Судимы будете. Впервые в постсоветской истории суд приговорил к реальному сроку иерарха Московского патриархата. Тучи над пророссийскими священниками в Украине сгущаются

Материал Новой газеты. Европа

Патриарх взволнован

7 августа Винницкий городской суд приговорил к пяти годам лишения свободы правящего митрополита Тульчинско-Брацлавской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) Ионафана (в миру — Елецких Анатолий Иванович). Он признан виновным по четырем статьям Уголовного кодекса Украины:

  • ч. 2 ст. 109 (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти);
  • ч. 1 ст. 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины);
  • ч. 2 ст. 161 (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам);
  • ч. 3 ст. 436-2 (оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии РФ против Украины, глорификация ее участников).

С осени прошлого года Ионафан находится под домашним арестом в Виннице, а судебный процесс начался 5 июня. Из зала суда митрополит отправился домой, поскольку приговор не вступил в законную силу, а меру пресечения 74-летнему иерарху суд изменять не стал. Разумеется, сам Ионафан и его адвокаты вины не признают и намерены обжаловать вердикт. А это значит, что еще несколько месяцев относительной свободы у «верного послушника» патриарха Кирилла (так сам Ионафан подписывает свои послания в Москву) есть.

Украинские правоохранительные органы, в первую очередь СБУ, возбудили несколько уголовных дел против иерархов УПЦ МП, считавшейся оплотом «русского мира» в Украине и продолжающей «маневрировать» между Киевом и Москвой даже спустя полтора года после начала полномасштабной войны. Помимо дела Ионафана до суда дошло только одно из них — по обвинению бывшего митрополита Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа (Губеня) в разжигании межконфессиональной розни. В отличие от Ионафана, суд в Кропивницком назначил Иоасафу условное наказание, а митрополит полностью признал свою вину. Фактически он ушел на покой и переехал в Киев, приняв титул митрополита Васильковского, викария Киевской епархии УПЦ МП.

Под следствием также находятся наместник Киево-Печерской лавры (по версии Московского патриархата) митрополит Павел (Лебидь), Черкасский митрополит Феодосий (Снигирев) и Запорожский митрополит Лука (Коваленко).

Приговор Ионафану вызвал эмоциональную реакцию патриарха Кирилла, который был ректором Ленинградской духовной академии в 1970–80-е годы, когда Ионафан там учился и преподавал. Более того, в 1978 году Кирилл рукополагал Ионафана в сан иеромонаха. Не знакомый с материалами дела московский священноначальник уверенно заявляет: «Все эти <выдвинутые СБУ против Ионафана> обвинения абсолютно ничтожны, а так называемые доказательства сфальсифицированы».

При этом, правда, признает: его коллега «призывает к единству Святой Руси», что в условиях экзистенциального конфликта России с Украиной звучит не иначе, как призыв к капитуляции последней.

Патриарх, который после 24 февраля 2022 года ни разу не выразил сочувствия своей украинской пастве в связи с разрушением храмов и гибелью людей, апеллирует к «мировому сообществу, религиозным и политическим лидерам, правозащитным организациям», жалуясь на «безнаказанные преследования» УПЦ МП.

«Злорадствовать не получается…»

Признанный лидер промосковской фракции в епископате УПЦ МП попал в поле зрения украинских правоохранителей лишь в октябре прошлого года. В ходе обыска, проведенного на квартире Ионафана следователями СБУ и полиции, были изъяты целые упаковки пропагандисткой литературы о «русском мире», возрождении Новороссии, различные обращения Владимира Путина и листовки в поддержку России. Среди них были и собственные творения митрополита, который пишет музыку и стихи, — например, «гимн за мать-Россию». Своего авторства иерарх не отрицает, но оправдывается тем, что текст был написан до войны. По свидетельству главы «Ассоциации православных экспертов» РПЦ Кирилла Фролова, Тульчинский митрополит «последовательно пророссийский», «преданный России», «ненавидит украинизацию». Эти свои взгляды Ионафан исповедовал совершенно открыто — например, в докладе «Киевоцентризм как антипод Русскому миру» на конференции в московской гостинице «Националь» 15 октября 2010 года. Тогда он обвинял идеологов «самостийной» Украины в «разрушении единой православно-русской идентичности, расколе и культурной деградации поколений», построенных на «русофобии и отрицании метафизического и геополитического значения России». Тульчинский владыка заверял московских начальников, что «в УПЦ МП сейчас более ориентируются на правящую пророссийскую “Партию Регионов” во главе с Президентом В. Ф. Януковичем».

О том, насколько болезненно подобные сюжеты воспринимаются в израненной войной Украине, говорит история греко-католического (униатского) священника из Ужгорода Романа Кураха, который на днях в проповеди призвал к примирению «великих и прекрасных народов России и Украины», чтобы они «обнялись и прославили Господа». Проповедь услышала продюсер BBC News Дарья Сипигина: в ответ на ее недоумение священник подтвердил, что благословляет врагов Украины, потому что так «Иисус сказал». Закарпатский епископ Православной церкви Украины Варсонофий (Рудник) призвал изгнать о. Романа Кураха из Украины, но инцидент быстро утрясли: священник принес официальные извинения, а Мукачевская греко-католическая епархия отстранила его от служения.

В эти же дни в Ужгороде идет судебный процесс над лидером русинского национального движения протоиереем Димитрием Сидором. До войны закарпатские русины получали обильную поддержку из Москвы, которая считала их реальной силой, способной разжечь сепаратистское движение на крайнем западе Украины.

Митрополит Ионафан (Елецких) — один из немногих архиереев УПЦ МП, родившихся в России. По официальной версии, в Украине он оказался почти случайно как жертва гонений со стороны КГБ. Он родился в Воронежской области в семье военного, а детство провел в Североморске, где служил его отец. Учился в Ленинградской духовной семинарии, а затем и академии, которую закончил в 1976 году, когда ректором стал молодой епископ Кирилл (Гундяев). Приметив музыкальный талант Ионафана, Кирилл оставил его профессорским стипендиатом в регентском отделении и руководителем академического хора. Как и Кирилл, Ионафан входил в ближний круг Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), фигурирующего в документах КГБ под агентурным псевдонимом «Святослав». Молодые студенты и иподиаконы, которых собирал вокруг себя Никодим, составили в РПЦ некое тайное лобби, известное под именем «никодимовцев». Считается, что их объединяла не только общность идеологии, но и нечто получившее в церковном фольклоре именование «никодимова греха». «Никодимовцы» до сих пор крайне влиятельны в РПЦ: в 2009 году они заняли патриарший престол.

По легенде, в 1986 году Ионафана обвинили в распространении среди студентов духовных школ «Архипелага ГУЛАГ», из-за чего ему якобы запретили проживать в Ленинграде. Непонятно, правда, почему другой агент КГБ — «Антонов», тогда митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), — столь охотно взял проштрафившегося иеромонаха в свой кафедральный собор в Киеве и устроил ему головокружительную карьеру в Украинском экзархате РПЦ.

Летом 1988 года Ионафан возводится в сан архимандрита и назначается наместником только что открытого монастыря в Киево-Печерской лавре, а уже следующей весной рукополагается во епископа Переяслав-Хмельницкого и назначается управляющим делами Украинского экзархата. В следующем году вспыхивает его конфликт с Филаретом, после того как выяснилось, что именно Ионафан передал в синод РПЦ и в журнал «Огонек» компромат на своего непосредственного начальника.

Компромат сводился к утверждениям, что Филарет, официально будучи монахом, имеет жену и детей, причем жена (Евгения Петровна Родионова) фактически управляет экзархатом, а дети являются жертвами психического и физического насилия родителей.

После публикации этого компромата синод тогда уже полунезависимой УПЦ МП лишил Ионафана сана епископа за «разграбление имущества Киево-Печерской лавры» и поддержку деятельности экстрасенса Кашпировского.

Но после того как конфликт Филарета с Москвой вылился в масштабный церковный раскол, а новым предстоятелем УПЦ МП стал «никодимовец» митрополит Владимир (Сабодан), сан Ионафану «вернули», хотя такая процедура не предусмотрена церковными канонами.

С 1999 года Ионафан возглавлял Херсонскую епархию, где тесно дружил с тогдашним мэром города Владимиром Сальдо (ныне — так называемый «губернатор» Херсонской области на подконтрольной РФ ее части). После 2014 года, когда Ионафана уже перевели на Тульчинскую кафедру в Винницкой области, он, по свидетельству издания «Бабель», запрещал отпевать украинских воинов, погибших на Донбассе. Митрополит настолько проникся идеями величия России, что после 24 февраля не сомневался в быстром окончании войны и готовил своих клириков «встречать победителей». Близко знавший Ионафана собеседник издания «Бабель» рассказал о вере иерарха в собственную богоизбранность:

«Он считает себя последним из рода Рюриковичей, так как в 1990-е годы выяснил, что фамилия Елецких относится к княжескому роду. Ионафан пришел к выводу, что он монаршего рода».

Несмотря на всё это, опальный московский протодиакон Андрей Кураев сочувствует Ионафану, считая приговор ему «позорным». В риторике о. Андрея всегда звучали антиукраинские нотки, лишь «СВО» смогла их несколько приглушить. А предстоятель Апостольской православной церкви архиепископ Григорий Михнов-Вайтенко воспринимает Ионафана как жертву «никодимовщины» и, в частности, патриарха Кирилла.

«На старости лет, — пишет он, — получил срок за свои (похоже) абсолютно искренние убеждения… Что-то такое им всем Никодим заложил в головы про симфонию властей, имея в виду ВЧК+МП+Третий Рим… Злорадствовать не получается».

Кто на подходе?

Архиепископ Иов (Кресович). Фото: Wikimedia
Архиепископ Иов (Кресович). Фото: Wikimedia

После Большого террора конца 1930-х годов иерархов легализованной Сталиным РПЦ практически не сажали в тюрьму. Известно лишь два исключения в эпоху «хрущевских гонений»: в 1960 году «за финансовые нарушения» на три года посадили архиепископа Иова (Кресовича), перед этим уволенного от управления Казанской епархией, а в 1961 году на пять лет — архиепископа Андрея (Сухенко), уволенного от управления Черниговской епархией, которому вменили «безнравственное поведение». После распада СССР, в начале 2000-х, судили в РФ Суздальского митрополита Валентина (Русанцова), возглавлявшего «альтернативную» Российскую православную автономную церковь (РПАЦ). Дело практически развалилось в суде, но, опасаясь роста популярности РПАЦ и лично Валентина, ему всё же дали условный срок, который вскоре был отменен.

В «зоне риска» остаются иерархи УПЦ МП, внесенные в указ президента Владимира Зеленского о приостановке гражданства Украины, а также попавшие под санкции правительства страны. В основном эти иерархи находятся на подконтрольных РФ территориях либо вообще бежали на международно признанную территорию России. Из тех же, кто остался в Украине, в фокусе внимания правоохранителей викарный епископ Ионафана Сергий (Аницой), управделами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич), митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Егоренко), митрополит Днепропетровский и Павлодарский Ириней (Середний) и митрополит Святогорский Арсений (Яковенко).

В тот же день, когда Ионафану в Виннице выносили приговор, 7 августа, в Киеве вышел из СИЗО, пожалуй, самый скандальный иерарх УПЦ МП — митрополит Павел (Лебидь), известный в украинских СМИ как «Паша Мерседес». Он еще ждет своего суда по обвинениям, аналогичным ионафановским. Недавно суд изменил ему меру пресечения на содержание под стражей — из-за того, что в конце июня Павел нарушил свой домашний арест и приехал в Киево-Печерскую лавру.

Однако украинский суд — не российский: он предусмотрел альтернативу СИЗО в виде внесения залога на сумму почти в 900 000 долларов США. Вполне предсказуемо залог был внесен: по словам адвоката Павла, его внесли почти 1000 человек. Подследственный митрополит вернулся в свой роскошный коттедж в селе Вороньков под Киевом, где он будет ждать суда.

Как поставить крест

Впрочем, есть вероятность, что запрет московской церковной юрисдикции состоится в Украине раньше, чем ее наиболее одиозные митрополиты получат свои окончательные приговоры. В июне Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести (ГСЭСС) по итогам своих переговоров с двумя лояльными украинскому правительству иерархами УПЦ МП сформулировала условия, при выполнении которых эта церковь будет считаться прекратившей свое подчинение Московскому патриархату (украинское законодательство называет его «центром, находящимся на территории государства-агрессора»).

Каковы же эти условия?

  1. Официально опубликовать заявления о выходе из РПЦ и ее структурных подразделений.
  2. Официально уведомить об этом выходе все поместные православные церкви.
  3. Наложить канонические прещения на епископов и клириков, которые добровольно сотрудничают с российскими властями на территориях, входящих в международно признанные границы Украины, либо освящают российское оружие.
  4. Дать официальную оценку учению патриарха Кирилла об автоматическом прощении грехов всем российским воинам, которые погибают на «СВО», его благословению военных действий и захвату епархий Украинской церкви на оккупированных территориях.

Интересно, что украинские власти даже не ставят вопрос о п. 1 Устава УПЦ МП, где говорится, что она самоуправляется в соответствии с грамотой патриарха Алексия II и синода РПЦ от октября 1990 года, существенно ограничивающей это самоуправление.

Проукраинские круги в епископате УПЦ МП планировали провести в конце июля поместный собор этой церкви, на котором предполагалось исполнить «ультиматум» ГСЭСС. Но предстоятель церкви митрополит Онуфрий (Березовский) в последний момент отказался проводить собор, решив продолжить курс на конфронтацию с администрацией Зеленского. Возможно, его вдохновили «успехи» в Киево-Печерской лавре, где, несмотря на все распоряжения властей и решения судов, УПЦ МП удается удерживать все храмы и большинство зданий так называемой Нижней лавры, включая пещеры с мощами киевских преподобных. Таким образом, УПЦ МП остается сидеть на двух стульях, осуждая действия РФ в Украине и отмежевываясь от патриарха, но при этом продолжая считать РПЦ «матерью-церковью» и входить в различные ее подразделения типа Межсоборного присутствия или Издательского совета.

Такая «дипломатия», понятно, раздражает украинские власти. Народный депутат Украины из фракции «Слуга народа» Олег Дунда пообещал, что УПЦ МП в ее нынешнем виде прекратит существование в ближайшие месяцы. Он предпочел бы переложить принятие решения с Верховной Рады на Совет по национальной безопасности и обороне.

В свою очередь, секретарь Совета Алексей Данилов 5 августа в эфире национального телемарафона высказал сожаление, что парламент никак не принимает закон в отношении УПЦ МП. «Этим надо заниматься, — призывает парламентариев Данилов, — потому что если мы оставим эту проблему нерешенной, то только вопрос времени, когда они <московские руководители УПЦ МП> будут задействовать людей, кого-то в открытом, а кого-то в закрытом формате, для достижения своей цели». При этом Данилов подчеркнул, что о «запрете церкви» вопрос не идет: «Мы никого не запрещаем, мы говорим, что если вы имеете центр регистрации в Московии, то имейте в виду, что это недопустимо в то время, когда у нас идет война с Россией».

Проблема УПЦ МП и ее влияния на умы украинцев так затягивается потому, что она не имеет простого и очевидного решения. Несмотря на все конфессиональные трансформации в Украине после 2014 года, именно эта церковь остается крупнейшей в стране: ей принадлежит более 11 тысяч приходов (из 19 тысяч зарегистрированных православных религиозных организаций в Украине), множество ее прихожан служат на фронте либо помогают ВСУ. И остается решить, как сделать так, чтобы эти люди не становились заложниками «геополитических» расчетов отдельных иерархов.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000