Портрет нового главы НЦБК

Голосами 60 депутатов, Богдан Зумбряну, начальник Отдела по уголовному преследованию в рамках Национального центра по борьбе с коррупцией, был назначен на должность директора учреждения, уполномоченного законом на борьбу с коррупцией. Зумбряну стал директором спустя 15 лет после того, как впервые переступил порог учреждения в 2002 году в качестве следователя. «НЦБК будет вести дела против всех, кто совершает преступления, независимо от того, голосовали они за меня или нет», – обещает он в блиц-интервью ZdG.

В сентябре 2017 года Богдану Зумбряну исполнилось 38 лет. Он окончил Румынско-французский теоретический лицей им. Георге Асаки в Кишиневе, после чего учился на Юридическом факультете в Государственном университете, а затем – в магистратуре, по специализации «Уголовное право», в Международном независимом университете Молдовы. Согласно данным, предоставленным Национальным центром по борьбе с коррупцией (НЦБК), в 2007 году Зумбряну прослушал курс профессиональной подготовки в Международной академии правоприменения ФБР в Будапеште.

Резюме и связи нового главы НЦБК

Богдан Зумбряну начал свою карьеру в правоохранительных органах в 2001 году – в Кишиневской прокуратуре, которой в то время руководил Иван Дьяков. «Он пришел после выпуска. Он был стажером, затем был аттестован. Я не могу говорить о нем слишком много, потому что сразу после этого я ушел, получив продвижение в Генеральную прокуратуру. Он остался в Муниципальной. Затем, в 2002 году, когда был создан Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (ЦБЭПК), они нуждались в людях. Они массово забирали людей. Тогда из Муниципальной прокуратуры ушли шестеро, он, был некий – Быку… (Евгений, прим. ред., освобожден от должности в декабре 2016 года). Зумбряну был послушным. Не могу сказать большего», – рассказывает Дьяков. Зумбряну поступил в ЦБЭПК на должность следователя. Постепенно он рос в должности, став начальником Отдела по уголовному преследованию, заместителем начальника Управления по уголовному преследованию. С 2012 года до назначения директором НЦБК он возглавлял Главное управление по уголовному преследованию.

Согласно данным, полученным ZdG, Зумбряну некоторое время работал в Министерстве внутренних дел, куда он последовал за своим венчальным крестным отцом по первому браку, Валентином Межинским. Он был директором ЦБЭПК в 2004-2008 годах, а с марта 2008 года по октябрь того же года работал в Правительстве, получив назначение на пост министра внутренних дел. Зумбряну последовал за Межинским в МВД, но вскоре вернулся в ЦБЭПК. До марта 2016 года Межинский руководил охранной фирмой «Argus-S», аффилированной олигарху Владимиру Плахотнюку.

Ранее Богдан Зумбряну был женат на дочери Петра Рэйляну, бывшего председателя Окружного экономического суда и Экономической апелляционной палаты, судьи Конституционного суда (2008-2014 годы) и председателя Центральной избирательной комиссии (в 1995-1996 и 2004-2005 годах).

Дела, имущество, родители и сваты

В период, когда он работал в ЦБЭПК и НЦБК, имя Богдана Зумбряну появлялось в ряде резонансных дел, находившихся в ведении учреждения. Согласно данным, проанализированным Ассоциацией «Юристы за права человека» („Juriștii pentru Drepturile Omului”), имя Зумбряну также фигурирует в трех делах, проигранных Республикой Молдова в ЕСПЧ: деле «Oferta Plus», по которому государство обязали выплатить 2,5 миллиона евро; «Мушук против Республики Молдова», по которому государство обязали выплатить компенсацию в размере 13 тысяч евро; и «Чеботарь против Молдовы», по которому из государственного бюджета было выплачено 12,5 тысяч евро. В решениях, вынесенных ЕСПЧ, имя Зумбряну не заштриховано, а включено в список, составленный «Юристами за права человека», после того как были проанализированы все дела, встречающиеся в решениях ЕСПЧ, и уточнены лица, которые занимались этими делами. В трех случаях Зумбряну находился в группе, осуществлявшей уголовное преследование или возглавлявшей отдел, в ведении которого находилось дело.

Об имуществе Зумбряну ZdG недавно писала в расследовании «НЦБК – фабрика роскоши и миллионеры на деньги родственников». Тогда мы уточняли, что Зумбряну управляет автомобилем Hyundai Tucson, который он приобрел в 2014 году по договору лизинга на сумму 22,2 тысячи евро, машину он должен выкупить до 2019 года. Супруги Зумбряну являются собственниками квартиры площадью 104 кв.м., купленной в 2013 году по ипотечному договору стоимостью 980 тыс. леев, оформленному с Victoriabank под процентную ставку 8%, аналогичному кредиту, так же 2013 года, тоже от Victoriabank, взятому президентом Республики Молдова, Игорем Додоном. Глава Управления НЦБК владеет 1/5 в другой квартире, приватизированной его семьей в 1999 году в секторе Чеканы. Недвижимостью управляет Богдан Зумбряну, вместе со своими родителями: Феодотом и Викторией Зумбряну. В настоящее время, у родителей Богдана Зумбряну есть адвокатская лицензия, а его мать ранее была прокурором.

Юрий Сербуленко, тесть главы НЦБК, является хирургом-проктологом в Международной больнице «Medpark». Ранее он занимал должность заместителя начальника Больницы МВД. Алена Сербуленко, теща Зумбряну, была, до реформирования Правительства, вице-министром здравоохранения. Сербуленко является членом ДПМ. Согласно информации с сайта политического формирования, возглавляемого Владимиром Плахотнюком, Сербуленко является членом Национального политического совета ДПМ и Кишиневской муниципальной организации формирования. В 2013 году Сербуленко была представлена партией в качестве главы Департамента здравоохранения в составе формирования.

Глава НЦБК о связях в системе, карьере, делах ЕСПЧ и имуществе

Блиц-интервью с Богданом Зумбряну, директором НЦБК

— Г-н Зумбряну, за Вас проголосовала правящая коалиция, сформированная вокруг ДПМ. Означает ли это, что НЦБК остается под контролем этой партии? Соответственно, как Вы сможете вести дела против тех, кто за Вас голосовал?

— Ваш вопрос содержит неточность и умышленные лазейки. Неточность состоит в том, что за меня голосовали не только депутаты коалиции, было 60 голосов, в том числе некоторых депутатов извне Коалиции. Я не следил в точности за тем, кто отдал мне свой голос, а кто нет, но я уважаю мнение каждого депутата. В то же время, Вы говорите, что НЦБК «останется» политически контролируемым. В равной мере, я мог бы так же сказать, что Ваше учреждение политически контролируемо. Я думаю, что мы оба совершим ошибку и будем умышленно манипулировать общественным мнением, используя спекуляции, без убедительных доказательств. НЦБК будет вести дела против всех, кто совершает преступления, независимо от того, голосовали они за меня или нет. Вы, посредством вопроса, который задаете мне, с уверенностью предполагаете, что необходимо вести дела в отношении 60 депутатов, как если бы они уже нарушили закон, – это подход, который могут себе позволить журналисты, но служитель закона не может изъясняться такими терминами

— Повлияла ли каким-либо образом политическая аффилированность вашей тещи на результаты конкурса на пост главы НЦБК? Мы знаем, что когда она занимала пост вице-министра, Вы воздерживались от ведения дел в сфере здравоохранения. Как Вы поступите в этом случае, если будут дела, по которым будут проходить представители ДПМ, коллеги вашей тещи?

— Если бы Ваша теща была членом партии, смогли бы Вы выполнять работу журналиста? Смогли бы Вы писать против соответствующей партии, публиковать расследования? Или Вы должны были бы уйти в отставку из медиа-учреждения, в котором работаете? Или Вы должны были бы отречься от своей тещи? Я задал эти вопросы, чтобы Вы поняли, насколько ложен этот подход, и, в конце концов, некорректен. Это вмешательство в частную жизнь человека, в личные решения, которые он принял вместе со своей семьей. Думаю, что и я, и Вы тоже, можем делать свою работу должным образом, независимо от политического выбора наших тещ, пока мы профессионалы. Если мы не профессионалы, то мы не будем делать свою работу хорошо, даже если наши тещи не будут вовлечены в политику. Если бы моя теща была в другой партии, я так понимаю, это бы не представляло проблему. Что я должен сделать прямо сейчас: попросить ее больше не иметь определенных политических пристрастий, а иметь другие? Давайте будем серьезными. Моя теща стала известной в медицинской сфере, когда я только обучался своей профессии, она была вице-министром, и у нее есть политический выбор, это ее решение, и ни я, ни Вы, не имеем право использовать ее решения некорректным образом и нарушать ее право на мнение и выбор. Что касается того, как я буду действовать, когда появятся представители ДПМ, совершающие преступления, ответ прост: они ответят в соответствии с законом, и если Вы взглянете на статистику последних двух лет дел, расследованных НЦБК и ПБК, Вы увидите, что большинство субъектов расследований были из этой партии и двух других партий, которые недавно находились у власти. Причина очень проста: субъектами наших расследований являются, в основном, те, у кого есть доступ к государственным деньгам. Нас не интересует, из каких они партий.

— В рамках Вашего первого брака, Вы были венчальным крестником Валентина Межинского, экс-директора ЦБЭПК, бывшего министра внутренних дел. Помогли ли Вам эти отношения в продвижении по карьерной лестнице? Некоторое время Вы также работали в МВД, когда г-н Межинский был министром. Вы поддерживаете эти отношения?

— У всех бывших начальников мне было чему научиться. Вы также можете спросить о том, помог ли мне г-н генерал Виорел Кетрару. Каждый начальник помог мне в том, что позволил мне учиться, я начал снизу, а не с высоких должностей. Все мои начальники помогли мне в продвижении, так же как и я, надеюсь, помогаю моим коллегам, которые сейчас находятся в моем подчинении. В том числе в этом состоит призвание начальника. Это так, я был венчальным крестником Межинского в рамках моего первого брака, мы больше не поддерживаем отношения, которые были раньше, но я рад, когда у меня есть возможность встретиться с ним, в любое время.

— Если Ваш венчальный крестный отец является лицом, которое занимало или сейчас занимает государственную должность, пожалуйста, сообщите нам его имя.

— В настоящее время он не занимает какую-либо государственную должность. Давным-давно он работал в НБМ.

— Вы говорили нам и ранее, но, пожалуйста, конкретизируйте. Ваше имя появляется в списке лиц, ответственных за осуждение Республики Молдова в ЕСПЧ по трем делам, согласно данным, предоставленным «Юристами за права человека». Вы публично заявили, что не принимали непосредственного участия в рассмотрении этих дел. Однако, если бы можно было вернуть время, Вы бы что-то изменили в том, что было тогда?

— Это неправда, мое имя не появляется в списке лиц, ответственных за осуждение Республики Молдова в ЕСПЧ по трем делам. Там судьи принимали решения по соответствующему делу, и тот, кто читает решение и осуществляет минимальную проверку, установит, что ни одно из моих действий не инкриминируется в этих делах. В деле есть несколько участников процесса расследования, каждый из которых отвечает за свои действия, а не за все дело. Всегда можно найти, что изменить из сделанного в прошлом, но не в рамках этих трех дел. Сказать сейчас, что я бы что-то изменил, – может означать, что я мог неправильно выполнить свою работу. Но я могу сказать Вам, что я, в целом, внимательно слежу за всеми решениями ЕСПЧ, касающимися Республики Молдова, и некоторые из них даже вдохновили меня на ряд изменений, которые я предложил внести в деятельность НЦБК.

— С каким имуществом Вы вступаете в должность, чтобы у нас была возможность осуществлять более точный мониторинг. Существуют ли на данный момент различия относительно информации из декларации об имуществе и интересах, поданных за 2016 год?

— Вы найдете эту информацию в следующей декларации об имуществе, которая будет опубликована очень скоро, прозрачно и в законные сроки. Нет существенной разницы, это одно и то же задекларированное имущество, а структура доходов аналогична структуре предыдущей декларации.

В заключение, хочу пожелать счастливых праздников Вам и читателям, пожелать Вам Нового года, полного свершений! И поздравить Вас с деятельностью, которой Вы занимаетесь. Я считаю, что Ваши расследования вносят свой вклад, в том числе в успех нашей работы.

P.S. Новый директор НЦБК предоставил письменные ответы на вопросы ZdG, связанные с его деятельностью.
Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000