсинуации и злоупотребления со стороны «киллерской» компании Kroll. Хочу сообщить, что моими адвокатами подан иск в Верховный Суд Лондона на компанию Kroll», – отмечает Шор.

Павел Филип

С другой стороны, премьер-министр Республики Молдова Павел Филип заявлял ранее, что прочел целиком доклад Kroll-2, представляющий подробности о банковском мошенничестве, и что знает имена всех лиц, фигурирующих в данном докладе.

Однако, он считает, что не стоит торопиться с опубликованием имен, отметив, все же, что ответственные понесут наказание.

Эксперты, тем не менее, скептически относятс к заявлениям молдавских властей.

Лилия Каращук

«Ни одно из лиц, ответственных за предотвращение и борьбу с отмыванием денег, банковское мошенничество, никоим образом не был привлечен к ответственности. Никто даже не был отстранен от должности. Как мы можем ожидать возмещения украденных денег? Возмещение – сложный процесс во всем мире. В случае Республики Молдова, нас убаюкивают красивыми обещаниями, преимущественно с цифрами в леях, чтобы показать, насколько они колоссальны, чтобы мы, граждане, ответили за эти деньги», – отмечает исполнительный директор «Transparency International Moldova» Лилия Каращук.

В ноябре 2014 года общая сумма финансовых облигаций трех банков составляла 25,7 миллиардов леев, из которых 6,8 миллиардов – депозиты физических лиц, 5,6 миллиардов леев – облигации перед юридическими лицами, и перед другими банками – 13,3 миллиардов леев.

В данном контексте, эксперт IDIS «Viitorul Вячеслав Ионицэ напоминает, что не только Правительство Республики Молдова должно получить обратно деньги, которые будут возвращены из трех банков, но и лица, перед которыми у банков были определенные финансовые обязательства.

Тем временем, правительство Республики Молдова переложило возмещение украденного миллиарда на плечи граждан.

Ольга БУЛАТ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.