Европейские фонды, восточная ориентация и гражданский дух Гагаузии

9-gaguazia22Мы оказались в Гагаузской автономии, в Конгазе, чтобы принять участие в запуске предприятия по вывозу мусора, которое будет предоставлять услуги жителям двух близлежащих сел: Котовское и Русская Киселия. Предприятие было открыто на деньги Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), при поддержке нескольких европейских стран, а также с использованием средств из бюджета Республики Молдова, и стало одним их первых в этом роде молдавских сел и первым в Автономии. За оказанные услуги жители будут платить умеренные суммы – около 30 лей в месяц. Взамен, они избавятся от проблемы отходов и сугробов в зимний период.

Около 10-15 сельчан, большинство почтенного возраста, с одной стороны, и недавно трудоустроенные на санитарное предприятие, наряду с несколькими сотрудниками мэрии, с другой стороны, приняли пассивное участие в мероприятии. Башкан Михаил Формузал, находящийся на исходе мандата, поблагодарил иностранных доноров, центральные власти и поздравил трех примаров с инициативой обращения и получением западного гранта. И примары передали благодарность донорам, как и башкану. Представитель Государственной канцелярии произнес несколько предложений, немного забавных, на разговорном русском, после чего эстафета перешла к местному служителю церкви, который освятил, согласно христианской традиции, тракторы и автомобили, купленные на западные деньги.

Вскоре после церемонии, башкан испарился, запрыгнув в роскошный автомобиль. Их стоимость равна примерно 2-3 тракторам, которые могли бы избавить от отходов несколько сел в Автономии. Между тем, журналисты, которые хотели спросить Формузала о том, как ему удается примирить европейские фонды с объявленной ориентацией на интеграцию в Таможенный союз Путина, вынуждены были обратиться с этими вопросами к сельчанам. Они, с некоторым смущением, отвечали о лояльности региона Москве фразами, уже знакомыми от сторонников этого внешнего вектора: в Кишиневе или в других регионах страны.

«Люди – за Москву, потому что Россия обеспечивает их рабочими местами. Мы бы пошли в Европу, но мы не знаем языка. И потом, что нам могут предложить европейцы? Туда можно ехать только туристом», – говорит Георгий Недов, работник предприятия по вывозу мусора в Конгазе. Парадоксально, но Георгий, который во времена СССР работал в селе экскаваторщиком, после чего был вынужден уехать в Москву, не осознает тот факт, что домой его вернули европейские инвестиции, а не сближение с Россией. «Теперь, благодаря примэрии, я нашел работу в селе, тружусь на новом экскаваторе. Мы хотим сделать наше село чище, а жизнь людей легче», – говорит Георгий.

9-gaguazia12«В Гагаузии – вакуум грантов и проектов, финансируемых ЕС»

Это село воспользовалось и другими европейскими фондами, предназначенными для уличного освещения. Однако, согласно Михаю Шавер, консультанту ПРООН, родом из Конгаза, ситуация не одинакова в разных населенных пунктах Автономии.

«В Гагаузии реализуется мало проектов. Здесь ощущается вакуум грантов, проектов, финансируемых ЕС, по сравнению с другими районами Республики Молдова; поэтому люди настроены скептически, население испытывает недостаток внимания и изоляцию. В то же время, незнание государственного языка не позволяет им и властям региона получить доступ к грантам», – говорит консультат ПРООН.

Шавер считает, что в предрасположенности гагаузского населения к восточной ориентации нужно винить кишиневские власти, которые мало что сделали для его интеграции в общество, а также местных политиков, которые с завидным постоянством спекулируют этой темой, чтобы получить политические дивиденды. «С самого начала дискуссий о европейской интеграции людям не объяснили преимущества этого процесса – сближения с ЕС. Вторая проблема вызвана самими политиками, заинтересованными в разделении общества. Легче вести разговоры о геополитике, чем заниматься решением местных проблем. На всех выборах, будь то пост башкана или примара, говорится о геополитике: Россия или ЕС? Но не говорится о том, почему у нас нет дорог, почему у нас нет систем водоснабжения или канализации», – заключил консультант ПРООН.

Такой подход комратских политиков может быть определен как синдром «бункера», навеянный фильмом Эмира Кустурицы «Podzemlje», по-английски «Underground». Картина повествует историю о том, как в начале Второй мировой войны группа людей укрылась в бункере, а один мошенник взял на себя инициативу и держит их в подвале в течение 50 лет, говоря, что война продолжается. Тем временем, лидер группы пользуется всеми благами, производимыми изгнанниками в подвале, якобы для нужд борьбы с фашистами. Именно так работает схема политиков Гагаузской автономии, которые пугают избирателей объединением Республики Молдова с Румынией и «гомосексуальной» Европой, обещая спасение и благополучие в таможенном союзе, так и не обретшие форму.

Правительство в Кишиневе само сверяет часы гагаузов по Московскому времени

В свою очередь, кишиневские власти в ответе за то, что вскоре уже будет 25 лет, как этот регион оставлен без присмотра, и этим они сами перевели часы гагаузов на Московское время. Вместо того, чтобы разрабатывать политики по остановке сепаратистских тенденций в этом анклаве, которые теперь волнуют многих, был выбран неверный путь, с помощью рычага бюджетных средств, как способа давления и вразумления комратских властей. В действительности, этот способ применяется по отношению и к другим местным публичным властям. «Хотите получить без лишней волокиты субсидии или средства для решения местных проблем, будьте послушны, а лучше вступите в нашу партию», – слышат местные избранники все эти годы. Лишь в Гагаузии изменение этой системы неизбежно привело бы к ее реформе на всей территории Республики Молдова, и тогда партийные лидеры потеряли бы деньги, которые стекаются в бюджет и которые были украдены, так и не попав в районы. Пример тому – реформа местного публичного управления, объявленная годы назад, ожидаемая европейцами и затягиваемая нашими политиками.

Другая проблема, которая может быть решена, – это «спасение» гагаузов от русской пропаганды, превращающей телевизор в теле-размягчитель мозга. Для этого не нужны реформы или деньги, достаточно, чтобы два-три политика не паразитировали за счет российских телеканалов. Но похоже, что средства от рекламы на телевидении являются большей ценностью, чем национальная безопасность. Поэтому у нас, и здесь я имею ввиду только Гагаузскую автономию, население живет в отрыве от реальности Республики Молдова, будучи подключенным к другой реальности, что в 1000 км отсюда, и которая враждебна по отношению к Молдове.

«Не помню, когда в последний раз смотрела Кишиневские новости»

Жительница Конгаза подтверждает, что происходящее за административными границами их региона, уже давно не представляет для нее интерес. «Я ничего не знаю о том, что происходит в Республике Молдова, мне не интересно. Работаю вместе с мужем в Москве. Не помню, когда в последний раз смотрела Кишиневские новости; в телевизионной сетке у нас только один телеканал из Кишинева, Moldova 1, но мы его не смотрим», – рассказывает Мария Телпиз.

Результат соответствующий. «Только сейчас мы увидели помощь европейцев, а Россия нам помогает уже давно. Элементарная вещь: Россия больше не покупает яблоки, и много людей страдает. Кишиневские власти тому виной, потому что они начали эту суету с интеграцией в ЕС», – говорит женщина.

Еще один простой метод, который пригоден в нашей реальности бесконечного переходного периода, является подключение элит Комрата к республиканским финансовым ресурсам. Речь об известной «кормушке», от которой «отлучены» гагаузские политики, а значит, у них нет даже финансового интереса сохранить это государство. Другое решение, которое позволит вести более разумную (взвешенную) политику, и которое повторяется на протяжении долгих лет многими экспертами, – продвижение молодежи Автономии во всех институтах власти, министерствах, агентствах и т.д. Таким образом, активная часть этого сообщества стала бы работать на общее благо и была более заинтересована в развитии Республики Молдова.

Также в Конгазе, мы обнаружили положительные примеры, которые побудили нас поверить в то, что еще есть шанс у этого сообщества обрести себя в молдавском социуме и на европейском пространстве. Представители ПРООН утверждают, что изначально примэрия, после нескольких тренингов, предложила для финансирования два проекта: учреждение предприятия, описанного выше, и открытие европейского центра для детей с ограниченными возможностями. Европейцы попросили сделать выбор, и примэрия предпочла проект «Вывоз мусора». Родители детей с ограниченными возможностями, однако, не сдались и проявили гражданский дух, редкий для сельской местности Республики Молдова. Они объединились, зарегистрировали ассоциацию, собрали средства у местных доноров и из-за границы, и с помощью примэрии дали жизнь центру, услугами которого пользуются также дети из других населенных пунктов. Это пример того, как по одному совету экспертов из Кишинева, обученных, в свою очередь, европейцами, могут быть реализованы прекрасные идеи. Такие инициативы кажутся даже более эффективными, чем политика правительства.

Александру Болфа
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000