Principală  —  Важное   —   Первые свидетели Плахотнюка допрошены в…

Первые свидетели Плахотнюка допрошены в суде

Первые свидетели, заявленные обвиняемым Владимиром Плахотнюком для дачи показаний в его защиту, были допрошены в Кишиневском суде по делу «Банковское мошенничество».

Первая свидетельница Плахотнюка похвалила подсудимого

Бывшая председательница Victoriabank Наталья Политов-Кангаш стала первой из 27 свидетелей защиты, допрошенных по делу Плахотнюка. Свои показания она начала с обвинений в адрес прокуроров и с похвалы в адрес Плахотнюка. Политов-Кангаш также фигурирует в одном из эпизодов дела «Банковское мошенничество», которое находится на стадии уголовного следствия.

Она заявила в суде, что в 2020 году, когда было возбуждено дело в отношении нее, прокурор Руслан Попов предложил ей в обмен на прекращение дела дать показания против Владимира Плахотнюка. Бывшая глава Victoriabank сказала, что отказалась, так как считает себя невиновной. Далее она настаивала, что Попов якобы предлагал ей дать показания «хотя бы против Шора». Отвечая на вопрос, Политов-Кангаш предположила, что Попов, который к тому времени уже ушел из прокуратуры и сам стал фигурантом уголовного дела, мог действовать либо по указанию генерального прокурора на то время Александра Стояногло, либо бывшего президента Игоря Додона.

На вопрос о том, давал ли Плахотнюк ей указания в период, когда она возглавляла Victoriabank, Политов-Кангаш заявила:

«Плахотнюк никогда не вмешивался. Именно я отвечала за счета вкладчиков. Я никогда не получала указаний ни от одного акционера».

Первым, кто задал вопросы, был сам обвиняемый Плахотнюк, однако перед этим он дружелюбно поздоровался с Натальей Политов-Кангаш и обменялся с ней улыбками. Отвечая на вопросы Плахотнюка, она рассказала суду подробности своей профессиональной карьеры – как по предложению Виорела Цопа она перешла из Banca de Economii в Victoriabank.

После нескольких вопросов Владимира Плахотнюка, касавшихся деятельности Виктора и Виорела Цопа в Victoriabank, Политов-Кангаш продолжила критиковать этих двоих и хвалить Плахотнюка.

«Владимир Плахотнюк был более требовательным, он говорил: „Делайте акцент на привлечении клиентов, которые приносят доход от комиссий!” Он сделал упор на развитие центра обслуживания карт», – пояснила бывшая председательница Victoriabank.

Плахотнюк: «Вы видели меня таким – убегающим через кусты?»

17 декабря следующим допрошенным свидетелем стал Андриан Канду, бывший председатель Парламента и одновременно один из кумовьев Плахотнюка. Он также фигурирует в одном из эпизодов дела, обобщенно называемого «Банковское мошенничество» и находящегося на стадии уголовного следствия. Перед заседанием Плахотнюк сказал о Канду:

«Он может все подтвердить, он подтвердит правду, и вы это здесь услышите. Каждый свидетель говорит о том, что знает. Из 168 свидетелей осталось 27».

На вопрос СМИ о том, был ли он «головой» схемы хищения миллиарда, Плахотнюк ответил: «Конечно, нет. Это должна доказать сторона обвинения, у которой нет ни одного свидетеля». На вопрос журналистов, почему он в течение шести лет скрывался от правосудия Республики Молдова, если считает себя невиновным, Владимир Плахотнюк сказал: «Боже упаси. Где вы это услышали? Вы видели меня таким – убегающим через кусты?»

Кум Плахотнюка – свидетель в суде

Допрос Андриана Канду, второго свидетеля, приведенного защитой в суд, длился более четырех часов.

Первым задавал вопросы подсудимый Плахотнюк. Общие вопросы о том, как функционировала финансово-банковская система, повторяющиеся вопросы, сформулированные по-разному, или вопросы о мнениях и впечатлениях свидетеля – все это заняло первые два часа заседания. При этом ни один вопрос не касался миллионов долларов и евро, якобы полученных Плахотнюком из трех разграбленных банков, которые включены в обвинительное заключение.

Отвечая на вопрос Плахотнюка о том, каковы, по его мнению, причины банковского мошенничества, Андриан Канду перечислил: принятие Banca de Economii (BEM) долгов Investprivatbank, неэффективное управление BEM со стороны государства, накопление проблемных кредитов и передачу государством контрольного пакета акций через дополнительные эмиссии.

Канду обвиняет Филата в «договоренностях» с Шором

Плахотнюк настаивал на вопросах о решении, касающемся дополнительных эмиссий акций BEM, а Канду охарактеризовал это обстоятельство как «ускоритель кризиса», подчеркнув, что решение было «политической мотивацией команды Либерально-демократической партии Молдовы». Он объяснил, что ЛДПМ контролировала «пять из шести учреждений, ответственных за финансово-банковскую систему».

Во время допроса Плахотнюк вставлял пояснения в ответы свидетеля, за что был предупрежден судом. «Демократическая партия была политическим заложником», – добавил Плахотнюк между вопросами.

Адвокаты Плахотнюка продолжили задавать вопросы по той же теме – о дополнительных эмиссиях BEM в 2013 году, в результате которых государство утратило контрольный пакет BEM и осталось лишь с 33% акций.

Канду заявил, что решение, которое сыграло на руку Шору, было политическим и было принято Филатом.

«Я понимаю, что между ними были договоренности относительно той дополнительной эмиссии, от которой выиграл Илан Шор. Только Филат мог быть тем элементом, который принимал такие решения. Это выглядит как соглашение между Шором и Филатом, и по этой причине государство не участвовало в дополнительной эмиссии акций», – заявил Канду, цитируя бывшего премьер-министра Юрия Лянкэ, который говорил: «Филат приходил и просил привилегии для Шора – дипломатический паспорт, номерные знаки, должность почетного консула».

Далее Канду исключил возможность того, что Плахотнюк мог повлиять на процессы, которые привели к разграблению трех банков, через Владимира Филата. Он пояснил, что Плахотнюк и Филат не находились в хороших отношениях, и что все якобы началось со «знаменитой охоты в Пэдуря Домняскэ».

Канду оправдывает использование Плахотнюком подставных лиц, сравнивая его с Трампом

Отвечая на вопросы в суде, Канду объяснил, почему имя Плахотнюка не фигурировало в списке бенефициаров офшорных компаний, которыми он фактически владел. Он сравнил Плахотнюка с президентом Соединенных Штатов Америки Дональдом Трампом, который использовал тот же метод, чтобы избежать «конфликта интересов».

Так, Владимир Плахотнюк признался, что использовал подставных лиц для управления своим бизнесом, в том числе в финансово-банковской сфере.

Канду пояснил, что Плахотнюк прибегал к услугам компании Uni-asia, через которую он организовал свои фирмы в виде траста (фидуциарная схема, при которой одно лицо владеет имуществом в интересах другого, прим. ред.). Эта компания предоставляла его посаженному отцу корпоративные, секретариальные и финансовые услуги, а также обеспечивала формальное определение бенефициаров. Канду объяснил это «юридической защитой от атак со стороны Виорела и Виктора Цопа».

Свидетель добавил, что Плахотнюк не задекларировал свои компании в Национальном органе по неподкупности после своего прихода в политику, так как «оставил их после развода жене Килдеску и детям».

Канду немногословен в комментариях для СМИ

После слушаний Канду отказался отвечать на вопросы журналистов, сославшись на то, что он «больше не является публичным лицом». Ранее ZdG писала, что Андриан Канду, кум Плахотнюка и его бывший бизнес-партнер, ушел из политики в 2021 году. С тех пор он участвует в различных публичных мероприятиях, связанных с бизнесом, и периодически публикует в интернете фотографии с этих событий, а также фото с членами своей семьи.

Публичные данные показывают, что Андриан Канду является совладельцем двух компаний, основанных в Бухаресте – Bizmatters Consulting и Meta Soft Innovations, – где его партнерами выступают две бывшие советницы. В июле 2022 года в отношении Андриана Канду было возбуждено уголовное дело по факту незаконного обогащения. Спустя более трех лет после объявления правоохранительных органов, это дело по-прежнему находится на стадии уголовного следствия.

Прокурор оспорил актуальность показаний свидетелей

Хотя свидетельницу допрашивали более двух часов, прокурор по делу Александр Черней заявил, что ее показания не имеют отношения к рассматриваемому делу.

«Что касается конкретных вопросов по делу, которое мы рассматриваем, а именно транзакций, связанных с определенными компаниями, у которых были банковские счета в Victoriabank, она сообщила, что эти операции не входили в ее служебные обязанности и что она не может рассказать подробности об этих транзакциях и этих компаниях. Поэтому мы считаем, что показания, данные сегодня, не являются актуальными для предмета рассматриваемого дела», – пояснил Черней.

Со своей стороны адвокат Лучиан Рогак заявил, что показания свидетельницы в совокупности с другими доказательствами подтверждают позицию защиты.

«Она дала определенные показания, актуальные для позиции защиты. Значимость обстоятельств, о которых она заявила, будет представлена защитой на надлежащем этапе, а именно на стадии судебных прений», – подчеркнул Рогак.

Прокурор также оспорил актуальность показаний Андриана Канду, которого допрашивали более четырех часов, подчеркнув, что его заявления не касаются исследуемого эпизода, а именно «переводов средств, полученных от трех разграбленных банков, в адрес резидентных и нерезидентных компаний, бенефициаром которых являлся обвиняемый».

«Он лишь рассказал историю бизнеса Владимира Плахотнюка и свое видение банковского мошенничества», – отметил обвинитель.

Кроме того, Черней заявил, что процесс затрудняется: «Задается много вопросов, которые не имеют никакого отношения к предмету дела. Мы не можем вмешиваться в каждый вопрос, поскольку на этапе допроса свидетелей обвинения защитники не вмешивались в процесс. Существует принцип равенства сторон, и мы будем его соблюдать».

Со своей стороны Рогак в разговоре со СМИ настаивал, что свидетель «сообщил факты и обстоятельства, актуальные для данного дела».

27 свидетелей, которых запросил Плахотнюк, допущены к допросу в суде

Суд допустил к допросу 27 свидетелей из 164, предложенных защитой по делу «Банковское мошенничество», эпизод Плахотнюка. Среди них – несколько лиц, фигурирующих в делах о хищении миллиарда.

Помимо трех уже допрошенных свидетелей, среди свидетелей защиты числятся: бывший глава Национального банка Молдовы (НБМ) Дорин Дрэгуцану, бывшие вице-руководители НБМ Ион Стурзу и Эмма Тэбырцэ, бывшие администраторы Banca de Economii Ион Ропот и Григорий Олару, бывший специальный администратор Unibank Руслан Грате, бывший специальный администратор Banca Socială Сергей Бергие, бывший председатель Национальной комиссии финансового рынка Артур Герман, бывший премьер-министр Юрий Лянкэ, бывший министр финансов Анатолий Арапу, бывший председатель Парламента Мариан Лупу, бывший вице-председатель Парламента Сергей Сырбу, бывшие депутаты Олег Рейдман и Вячеслав Ионицэ, бывший председатель BEM Иван Кривчанский, бывший председатель совета директоров BEM Виктор Бодю, бывший председатель совета директоров Banca Socială Сергей Албот, бывший председатель совета директоров Unibank Виорел Мельник, бывший директор филиала Victoriabank Виталий Лупу, бывший депутат Владимир Андронаки, бывший нотариус Ольга Бондарчук, бывшие депутаты Денис Уланов и Анжел Агаки, а также еще два человека из окружения Плахотнюка – Ольга Днестрян и Алина Деляну.