Идея евроинтеграции в опасности?

Накануне подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и вот уже год после его вступления в силу в обществе не утихают споры: нужно ли нам двигаться на Запад или сохранить давние отношения с Востоком? Ответ зачастую зависит не от знания ситуации, а от политических предпочтений. Попробуем все же разобраться, что изменилось за этот год.

Аргументы в пользу и против евроинтеграции приводят бельцкие муниципальные советники.

К чему стремимся?

Cоветник Влад Гицу (блок Юрие Лянкэ) уверен, что Соглашение об ассоциации с ЕС важно и нужно в первую очередь Молдове. Это единственный шанс модернизировать нашу страну, поскольку ЕС предлагает нам не только стандарты и качество жизни, но и ресурсы для этого. «К примеру, в Молдове планируется открытие нескольких современных лабораторий для определения качества пищевых продуктов, которые могут пойти на экспорт. Одна из них – в Бельцах, и для этой цели будет выдан грант», – утверждает Гицу.

Советник Василе Доброджану (ЛП) обращает внимание на огромный потенциал европейского рынка, не сравнимый с российским: «В Европе 550 млн людей с очень высокой покупательской способностью, в России – 140 млн и с низкой покупательской способностью. Тут все явно в пользу Европы». Тем более что Россия использует интеграционные и экономические вопросы в политических и даже в геополитических целях, вводя эмбарго «за непослушание», а не низкое качество продукции.

В свою очередь советник Александр Усатый (Партия социалистов) считает, что именно, учитывая геополитическую обстановку, мы и должны «более гибко в ней ориентироваться, а не занимать какую-то крайнюю позицию». И перед подписанием соглашения надо было предполагать, какие риски ждут Молдову, прежде всего для экспорта сельхозпродукции на российский рынок. По его данным, с сентября 2014 года по сентябрь 2015 года объем экспорта сельхозпродукции в Россию уменьшился на 250 млн долларов, а общий экспорт в ЕС увеличился на 700 тысяч долларов. «Если поделить эти цифры, то можно сказать, что за год с момента подписания договора объем экспорта был снижен в 360 раз. Это очень серьезный показатель, над которым стоит задуматься. И это было прогнозируемо!», – говорит Усатый.

На вопрос, куда же делось такое количество продукции, ведь на внутреннем рынке переизбытка овощей и фруктов и падения цен не наблюдается, г-н Усатый ответил: «Никуда. Испортилась, сгнила, спросите у сельхозпроизводителей». По его мнению, молдавская продукция не может конкурировать с продукцией европейских фермеров, поскольку субсидии в сельское хозяйство в Европе в разы выше, чем у нас.

Евроскептицизм вызывают страхи

Стереотип «наши товары в Европе никому не нужны» – один из самых популярных среди части предпринимателей. Однако председатель Клуба деловых людей «Manager» Иван Банарь считает, что все наоборот: европейский рынок открылся, а бизнес в массе своей оказался не готов продвигать туда свою продукцию. При том, что качество отличное и цена конкурентоспособна, качество товаров и услуг не подтверждено сертификатами. «Здесь не доработали государственные структуры, да и бизнес-ассоциации не сумели упредить такую ситуацию. В Молдове сертификацию предприятий на соответствие европейским стандартам качества долго рассматривали как нечто модное, а не острую необходимость. И, конечно, проводили эту работу только предприятия, которые располагали свободными средствами, и те, во главе которых находились дальновидные руководители, такие как АО „Moldagrotehnica”, OOO „Jelibert”, SA „Codru Nord”», – говорит Банарь.

Теперь, по его мнению, важно мобилизовать усилия и устранить допущенное отставание, дать возможность воспользоваться сполна открывающимися преимуществами. Вторит ему Вероника Савин, региональный координатор Института европейских политик и реформ: «Конечно, это сложно, но в Соглашении предусмотрен 10-летний переходный адаптационный период плюс финансовая помощь, чтобы наши производители смогли приблизиться к евростандартам. Люди этого не знают, они считают, что, если сегодня подписали, то завтра все будет уже закрыто».

Если бизнес боится остаться без рынков сбыта, то у простых жителей свои страхи. Ливия Болфосу, координатор проектов общественной ассоциации «Casmed», чьи волонтеры проводили дебаты по евроинтеграции в селах на севере республики, рассказывает: «Наша организация в основном работает с пожилыми людьми. В силу своих способностей, в силу возраста они верят в то, что видят и слышат по телевизору, слышат по радио. У многих дети и внуки работают в России, люди боятся, что там они станутся без работы, если Молдова сблизится с ЕС. Люди боятся, что им урежут пенсии… Мы не цифрами, а сценами социального театра показали, как в Европе живут пожилые, и стараемся объяснить людям, что надо и у нас создать такие же условия, как и в Европе, чтобы наши пенсионеры жили достойно».

Вероника Савин считает, что большинство страхов связано с недостатком информации, а то и откровенной дезинформацией со стороны ангажированных СМИ. В результате люди воспринимают услышанное эмоционально, не вникая в цифры и аргументы. «Проводим тест с лицеистами и студентами: — Где лучше дороги? — В ЕС. — Где меньше коррупция, в ЕС или Таможенном союзе? — В ЕС. — Где выше пенсии и зарплаты? — В ЕС. И так далее. Последний вопрос: к какому союзу у вас больше уважения? Ответ: к Таможенному. — Если бы вы сегодня на референдуме голосовали, что бы вы выбрали? — ТС», – удивляется такой иррациональности в ответах Вероника Савин.

Объяснение, по ее мнению, прозвучало на одной из встреч в русскоязычной группе бельцкого колледжа. Весь семинар один студент закидывал ведущих «страшилками», ему указывали на ошибки, но в конце он произнес фразу, перечеркнув все услышанное: «Зачем мне ваш Евросоюз? Россия меня примет таким, какой я есть. А в ЕС надо хорошо учиться!»

Позитивные изменения есть

Каким бы ни было мнение противников Соглашения, специалисты подтверждают его благотворное влияние на экономику Молдовы. Не говоря уже о том, что у граждан РМ появилась возможность без виз ездить в Европу. Во-первых, бизнес переориентировался на другие рынки. «До подписания Договора об ассоциации молдавский экспорт в страны ЕС составлял 52%, а на сентябрь 2015 года он вырос до 63%. В СНГ – 33%, после подписания – 25%, в другие страны – 15 % было, сейчас – 12 %, – приводит цифры директор Агентства регионального развития по северу Ион Бодруг. В 5 раз увеличился экспорт в страны Европы винограда и кукурузы, в 8 раз – слив, в 3 раза – яблок».

Заместитель начальника Бельц-кой таможни Игорь Кожокару привел данные за 10 месяцев этого года только по зоне обслуживания Бельцкой таможни: «Общий объем импорта из СНГ составил 15,68 млн леев, из стран Евросоюза – 3221 млн. Что касается экспорта в СНГ – 298 млн, в ЕС – 3529 млн». По его словам, в ЕС больше всего поставляются зерновые и промышленные товары, которые изготавливают в основном в Свободной экономической зоне «Бэлць», большая часть нашего экспорта в страны СНГ – овощи и фрукты. И тут действительно некоторые показатели по экспорту упали.

Игорь Кожокару признает, что первое время среди экономических агентов Молдовы царила паника, однако «мы постарались помочь им с оформлением необходимых документов для поставки товаров в ЕС. Люди начали справляться с этим. Больше всего трудностей было у тех, кто экспортировал только в страны СНГ».

Среди других положительных моментов заключения Соглашения об ассоциации для бизнеса наши собеседники отмечают открывшиеся перед малыми и средними предприятиями возможности, программы и проекты, поддерживаемые ЕС, благодаря которым удается добиться лучшего качества в соответствии с евростандартами. «Многие из них успешно и с толком для себя этим пользуются. Примером тому бельцкие ООО „Polimobil”, OOO „Miracol”, OOO „Gips Biruinta”(Сынжерей)», – говорит Иван Банарь, руководитель клуба деловых людей, объединяющего более 70 предприятий севера республики.

Глава ADR «Nord» Ион Бодруг поддерживает: сельхозпроизводители северного региона не только повысили качество продукции, но и усвоили новые технологии выращивания, «как обезопасить свои сады от града, как поливать и т.д.».

Позитивные изменения коснулись и инфраструктуры – дорог, сетей водоснабжения и канализации, социальных объектов, восстановленных или построенных на европейские деньги. По мнению Иона Бодруга, надо активнее доводить информацию об этом до населения, потому что зачастую местные власти скрывают, что помощь оказана ЕС, чтобы приписать все заслуги себе.

Внедрение Соглашения тормозится

Что еще мешает в полной мере оценить открытые Соглашением возможности и воспользоваться ими?

Зачастую это неумение или нежелание перестраиваться и работать по новым правилам. Так, глава бельцкого Центра прикладной метрологии и сертификации Игорь Савин считает, что дело не в том, что стандарты в ЕС, России и Молдове очень разные, а в том, что не всегда они соблюдались: «Торговать с соседями мы сможем всегда. Но пора забыть о тех временах, когда мы могли торговать некачественными товарами, поставлять продукцию в непонятном количестве и т.д. Надеюсь, эти времена уже ушли в историю. И это правильно!».

Того же мнения придерживается советник Василе Доброджану: «Наши экономические агенты прекрасно знают все стандарты, но у них еще осталась привычка работать по-старому… на авось или решать все проблемы с качеством своей продукции другими способами – через взятки». Чем быстрее бизнес изменит отношение и займется вопросами качества, тем легче пройдет адаптация и откроются новые преимущества и для производителей, и для потребителей.

Правда, полагаться предпринимателям придется только на себя. «Государственные структуры очень инертны. За исключением Агентства регионального развития вряд ли найдется еще какая-то структура, имеющая четкую продуманную стратегию адаптации малых и средних предприятий к работе в новых условиях, – считает Иван Банарь – Частая смена правительства, отсутствие средств и незнание местных реалий, делает практически невозможной какую-либо помощь в ближайшие 3-5 месяцев».

Под угрозой расторжения

Как считают наши собеседники, именно политическая нестабильность, отсутствие политической воли в претворении реформ наверху и представляют основную угрозу для Соглашения. Потому что, как любой договор, он может быть расторгнут при невыполнении условий одной из сторон. И проиграет от этого не Европа, а Молдова. Как в плане рынка сбыта своей продукции, так и в плане финансовой помощи.

С другой стороны, с горечью отмечает советник Влад Гицу: «Некоторые наши политики говорят, что, когда они придут к власти, то будут денонсировать это Соглашение. Они не хотят что-то изменить в Соглашении, добавить, поправить, а хотят все отменить… Для меня это путь в никуда. Молдова никогда не станет развитой страной, если мы будем так думать».

Получается, больше всего мешают процессу евроинтеграции молдавские политики: одни – призывами к денонсации, другие – саботажем реформ.

Марина Бзовая, Бельцы

 

Проект финансируется Программой сотрудничества в целях развития и поощрения демократии Литовской Республики.
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *