Следы с уголовным душком в биографии Игоря Додона

В 2010 году Счетная палата установила, что в результате письменных указаний, подписанных Игорем Додоном, тогдашним первым заместителем премьер-министра и министром экономики, государственному бюджету был нанесен ущерб в размере около 95 миллионов леев. В 2013 году, после целого ряда жалоб на незаконные действия, поданных в Министерство финансов, Генеральная прокуратура, однако, вынесла решение об отказе начать уголовное преследование в отношении Додона. «Я уверен, что инстанции своевременно не вмешались и не завершили это дело из-за определенных договоренностей, которые были у Додона с органами власти относительно остановки хода его рассмотрения на уровне прокуратуры. Налицо превышение полномочий. Оно подтверждено рядом государственных учреждений», – считает Вячеслав Негруцэ, экс-министр финансов, который призывал наказать Додона и вернуть деньги. Негруцэ не исключает, что эти деньги были бы использованы в избирательной кампании ПКРМ 2009 года. Додон обвинения отрицает.

В 2010 году Счетная палата Республики Молдова (СПРМ), осуществляя аудит исполнения государственного бюджета за 2009 год, установила, что «согласно отчетным данным по разделу «Неналоговые доходы», поступления по дивидендам от доли государства в хозяйствующих субъектах и отчислений от чистой прибыли государственных предприятий составили 29,8 млн. леев и, соответственно, 59,3 млн. леев. Анализируя данные, представленные Министерством финансов относительно полноты перечисления в государственный бюджет указанных типов доходов, аудит установил, что государственный бюджет недополучил доходов по данным источникам примерно на сумму 95,0 миллионов леев (в том числе 82,7 млн. леев – в виде дивидендов и 12,3 – отчисления от чистой прибыли) в результате частичного перераспределения, согласно указанию первого заместителя премьер-министра № 0204-943 от 7.08.2009, чистой прибыли, полученной государственными предприятиями и акционерными обществами за 2008 год на их развитие, в связи с чем, не были соблюдены положения Постановления Правительства № 1396 от 12.12.2007».

Указание Додона за один месяц до ухода

7 августа 2009 года, спустя неделю после парламентских выборов от 29 июля 2009 года, в результате которых проевропейские силы (ЛДПМ, ЛП, ДПМ и АНМ) получили большинство мест в законодательном органе и право сформировать Правительство, Игорь Додон, исполнявший обязанности министра экономики, являвшийся также первым заместителем премьер-министра, подписал, находясь в этом качестве, распоряжение, позволившее частичное инвестирование чистой прибыли в 2008 году «в размере, не превышающем 90%» в развитие производственных предприятий, с последующей капитализацией этой стоимости. В списке государственных предприятий, которые воспользовались этим «предложением»: «Franzeluța», «Молдовагаз», «Международный аэропорт Кишинэу», Сбербанк (Banca de Economii) и еще 57 крупных государственных предприятий.

Игорь Додон обосновал «указание» Постановлением Правительства от 12 декабря 2007 года, которое сам же и контрассигновал. Документ предусматривал, что на государственных предприятиях «в некоторых случаях, с предварительного согласия Правительства, чистая прибыль в размере не более 90% от ее стоимости, может быть использована для инвестиций в развитие производственных предприятий с ее обязательной капитализацией (увеличением уставного капитала)».

Это Постановление Правительства, на которое ссылался Додон, среди прочего, предписывало «государственным предприятиям, до 1 июля года, следующего за отчетным годом, перечислять в государственный бюджет часть чистой прибыли, установленную административным советом соответствующего государственного предприятия. В этот же срок предприятия должны представлять территориальным государственным налоговым инспекциям отчет о расчете отчислений из их чистой прибыли». «Разрешение» первого заместителя премьер-министра Додона, датируется, однако, 7 августа 2009 года, когда, по закону, государственные предприятия уже должны были перечислить свою прибыль в государственный бюджет.

Вячеслав Негруцэ, бывший министр финансов, не исключает, что целью данного хода Додона была лишь легализация исчезновения с этих предприятий 95 миллионов, которые были использованы в рамках избирательных кампаний ПКРМ. «Да, попытка легализации одного беззакония другим беззаконием, злоупотребление и превышение полномочий. Эти предприятия были известны в то время в качестве доноров избирательных кампаний», – уточняет Вячеслав Негруцэ.

Минюст: Додон не имел права подписывать этот документ

На основе выводов СПРМ, Министерство финансов (МФ), во главе с Вячеславом Негруцэ, обратилось в Министерство юстиции (МЮ) с запросом высказаться насчет сложившейся ситуации, а также в Генеральную прокурору (ГП) для выяснения деталей этого случая и возможного определения жизнеспособного решения по возвращению в бюджет 95 миллионов леев, которых бюджет в 2009 году был лишен. В ответе МЮ от 19 апреля 2013 года, подписанного Олегом Ефримом, учреждение констатирует, что «Правительство Республики Молдова состоит из премьер-министра, первого заместителя премьер-министра, заместителей премьер-министра, министров и других членов, установленных органическим законом» и что «Постановления Правительства принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании, а распоряжения – большинством голосов членов Правительства».

В то же время, МЮ уточнило, ссылаясь на «указание» Додона, что «это согласие… должно было быть реализовано посредством Постановления Правительства, принятого в порядке, установленным законом. Вместе с тем, рассмотрение действий первого заместителя премьер-министра с целью установления служебных обязанностей, относится к компетенции прокуратуры», – отмечалось в ответе Олега Ефрима. Другими словами, Минюст констатировало, что Додон не имел права подписывать этот документ-указание самолично, без голосования членов Правительства.

Прокуратура дала другое толкование закону

У прокуроров, однако, было другое мнение относительно толкования закона. В ответе, подписанном Евгением Русу, заместителем тогдашнего генерального прокурора, 21 апреля 2013 года, в воскресенье (!), говорилось, что «указание» Додона было законным, вынесенным на основании Постановления Правительства 2007 года, как уже упоминалось выше, которое устанавливало, что «в некоторых случаях, с предварительного согласия Правительства, чистая прибыль в размере не более 90% от ее стоимости, может быть использована для инвестиций в развитие производственных предприятий с ее обязательной капитализацией (увеличением уставного капитала)», и что «премьер-министр, первый заместитель премьер-министра и заместители премьер-министра осуществляют, в соответствии со своими обязанностями, координацию министерств… и дают оперативные указания для обеспечения выполнения постановлений, ордонансов и распоряжений Правительства. В свете вышеизложенного, рассматриваемое указание бывшего первого заместителя премьер-министра Игоря Додона не может быть квалифицировано как деяние, за которое может быть назначено уголовное наказание, в связи с чем, основания для вмешательства прокурора отсутствуют».

После этого ответа, МФ повторно обратилось в МЮ с просьбой о толковании синтагмы «с предварительного согласия Правительства». В ответе за подписью Владимира Гросу, заместителя министра юстиции, подтверждалось, что «Правительство является коллегиальным органом» и что для предоставления государственным предприятиям права инвестировать чистую прибыль, полученную в 2008 году, Министерство экономики, во главе с Додоном, должно было выступить с проектом Постановления Правительства, после согласования с заинтересованными органами и учреждениями, подвергнуть его антикоррупционной и правовой экспертизе, и представить на рассмотрение и принятие Правительством… В контексте приведенных законодательных положений, мы сообщаем о том, что согласие Правительства должно было быть вынесено посредством Постановления Правительства, принятого на заседании Правительства». Другими словами, МЮ подтвердило, что Додон не имел права брать на себя роль «Правительства».

Итог: «Уголовный процесс был прекращен»

В мае-июне 2013 года МФ повторно направило в ГП обращение о проведении расследования. В июне 2013 года все тот же Евгений Русу проинформировал МФ, что «учитывая тот, что до сих пор не были собраны все материалы, необходимые для принятия объективного и всестороннего решения, о результате мы сообщим вам дополнительно». Ответ пришел 2 августа 2013 года и основывался на постановлении об отказе начать уголовное преследование, «с вынесением решения о прекращении начатого уголовного процесса». Олег Сажин, прокурор Отдела финансово-экономических расследований ГП, установил те же обстоятельства, ранее изложенные его начальником, Евгением Русу, отметив, что «рассматриваемое указание бывшего первого заместителя премьер-министра Игоря Додона было вынесено как следствие положений нормативных актов и не может быть квалифицировано как деяние, которое может быть санкционировано в рамках уголовной ответственности».

МФ обратилось в НАЦ. В ответе, подписанном Виорелом Кетрару в июле 2013 года, подтверждалась информация, представленная Прокуратурой, о том, что «указание не может быть квалифицировано в качестве преступления».

Негруцэ: «Налицо превышение полномочий» против Додона: «Нет, ничего такого не было»

Вячеслав Негруцэ, экс-министр финансов: «Существует решение Счетной палаты, принятое в августе 2010 года, где ясно описаны незаконные действия бывшего первого заместителя премьер-министра, экс-министра экономики Додона. Бюджет лишился 95 миллионов леев в результате незаконного решения Додона. Соответственно, для восстановления пробелов в бюджете, а также для оценки этого злоупотребления, МФ привлекло внимание государственных учреждений, ответственных за расследование и преследование. Я уверен, что инстанции своевременно не вмешались и не завершили это дело из-за определенных договоренностей, которые были у Додона с органами власти относительно остановки хода его рассмотрения на уровне прокуратуры. Налицо превышение полномочий. Оно подтверждено рядом государственных учреждений, не только СПРМ. Прокуратура проинформировала меня о начале расследования. У меня есть официальное письмо от нее. После чего пришло другое письмо, в котором мне сообщили о прекращении расследования по распоряжению прокурора. Это было 3 августа 2013».

Игорь Додон, бывший первый заместитель премьер-министра, экс-министр экономики: «Я помню что-то такое. Мне кажется, что даже хотели открыть уголовное дело, если я не ошибаюсь. Позже я предоставил им все аргументы, и они сказали, что отсутствует мотив, что я не нарушил закон, и на этом все закончилось. Кажется, так это было. В 2011 или 2010 году, даже не помню». Об ущербе в 95 миллионов леев, вмененном СПРМ и МФ: «Нет, ничего такого не было».

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *