Социальные центры для Молдовы: мечты или насущная необходимость?

В 2008 году в Молдове была принята национальная стратегия по реформированию интернатов, целью которой было уменьшение на 50% численности детей, которые находятся в государственных учреждениях.

На тот момент в интернатах воспитывалось 12 тысяч детей, около 80% из которых имели живых родителей. Ставилась задача вернуть большинство из них в родные семьи, на попечение родителей, бабушек и дедушек, в остальных случаях – найти детям патронатные семьи.

Для проведения реформы в стране была создана сеть социальных работников, которые должны были заниматься процессом возвращения детей в семьи с индивидуальным подходом к каждому случаю. Было открыто более 30 дневных центров, которые выполняют роль «подушки безопасности» для детей из особо бедных и неблагополучных детей, где они могут находиться до полугода, получая материальную и психологическую помощь.

За эти 12 лет в Молдове было закрыто 60 интернатов. В оставшихся 10 интернатах по данным 2019 года находится около 1000 детей, и еще около 1000 детей – в патронатных семьях. Остальные 10 тысяч детей пополнили разные статистики – кто-то действительно вернулся домой, кто-то пополнил ряды уличных беспризорников (можно вспомнить несколько нашумевших историй о кишиневских бездомных, обитающих на территории бывшего Республиканского стадиона и гостиницы «Националь»).

Поэтому проблему вряд ли можно назвать решенной, поскольку многие дети из числа возвращенных домой снова попадают на улицу из-за неблагополучных условий в своих родных семьях, некоторые бросают школу из-за травли со стороны остальных, более «благополучных» детей.

По данным Минтруда и соцзащиты, число усыновлений (как молдавскими, так и иностранными гражданами) также снижается, а начальник генерального инспектората полиции Вадим Кожокару недавно высказал от лица МВД обеспокоенность увеличением среди детей числа случаев самоубийства, попыток самоубийства, побегов из дома или из центров, где они размещены.

Будущее за теми вещами, которые объединяют людей

Салават Жданов – один из людей, которые знают эту тему не понаслышке, поскольку занимается темой детей-сирот в Молдове уже 35 лет, возглавляет старейшую у нас в стране благотворительную организацию «Clipa Siderală», известную своими ежегодными акциями «Caravana de Crăciun», «Scrisoarea la Moș Crăciun», летним детским оздоровительным лагерем «Sparta».

Салават Жданов

По многолетним наблюдениям Салавата, многие из детей после интерната остаются неустроенными в жизни – и истории, которые он рассказывает, открывают глаза на многое.

«Вот 16-летней девушке, интернатовской выпускнице, говорят приготовить вермишель. Она берет ее, ломает и кладет в тарелки кушать. Другой девушке (она какое-то время после интерната жила у моей мамы) говорят поставить чай – и она ставит чайник на плиту, но то, что зажечь нужно газ, она не понимает! И это ужасно – получается, что дети, которые выходят из интерната, они «нулевые»! Они не знают, как жить, как общаться, как зарабатывать и тратить деньги. Более того, они уверены, что государство им должно, мы все им должны, и они всегда ждут подачек, не хотят работать. Поэтому то, что интернаты по стране начали закрывать – это правильно, другой вопрос, что не нашлось столько подвижников с социальными центрами, которые бы заменили их».

По мнению большинства социальных активистов, существующие в стране социальные центры – как государственные, так и частные, а также финансируемые иностранными организациями – не справляются с существующим количеством нуждающихся в их помощи людей, к которым относятся малоимущие и неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди, дети-сироты, матери-одиночки из уязвимых слоев населения.

«Нам пришла идея найти 5 семей, в которых будут жить по 5-6 молодых людей после интерната, которые будут учиться жить в семье, вместе работать, общаться, выращивать и готовить еду – то есть на самообеспечении, со своим хозяйством, садом, огородом, теплицей, животными… И таким образом они будут социализироваться и интегрироваться в современное общество. Не воспитывать их словами, потому что это не работает, а дать им попробовать жизни, или вот, например, повезти их в тюрьму пообщаться с их сверстниками, которые там сидят по своей глупости и непониманию жизни. Показать им варианты… Были уже психологи, с которыми мы вели переговоры о том, чтобы они приезжали к нам время от времени, помогали решать возникающие вопросы. Эти молодые люди не жили бы там постоянно – кому-то просто нужно было бы помочь документы сделать, на работу устроить. А есть и такие, которые больше сбились с пути, им и полгода, и год иногда надо в таком центре провести, помочь с документами, вылечить.

Мы уже купили 10 гектаров земли, потом обращались в разные организации… Нашли одну французскую организацию, которая уже более 110 лет занимается этим – они должны были стать нашими методистами. У нас уже были заявки от частных ферм, которых много по стране и которым нужны рабочие руки – и мы хотели заключать с ними контракты, устраивать к ним наших бывших детдомовцев – чтобы им платили зарплату, допустим, не 100%, а 90%, но при этом хозяева бы присматривали за ними, как они живут, как питаются. Подобные проекты тоже есть в мире».

На вопрос – почему проект так и не состоялся – Салават признает, что сам до конца не знает ответа. Сам он не смог уехать в село, чтобы заниматься налаживанием всего процесса самостоятельно – останавливало незнание государственного языка и возраст. Кроме того, не было уверенности, что проект получится запустить в полной мере – так, как он виделся.

На вопрос, как ему видится на сегодняшний день положение старых людей в нашей стране, Салават отвечает фразой: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». По его мнению, более-менее сносно обстоят дела у тех, у кого есть родственники, которые их поддерживают. Но он знает случаи в своем окружении, когда пожилые люди умерли просто от отсутствия самых простых лекарств из аптеки. «Я не сгущаю краски. Я думаю, что в любом возрасте есть хорошее, но сейчас тренд такой, что все разделены, каждый сам за себя. Но я все-таки думаю, что будущее за теми вещами, которые объединяют людей».

Человек не должен умирать скорбящим, на его лице должна быть улыбка!

Лидия Нагачевски 24 года проработала в сфере социальной защиты, получив обширный опыт в международных организациях в Румынии, Испании и Франции, а 5 лет назад вернулась в Молдову и занимается этим уже у себя на родине, в Хынчештском районе. По ее словам, существующие в этом районе социальные центры не могут охватить всех нуждающихся, либо – в случае негосударственных центров – помогают выборочно, например, лишь жителям определенных религиозных верований.

Лидия Нагачевски в ходе гуманитарной миссии

Лидия считает, что когда идет речь о самой базовой гуманитарной помощи нуждающимся, негуманно разделять людей по принципам веры, пола, национальности и т.д. Только на сегодняшний день Лидия со своими волонтерами на добровольных основаниях помогает 200 нуждающимся семьям (около 500 человек) из 7 окрестных сел, но ее мечта и цель – открыть в Хынчештах полноценный социальный дневной центр для помощи малоимущим семьям, детям-сиротам и одиноким старикам из районного центра и окрестных сел.

Одна из важных идей – об объединении под одной крышей детей и одиноких пожилых людей и налаживании между ними отношений «бабушек-дедушек» и «внуков», отношений взаимного уважения и заботы, которых им так не хватает в своих родных семьях. Такое направление социальной помощи известно в мире, в некоторых странах успешно объединяют дома сирот с домами престарелых, и налицо большой терапевтический эффект, который такое взаимодействие оказывает на всех его участников.

Также в центре планируется открыть реабилитационную комнату со специальными тренажерами – для восстановления после травм, инсультов, для лечебной физкультуры, а также будет налажена и система психологической поддержки.

Лидия собирается открыть при центре и социальную прачечную, которая поможет малоимущим содержать себя и свои дома в чистоте, при необходимости – будут оказываться и услуги стрижки, уборки, доставки продуктов на дом. Для нуждающихся это будет бесплатно, но, опираясь на свой большой опыт, Лидия считает, что центр нужно выводить на аутофинансирование, поэтому будут предоставляться и платные услуги: прачечной, социального магазина.

«Финансовой поддержки никакой нет. Нам нужно приобрести дом в Хынчештах с 5-6 комнатами, где расположится наш центр. Также очень нужен транспорт, чтобы иметь возможность привозить к нам в центр людей из близлежащих сел. Я обращалась в разные инстанции – но нам предлагали помощь разве что взамен на политическую агитацию, а я так не могу, не хочу работать. Конечно, мне обидно, что я больше 20 лет успешно проработала в других странах, а у себя на родине вот уже 5 лет я пытаюсь внедрить свои знания и свой опыт, но меня здесь не понимают.

На мой призыв помочь в Молдове можно часто услышать: «Такова его судьба» – но я не согласна с этим, я вижу – какая огромная разница между теми же стариками у нас и, к примеру, в Испании, где я работала! Там людям в 70-80 лет еще хочется жить и жить, они ходят на танцы, которые для них организуют, ездят на экскурсии, на встречи. А у нас женщина в 60 лет уже записывает себя в старухи, а в 70 ей уже вообще ничего не хочется… Мне очень сложно согласиться с такой разницей! У нас все такие хмурые, будто держат на своих плечах всю тяжесть мира. А все потому, что внимания к ним мало, и старость у нас в стране горька. Я же придерживаюсь мнения, что человек не должен умирать скорбящим, на его лице должна быть улыбка!».

Мария ГУРСКИ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000