Политическое резюме и уголовный «бизнес» семьи бывшего депутата, обвиненного в измене Родине

Юрий Болбочану, экс-депутат, арестованный за шпионаж и измену Родине, фигурирует еще в одном уголовном деле, находящемся в ведении Антикоррупционной прокуратуры, в рамках которого бывшему заместителю министра транспорта вменяется то, что, через посредников, ему предложили деньги, чтобы он был назначен заместителем министра от Демократической партии Молдовы, интересы которой представлял Болбочану. Хотя и было возбуждено пять лет назад, дело до сих пор не завершено, а в рамках уголовного преследования прокуроры не смогли установить вину Болбочану, которому был назначен лишь статус свидетеля. И сына экс-депутата, бывшего офицера по уголовному преследованию, судят по уголовному делу за сутенерство. Недавно, случайно или нет, экс-депутат перевел пятикомнатную квартиру, которой владел и указывал в декларациях об имуществе, на имя своей матери, которой 79 лет, а вскоре на эту квартиру переехал и юридический адрес ООО, соучредителем которого является экс-парламентарий, и которое владеет 6 га леса на правах аренды.

В пятницу, 17 марта 2017 года, три года спустя после того, как он покинул фракцию Демократической партии Молдовы (ДПМ) на том основании, что не находит себя в ней, бывший депутат Юрий Болбочану был задержан с поличным прокурорами и офицерами Службы информации и безопасности (СИБ) в рамках уголовного дела, открытого по факту шпионажа и измены Родине, в то время как он передавал информацию, представляющую «национальный интерес», Александру Грудину, заместителю военного атташе Посольства Российской Федерации в Кишиневе; информация могла быть использована «в ущерб суверенитету и безопасности Республики Молдова». Иностранный агент, однако, был оставлен на свободе, поскольку европейские конвенции запрещают применение принудительных мер в отношении офицеров под прикрытием, закрепленных за дипломатическими миссиями.

Информация о Республике Молдова за 23 тысячи долларов США?

Александр Грудин, заместитель военного атташе Посольства Российской Федерации в Кишиневе, во время публичного мероприятия в Дубоссарах

Через два дня после задержания бывшего депутата, на пресс-конференции, Генеральная прокуратура (ГП) и СИБ говорили о систематических подпольных встречах между Болбочану и Грудиным, которые на протяжении последнего полугодия, проходили «раз в месяц», о финансовых вознаграждениях в размере тысяч евро и достаточных доказательствах, демонстрирующих вину экс-депутата. В течение этого периода, а также после проведения обысков по месту жительства бывшего высокопоставленного лица, утверждает Виталий Бусуйок, исполняющий обязанности заместителя главы Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам (ПБОПОД), были накоплены «достаточные» доказательства, демонстрирующие сбор и передачу информации: устройства для хранения электронных данных, ноутбук, документы, связанные с работой законодательного органа Республики Молдова, или мобильные телефоны, один из которых предназначался для конспиративных переговоров с иностранным агентом. Прокуроры также обнаружили по месту жительства Болбочану 23 тысячи долларов США, которые, как они считают, составляли вознаграждение за предоставленную информацию.

Александр Балан, заместитель директора СИБ, заявил, что речь пойдет о подпольных отношениях, установившихся много лет назад, а Болбочану ранее сотрудничал и с другими агентами безопасности того же государства, но нельзя сказать, поставлял ли бывший депутат информацию и во время своего последнего депутатского мандата, истекшего в ноябре 2014 г. Балан выразил убежденность в том, что сбор материалов дела способствовал «прекращению определенных действий, которые прямо сказывались на государственности, целостности и безопасности Республики Молдова», и успешному «противодействию подрыву социально-политических процессов» в стране. Служители закона утверждают, что экс-чиновник передал офицеру информации «предварительные точные данные о стратегии и тактике законодательных реформ национального значения, собранные у политической верхушки; персональные данные и компромат на высокопоставленных лиц, промоутеров политических реформ; подробную информацию о законодательных намерениях и планах парламентских групп, основанную на данных, собранных внутри политических формирований; потенциально стратегическую информацию, которая могла быть использована против интересов Республики Молдова».

Прокурор: «Преследуемая цель была превыше риска, доминировавшего при передаче данных»

На вопрос, откуда Болбочану получал информацию, принимая во внимание, что с ноября 2014 года он больше не занимал государственных должностей, прокурор Анатолий Пител, ведущий дело, сказал ZdG, что у бывшего депутата было «очень много контактов, друзей, которые продолжают оставаться чиновниками и высокопоставленными лицами». К этим выводам, говорит прокурор, пришли спустя шесть месяцев, в течение которых Юрий Болбочану находился в обработке, а его телефонные разговоры записывались. На вопрос о том, насколько корректно то, что в течение шести месяцев власти позволяли, не вмешиваясь, предоставлять информацию о Республике Молдова секретной службе другого государства, Пител сказал, что «преследуемая цель была превыше риска, доминировавшего при передаче данных», точнее они «не представляли столь существенного риска».

19 марта 2017 года Юрию Болбочану было выдвинуто обвинение в государственной измене и шпионаже, преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет, и вскоре судья Николай Корча вынес на его имя ордер на предварительный арест сроком на 30 дней. Проведя ночь в больнице, в связи с жалобами на сердечную боль, Болбочану вернулся в изолятор Пенитенциара № 13. Прокурор Пител утверждает, что, в соответствии с положениями европейских конвенций, Министерство иностранных дел и европейской интеграции было уведомлено об этом случае, офицер под прикрытием – идентифицирован, а любое решение в отношении него, в том числе о высылке, будет принято Министерством.

Олег Лозан, защитник Болбочану, квалифицирует обвинения прокуроров как «необоснованные». Он говорит, что Юрий Болбочану не отказывался давать показания следователям, как объявили прокуроры, но что это было невозможно, потому что он плохо себя чувствовал, и к нему четырежды вызывали скорую медицинскую помощь, а бывший депутат и в настоящее время находится в больнице. На вопрос, откуда Болбочану знал Александра Грудина, заместителя военного атташе Посольства России, адвокат сказал нам, что это «обычное знакомство», а не дружба и «уж никак не» шпионаж или измена Родине. Относительно около 23 тысяч долларов США, обнаруженных по месту жительства Болбочану, адвокат заявил, что это были деньги, собранные на свадьбе его дочери, которые бывший депутат хранил дома, и что «чисто субъективно, это не цена за измену Родине. Это, по крайней мере, нелепо», – говорит Лозан. Защитник говорит, также, что Болбочану отрицает факт владения «государственной тайной» и наличия отношений с влиятельными лицами, поскольку он «никогда не занимал посты министра обороны, министра внутренних дел или генерального прокурора, чтобы иметь доступ к государственной тайне».

Болбочану – 20 лет в политике и отдаление с обвинениями от ДПМ

Юрию Болбочану в этом году исполнится 58 лет. Он заигрывал с политикой с момента провозглашения независимости Республики Молдова. Представлял ДПМ на выборах еще в 1994 году, а затем, после выборов 2001 года, стал депутатом по спискам избирательного блока «Альянс Брагиша». В 2005 году он вновь проходит в Парламент по спискам Блока «Демократическая Молдова», а в 2009 году присоединяется к Социал-демократической партии (СДП), будучи кандидатом по спискам формирования на очередных парламентских выборах, после чего, по итогам внеочередных парламентских выборов, больше не попадает в Парламент. Болбочану оставил СДП со скандалом, будучи отчислен за «деятельность, ведущую к подрыву авторитета политической партии». Первоначально, Болбочану с бывшим коллегой Дмитрием Годорожа обвинили тогдашнего лидера СДП, Дмитрия Брагиша, в том, что он хотел продать партию. В 2009 году пресса писала, что Болбочану поддерживал слияние СДП с ДПМ, которой в то время руководил Дмитрий Дьяков, идею, которая не была поддержана Брагишем.

Вскоре после выхода из СДП, Болбочану вернулся в ДПМ, а на парламентских выборах в 2010 году он был 13-м в списке кандидатов формирования, во главе с Марианом Лупу и Владимиром Плахотнюком. Согласно его декларациям о доходах и имуществе в период, когда он был народным избранником, Болбочану был членом ДПМ, входя в состав Национального политического совета партии. В законодательном органе Болбочану был секретарем Парламентской комиссии по культуре и средствам массовой информации. Впоследствии он возглавил Специальную комиссию по проверке имущества членов Национальной антикоррупционной комиссии.

Упомянутый в деле о подкупе депутатов, но проголосовавший за Соглашение об ассоциации с ЕС

В марте 2014 года, когда разгорелся скандал о подкупе депутатов, а правоохранительные органы задержали двух лиц, обвиняемых якобы за попытку подкупа депутатов Парламента Республики Молдова, Виталия Бурлаку и Ирины Баглай, чтобы они не голосовали за ратификацию Соглашения об ассоциации с ЕС, Юрий Болбочану объявил с трибуны Парламента, что он выходит из партии, с которой прошел в законодательный орган. «Я вижу руководство дел в Республике Молдова несколько иначе. По своей природе я ответственный, и я всегда говорил, что никогда предвыборные обещания не будут выполнены на сто процентов, таковы электоральные трюки, но когда не выполняется даже минимум, необходимо ставить знаки вопроса», – говорил бывший депутат.

Фамилия Болбочану всплывает и впоследствии, во время рассмотрения дела о подкупе депутатов, в рамках эпизода, в котором Геннадий Косован, бывший заместитель министра внутренних дел, обличавший Бурлаку и Баглай, заявлял, что его бывший подчиненный, Виталий Бурлаку, позвонил ему 6 марта 2014 года и призвал посмотреть заседание Парламента, чтобы «увидеть кое-что интересное». На этом заседании Болбочану объявил о своем уходе из ДПМ, а Бурлаку заверил Косована, что «это начало». Впоследствии Бурлаку был приговорен к 11,5 годам лишения свободы за попытку подкупа народных избранников, чтобы они не голосовали за законы, касающиеся присоединения Республики Молдова, в качестве ассоциированного члена, к ЕС. И все же, несмотря на спекуляции, в июле 2014 Болбочану, хотя уже не являлся членом ДПМ, стал одним из депутатов, проголосовавших за ратификацию Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и ЕС.

Сын, старший офицер преследования, судимый за сутенерство

Юрий Болбочану получил образование в Российской Федерации, в Санкт-Петербурге, где училась и его будущая супруга, Адела Болбочану, в настоящее время работающая регистратором в Государственной регистрационной палате. У супругов Болбочану двое детей. Сын, Алексей Болбочану, был офицером преследования, первоначально в рамках НАЦ, потом в рамках Управления специальных миссий МВД, а затем в рамках Инспекторатов полиции секторов Буюканы и Чеканы. Однако, он покинул свой пост в конце 2016 года, после задержания с поличным, вместе с приближенным политика Ренато Усатого, своими коллегами в сауне в компании молодых женщин, оказывающих сексуальные услуги. Впоследствии Алексей был обвинен в сутенерстве, дело было передано в суд. Уголовное дело рассматривается в Кишиневском суде. Лучиан Рогак, адвокат Алексея, отказался отвечать на вопросы ZdG, ссылаясь на запрет своего клиента на предоставление информации в прессе по делу о сутенерстве, в котором он фигурирует. Рогак допускает, что просьба Болбочану была вызвана выдвижением обвинения отцу.

Кристина, дочь Юрия Болбочану, в 2015 году вышла замуж за исполнителя Василия Маковея, после того, как окончила обучение в Санкт-Петербурге, как и ее родители. В 2016 году была принята на работу, согласно информации, размещенной ею в социальной сети, в Парламентскую ассамблею Черноморского экономического сотрудничества, где ее отец ранее был председателем Парламентской делегации Республики Молдова.

Дело о взятке в размере 50 тысяч евро и свидетельский cтатус депутата Болбочану

ZdG стало известно, что, помимо дела об измене Родине, имя Юрия Болбочану фигурирует в другом уголовном деле, открытом Антикоррупционной прокуратурой (АП) в 2012 году, когда он был депутатом от ДПМ, деле, которое не было предано огласке. Ион Дьяков, бывший главный прокурор муниципия Кишинева, который ранее был знаком с делом, объявил, что Алексей Вырлан, бывший заместитель министра транспорта, подал уголовную жалобу, в которой просил Антикоррупционную прокуратуру расследовать действия депутата Юрия Болбочану, Виталия Мокану-Кзине и Захара Заносьева, тогдашних активистов ДПМ, которые якобы вымогали у него 50 тысяч евро за назначение заместителем министра транспорта от ДПМ в Правительство Филата. Согласно материалам дела, летом 2009 года Кзине организовал Вырлану встречу с Болбочану, который сказал ему, что если он хочет получить должность, «было бы хорошо, чтобы он принял участие в предвыборной кампании ДПМ». Впоследствии Кзине и Заносьев еще встречались с Вырланом, требуя от него 150 тысяч евро, из которых 50 тысяч были авансом, чтобы его кандидатуру предложили на пост заместителя министра транспорта и дорожной инфраструктуры. После того, как он передал деньги, Вырлан, однако, не попал в Правительство, и когда он понял, что сможет вернуть «инвестицию», подал жалобу в АП, прося расследовать факты.

«Мы расследуем дело о наркотрафике, в отношении Кзине-Мокану, задержанного с поличным в обнаруженных семи теплицах, в которых росла конопля. Генеральный прокурор Гурин отозвал у нас дело, а потом Кзине-Мокану был освобожден из-под ареста. Затем, последний организовал пресс-конференцию, в которой публично поблагодарил Жиздана, Балана и Гурина за их поддержку. После этих открытых выходов преступников под рампу, в Прокуратуру мун. Кишинев стали приходить граждане и сотрудники полиции, которые пострадали от действий Кзине-Мокану и начальников, которые его защищали. Так пришел и обратился и г-н Вырлан, которого мы до того момента не знали. Он представил копии протоколов противостояния между ним, Кзине и Заносьевым по уголовному делу, которое находится в производстве в АП. Вырлан подробно все рассказал», – вспоминает Ион Дьяков. «Почему Болбочану не был арестован тогда? По халатности тех, кто тогда управлял АП, он не был арестован, и теперь совершил особо тяжкое преступление, измену Родине. Если все равны перед законом, было бы логично, чтобы лица, ответственные в то время за дело, были арестованы за преступную служебную халатность», – считает бывший главный прокурор мун. Кишинев.

Вырлан: «Они вымогали деньги, а не просили»

«Как таковые, они (Кзине-Мокану и Заносьев, прим. ред.) были людьми Болбочану. Они вымогали деньги, а не просили. Я не хочу разговаривать по телефону», – сообщил нам Вырлан по данному вопросу. Хотя мы должны были назначить встречу, впоследствии он перестал отвечать на звонки ZdG. Алексей Вырлан был заместителем министра транспорта и дорожной инфраструктуры в Правительстве Гречаной в период с апреля по декабрь 2008 года. Ранее он работал в Транспортном управлении Примэрии Кишинева.

Виорел Морарь, глава АП, признает, что такое дело существует и сегодня в ведении антикоррупционных прокуроров, но утверждает, что не представлялось возможным доказать вину Юрия Болбочану в этом случае. «Болбочану был заслушан в качестве свидетеля. Деяния имели место в 2010 году, а дело было начато в 2011 году. Основой для начала производства по делу стали заявления лица, который передал деньги, Вырлана (Алексея, прим. ред). Он упоминал двух лиц, которые заявляли, что у них есть влияние на Болбочану (который в то время был депутатом, прим. ред.). Доказательств того, что Болбочану был вовлечен или мог иметь отношение к делу, выявлено не было. Болбочану признал, что он знаком с обоими фигурантами, потому что они вместе участвовали в предвыборной кампании ДПМ. Оттуда он их знал, но сказал, что не состоял с ними в каких-либо отношениях и денег не брал. Не было оснований для того, чтобы заслушивать Болбочану в ином качестве. Даже если бы он был допрошен в качестве подозреваемого, он мог не делать заявлений. Проблема данного дела была в том, что лицо, которое дало деньги, обратилось слишком поздно, после того, как события произошли, спустя почти два года, так что невозможно было собрать доказательства», – считает Виорел Морарь.

Галина Болбочану и ее внук, Алексей Болбочану, обвиняемый в сутенерстве

Пятикомнатная квартира и 6 гектаров леса в аренде в Каприяне

Юрий Болбочану живет со своей семьей в пятикомнатной квартире площадью 153 кв.м. в столичном секторе Буюканы. Недвижимость отражена и в декларации о доходах и имуществе, поданной Болбочану в период, когда он был депутатом. Только вот, жилье было зарегистрировано в Кадастре в январе 2015 года на имя Галины Болбочану, матери бывшего чиновника, которой 79 лет. Квартира была приобретена семьей Болбочану по договору купли-продажи в сентябре 2005 года.

В октябре 2016 года в эту квартиру переместился и юридический адрес фирмы ООО «Vial Brio», с задекларированной деятельностью в сфере сельского туризма, в которой у Юрия Болбочану доля в 8%, наряду с 11 другими лицами. Среди совладельцев есть и врач Адриан Хотиняну, сын депутата Владимира Хотиняну. В 2012 году доход ООО от продаж и «оздоровительного отдыха» составил 580 тысяч леев. Оно арендует 6 га леса в Каприяне, Страшенского района, согласно договору аренды, заключенному с «Молдсилва» в 2010 году, вскоре после того, как и Болбочану, и Хотиняну стали депутатами Парламента.

«Пока что мы на стадии строительства. Там пока ничего нет. Тем более, что г-н Болбочану здесь кое-что должен. Он не заплатил, и мы думаем его исключить. Что касается его, он в абсолютном минусе. В общем и целом, фирма в займах. От учредителей, но все равно, она в минусе», – уточнил Аурел Цуркану, управляющий фирмой «Vial Brio», он же – крупнейший акционер с 12%.

Марина ЧОБАНУ, Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000