Неплатежеспособность с интересами в сельском хозяйстве: ставка – тысячи гектаров сельскохозяйственных участков, которыми владеет государство

Почти 7000 гектаров сельскохозяйственных земельных участков, которые принадлежат государству, управляются неплатежеспособными компаниями с многомиллионными долгами. Другими словами, хотя это земля государства, уже многие годы этими участками пользуются группы частных лиц, и власти не вмешиваются.

Государственные предприятия, управляющие этими участками, стали неплатежеспособными после того, как в течение многих лет они были вовлечены в скандалы. Десятки гектаров, которыми они владеют, либо были сданы в аренду по очень низким ценам, либо ими стали пользоваться компании, связанные с теми, кто ими управлял и кто должен был защищать их и сделать их прибыльными.

Агентство публичной собственности (АПС) владеет примерно 7000 гектарами земельных участков сельскохозяйственного назначения в виде учебно-опытных станций сельскохозяйственного профиля, которые имеют правовой статус государственных предприятий. Ранее эти участки были в управлении учебных заведений и исследовательских учреждений в агропродовольственной сфере. Часть участков – это пахотные земли, на которых посажены зерновые культуры, виноградники или плодовые сады. Благодаря этим участкам, государство гарантировало, что оно может управлять аграрной политикой страны, а студенты и преподаватели могли проводить исследования и профессиональную подготовку.

Компания, основанная директором госпредприятия, подала заявление о неплатежеспособности госпредприятия

Государственное предприятие «Учебно-опытная станция Кетросу» (SDE Chetrosu) владеет более чем 2000 гектаров земельных участков, которые расположены менее чем в 20 км от Кишинева. В 2016 году предприятие стало неплатежеспособным, поскольку накопило долги на сумму более 16 миллионов леев. Согласно плану реорганизации, утвержденному в 2017 году, предприятие должно было погасить долги и вновь стать прибыльным за три года, то есть до октября 2020 года. Однако этого не произошло даже в 2023 году.

«В Кетросу неплатежеспособность за апрель 2016 года по сегодняшний день – это фиктивная процедура, которой управляли из тени третье лица, имеющие сомнительные личные интересы», – заявил Виорел Кочуг, бывший администратор «SDE Chetrosu» в 2016 году. Сейчас он вице-председатель Новоаненского района.

Объявить станцию неплатежеспособной потребовала компания «ООО Cripsan Plus», которую основала и которой управляла в 2009 году семья директора учебно-опытной станции Бориса Подлесного. Компания, которая тем временем стала принадлежать другому человеку, заявила о долгах на сумму более 2,2 миллиона леев после того, как она предоставляла услуги этому госпредприятию в период 2010-2014 гг.

В таблице дебиторской задолженности появились и другие компании, связанные с Борисом Подлесным, который управлял станцией с 2010 по 2016 год, а также с другими сотрудниками, включая бухгалтера. Среди кредиторов были и фирмы, связанные с председателем Новоаненского района на то время. Эти компании, а также Государственная налоговая служба стали основными кредиторами предприятия.

«Чтобы „эффективно” управлять данным предприятием, арбитражный управляющий вместе с администратором предприятия заключили договоры с экономическими агентами, то есть с ООО, которые они лично контролируют или которые принадлежат третьим лицам из их окружения, в том числе с ошибками. Там были компании, в которых администраторами и основателями числились сами люди, вовлеченные в процедуру неплатежеспособности», – отметил Виорел Кочуг.

«Мы видели, что урожай есть, но денег нет. Вот так»

В 2016 году Кочуг недолго был директором станции Кетросу. По его словам, он изнутри понял, как работали схемы эксплуатации государственной земли в частных интересах. В тот же период Кочуг руководил еще двумя учебными станциями в Максимовке и в Ставченах. Они также отвечают за тысячи гектаров сельскохозяйственных участков.

«Из-за того, что управление участками было очень сомнительным, и что в конце концов, заинтересованная группа, то есть люди, вовлеченные в процедуру неплатежеспособности, получали прибыль, государство понесло огромные убытки», – сказал он.

Григорий Черенчук, бывший начальник тракторной бригады станции Кетросу

Григорий Черенчук, бывший начальник тракторной бригады станции Кетросу, рассказал, что урожай с государственных участков собирали и продавали непрозрачным образом, а некоторые сотрудники до сих пор не получили зарплату. «Они берут комиссионные, и это называется комиссией за урожай, а он (Борис Подлесный, прим. ред.) продавал все с поля. Кто знал, сколько… В последнее время это было на бумажках – они взвешивали машину, а потом, вечером можно было порвать все бумажки и делать что хочешь. Невозможно было их контролировать. Мы видели, что урожай есть, но денег нет. Вот так. Мы видели, что урожай есть, но мы оставались без денег», – заявил бывший сотрудник предприятия.

«В госструктурах есть люди, которые получают выгоду от коррупции»

Проблема управления земельными участками станции Кетросу много лет была на столе у премьер-министров, министров и прокуроров, но не была решена. В 2016 году, например, согласно некоторым документам, которые проанализировала Ziarul de Gardă, Эдуард Грама, министр сельского хозяйства и пищевой промышленности на то время, обращался за помощью к премьер-министру Павлу Филипу, «чтобы не допустить ограбления государственной собственности заинтересованными группами».

«В пределах компетенции и должностных полномочий прошу вмешаться со всеми средствами и возможностями, предоставленными законом, чтобы остановить процедуру неплатежеспособности государственного предприятия Кетросу», – просил министр. «Не ограничивайтесь информированием правительства, но также примите необходимые меры, чтобы не нанести ущерб интересам государства», – ответил премьер-министр на то время.

Discutie Grama Filip Chetrosu by Victor Mosneag

Позднее, в марте 2017 года Эдуард Грама был задержан по уголовному делу об отчуждении 30 гектаров земли в коммуне Ставчены, которыми управляла местная учебно-опытная станция.

В других документах, с которыми ознакомилась Ziarul de Gardă, говорится, что на самом деле долги SDE Chetrosu перед компаниями, связанными с тем, кто управлял станцией, были фиктивными. Хотя были возбуждены уголовные дела, они не дошли до суда.

«Судя по этой практике, начиная с 2016 года, когда уже столько правительств сменяли друг друга, действия государства по отношению к данным предприятиям, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, и чтобы государство могло получать прибыль от этих благ, на мой взгляд, фактически равны нулю», – сказал Виорел Кочуг. «Я бы сказал, что за всем этим кроется коррупция. В госструктурах есть люди, которые получают выгоду от коррупции или от мошеннического управления данными предприятиями. То есть это замкнутый круг», – считает он.

«Никто не хочет связываться с государственными предприятиями»

2023 год – это седьмой год, когда SDE Chetrosu находится в процессе неплатежеспособности. Сейчас администратор процедуры неплатежеспособности – Адриана Крецу, которая стала преемницей ее мужа Иона Крецу, бывшего члена Высшего совета магистратуры. А он заменил первого арбитражного управляющего Дмитрия Кику.

В период процедуры неплатежеспособности исполнительным директором предприятия был назначен Борис Подлесный, который руководил компанией в период, когда она стала неплатежеспособной. Подлесного назначили на эту должность по приказу арбитражного управляющего, хотя до этого его уволило государство.

Борис Подлесный допускает контрактные отношения между компаниями, связанными с ним, и государственным предприятием, но по его словам, у него не было другого выхода. «Смотрите. Например, был совет директоров (СД). Он принимал решения. Например, если велись работы, и нужна была техника или пестициды, Vadalex-Agro и другие проходили через СД. Там делались предложения: 3-4, кого можно было… Почти никто не хотел связываться с государственным предприятием, и все вмешивались на том уровне, который был. Никто не хочет связываться с государственными предприятиями. Когда директор или администратор госпредприятия хочет решить тот или иной вопрос, он сталкивается с 1001 ограничением», – утверждает исполнительный директор SDE Chetrosu.

Борис Подлесный сказал, что к концу 2023 года станция, которой он управлял, выйдет из неплатежеспособности. Он отметил, что у предприятия были большие долги еще до того, как он занял эту должность в 2010 году. По его информации, в апреле 2023 года у станции Кетросу были исторические долги на сумму 2,2 миллиона леев из 16 миллионов леев, которые привели к неплатежеспособности. «Ладно, мы выведем ее из неплатежеспособности в конце этого года, а дальше что? Я, например, больше не хочу там работать ни дня», – сказал Борис Подлесный.

Директор SDE Chetrosu утверждает, что обвинения в его адрес необоснованны. По его словам, в период, когда госпредприятие находилось в процессе неплатежеспособности, его много раз проверяли госучреждения, и они не нашли нарушений в его деятельности. В то же время тот, кто его обвиняет, то есть Виорел Кочуг, также заинтересован в этой сфере. «Возможно, это связано с тем, что заинтересованные лица будут ближе к сельскохозяйственным земельным участкам. Мы закончим процедуру реструктуризации в этом году и оставим предприятие с деньгами на счету, с обрабатываемыми землями, и дальше государство должно решить свои вопросы», – пообещал Борис Подлесный.

Răspuns Ziarul de Gardă.semnat by Ziarul de Gardă

«SDE Petricani»: 15 гектаров, сданные в аренду за 50 000 леев в год

Сейчас в управлении АПС находятся восемь научных станций аграрного профиля. Не менее шести из них также неплатежеспособны, хотя у них в управлении тысячи гектаров сельскохозяйственной земли. Документы, которые проанализировала ZdG показывают, что в течение многих лет эти госучреждения были вовлечены в скандалы, и десятки гектаров, которые есть в их собственности, были сданы в аренду по очень низким ценам или ими стали управлять компании, связанные с теми, кто руководил станциями и кто должен был защищать их и получать от них прибыль.

Петриканская учебно-опытная станция – это последняя станция, которая стала неплатежеспособной в начале 2023 года. Она владеет примерно 170 гектарами сельскохозяйственных земельных участков, но самые ценные из них площадью 15 гектаров, расположенные прямо на Балканском шоссе, в двух шагах от столицы, были сданы в аренду компании «Aurus-Prod» за 50 тысяч леев в год (!).

Раду Фортуна, арбитражный управляющий «SDE Petricani»

«Это сумма, установленная еще в 2013 году, а сейчас прошло уже 10 лет. Цены повысились. Я считаю, что это не актуальная цена. Я, занимая эту должность сейчас, принимаю меры для выяснения законности подписания и возможности отмены этих договоров или хотя бы повышения платы за них, ведь это было бы выходом при неплатежеспособности – как можно скорее погасить долги перед кредиторами», – утверждает Раду Фортуна, арбитражный управляющий «SDE Petricani».

За последние годы на некоторых участках появились строения, которые сейчас сдаются в аренду за 10-12 евро за квадратный метр. Хотя здания построены на сельскохозяйственных землях, многие съемщики относятся к сферам, которые никак не связаны с сельским хозяйством.

«Поэтому мы начнем процедуру расторжения или прекращения действия этих договоров, чтобы убедиться, что объект аренды использовался точно в соответствии с договором и был законным. В договоре правильно оговорено, что земля будет использоваться для сельскохозяйственных построек, для строительства складов, холодильников, предназначенных для хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, ремонтных мастерских и для консервации сельскохозяйственных механизмов, но в конце предложения есть „и иной деятельности согласно действующим нормативно-правовым актам”. Но в любом случае вся деятельность и все постройки должны были быть в рамках закона, учитывая, что это земля сельскохозяйственного назначения», – утверждает Раду Фортуна.

«Если у Вас что-то есть, то я дам Вам бесплатно сейчас. Пожалуйста, приносите свой товар и продавайте»

Аурелия Горбан, директор компании «Aurus-Prod»

Аурелия Горбан, директор компании «Aurus-Prod», утверждает, что ей пришлось сдать в аренду сельскохозяйственные земли государства компаниям, не связанным с сельским хозяйством. «Мы строим уже полтора года и если вы видели рекламу выше, мы проводим ярмарку и делаем то-то и то-то… Люди не приходят. В целом люди не приходят продавать какую-то сельскохозяйственную продукцию. Я не понимаю, в чем причина, совершенно не понимаю, что происходит. Мы даже предлагали им бесплатно и мы уже не знаем, что делать, чтобы как-то заставить людей приходить и привлечь их», – сказала Горбан.

ZdG: Цены достаточно высокие – 12 евро за квадратный метр, особенно по сравнению с деньгами, которые вы платите за аренду этих участков.

Аурелия Горбан: Но почему Вы не смотрите на наши инвестиции? Почему Вы считаете наши деньги, но не считаете, сколько мы вложили?

«Люди, которые сейчас там, вообще еще ничего не платят», – заявила директор компании. «Если у Вас что-то есть, то я дам Вам бесплатно сейчас. Пожалуйста, приносите свой товар и продавайте», – предложила нам Аурелия Горбан.

«У них были очень большие интересы. К тому же, интерес был даже у самого председателя аграрной комиссии, когда у власти были люди Плахотнюка»

«Все станции территориально расположены вокруг муниципия Кишинева. Начиная со станций Кодру, Кетросу, Максимовка, Ставчены и Петриканы, они практически окружают муниципий Кишинев. Поэтому и возникает интерес. Некоторыми из них мошеннически управляют с целью последующей приватизации, а некоторыми мошеннически управляют в агропромышленном секторе, то есть при выращивании культур, а частью земли управляют с целью мошеннического захвата части активов, находящихся в пределах досягаемости муниципия Кишинева и имеющих стратегическое значение. Я бы сказал, что государство ежегодно теряет сотни миллионов леев», – считает Виорел Кочуг.

Борис Подлесный, исполнительный директор станции Кетросу, также сказал, что понял, что самая большая ставка в этом бизнесе – это земля, находящаяся в управлении этих государственных предприятий. По его мнению, неплатежеспособность помогла государству сохранить эти участки, потому что многие люди были заинтересованы в них и хотели их заполучить. «Они хотели забрать их у нас. Будь то Пашкань, Максимовка, Кетросу, Кодрул – у них были очень большие интересы. К тому же, интерес был даже у самого председателя аграрной комиссии, когда у власти были люди Плахотнюка и другие. Мы получали письма… Нас всегда, знаете, постоянно тянули», – сказал директор «SDE Chetrosu».

Председатель Комиссии по вопросам сельского хозяйства и пищевой промышленности: «Это совершенно нормально»

Тема неплатежеспособных учебных станций обсуждалась в апреле текущего года в Парламентской комиссии по вопросам сельского хозяйства и пищевой промышленности. Депутаты обратились за разъяснениями к АПС, которое с 2019 года взяло на себя управление всеми учебно-опытными станциями от Минсельхоза.

Александр Трубка, председатель Комиссии по вопросам сельского хозяйства и пищевой промышленности

«Совершенно ненормально, что есть земли, которые должны приносить чистую прибыль в размере 200-300 евро с гектара, но приносят чистый убыток. У нас очень странная ситуация, когда группа лиц, не связанных с государством, управляет общественным имуществом государства, принадлежащим государственному предприятию и которое также имеет долги перед государством. Это нелепая ситуация. Мы, как государство, вместо того, чтобы пытаться сами управлять соответствующими предприятиями, экономически их капитализировать и покрывать долги, которые все еще у нас есть, позволяем третьим сторонам заниматься этим вопросом, хотя очевидно, что у них уже 7 лет нет другого интереса, кроме как зарабатывать деньги для себя, и они должным образом не управляют государственными предприятиями и собственностью», – отметил депутат Александр Трубка, председатель Комиссии по вопросам сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Комментарий «Expert-Grup»: «Неплатежеспособность – это идеальный рецепт хищения государственной собственности»

На самом деле неплатежеспособность – это идеальный рецепт хищения государственной собственности, которой управляют государственные компании. Об этом говорится в комментарии Виталия Рапча из Независимого аналитического центра «Expert-Grup».

«Государство – то есть собственник – отстранено от управления предприятием, управляющим его имуществом, и управление этим имуществом возложено на арбитражного управляющего, который распоряжается этим имуществом по своему усмотрению, и на совет кредиторов. И тогда оплошность или плохой контроль в сочетании с таким большим искушением могут привести к капитализации этой возможности в интересах, отличных от интересов предприятия и государства», – объяснил Виталий Рапча.

«Не все управляющие процессом неплатежеспособности сотрудничают с АПС»

Проблемы с управлением публичным имуществом возникают, потому что государство не особо заинтересовано в своей собственности, и тогда госпредприятия становятся легкой добычей для тех, кто хочет воспользоваться ими путем мошеннического управления, отмечает эксперт. Он считает, что у властей есть необходимые инструменты для вмешательства, чтобы навести порядок в этой сфере, и один из первых аспектов, с которого они могли бы начать, это регулирование сферы арбитражных управляющих. Дело в том, что сейчас арбитражный управляющий может одновременно отвечать за неограниченное количество предприятий.

«От этого арбитражного управляющего требуется только 3 года опыта работы в экономической или юридической сфере, то есть мы даже не просим опыта администрирования… О каком качестве администрирования компании в кризисе может идти речь в таких обстоятельствах?» – спросил Виталий Рапча.

RO_7429_HCC_41_2020_R_ro (2) by Victor Mosneag

Счетная палата также установила в отчете, опубликованном в июле 2020 года, что пробелы в законодательстве не позволяют учредителям государственных предприятий участвовать и контролировать процесс неплатежеспособности или вмешиваться, когда права на государственное имущество находятся под угрозой. Закон о неплатежеспособности не налагает на управляющего процессом неплатежеспособности или на ликвидатора обязанности сообщать учредителю неплатежеспособного субъекта о ходе процесса.

«Не все управляющие процессом неплатежеспособности сотрудничают с АПС и предоставляют текущую информацию», – говорится в ответе агентства для Ziarul de Gardă. В то же время агентство утверждает, что необходимо изменить законодательство, чтобы управляющий или ликвидатор не мог управлять неограниченным количеством обществ, потому что это «вызывает неэффективность, и это недопустимо, особенно когда речь идет о государственной собственности».

Răspuns APP pentru ZdG by Victor Mosneag

По данным аналитического центра «Expert-Grup», из 126 государственных предприятий, которые основало АПС, четверть находится в процессе неплатежеспособности или ликвидации, а из 77 акционерных обществ с контрольным государственным капиталом доля находящихся в процессе неплатежеспособности или ликвидации составляет одну треть.

Анатолие ЕШАНУ
Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000