Болезнь, погубившая мое зрение

Жизнь Николая Адама делится на две большие главы и три небольшие подглавы. Первые относятся к периоду, когда он мог видеть хотя бы что-то, затем – к тому, когда глаза сдали, а последние разделены между 7 годами дома, школой-интернатом и рабочим местом, где он находится после окончания школы до сегодняшнего дня, когда ему 50 полных лет.

В детстве он жил некоторое время в Макарештах, Унгенского района. Впоследствии переехал в Унгены. Родители купили там дом. По достижении им семилетнего возраста, они отдали его в школу-интернат, где он проучился 10 лет. Оттуда он попал на предприятие, где работает и сегодня, – «Lumintehnica». «Это вся моя жизнь», – резюмирует Николай Адам.

«После этой операции я потерял зрение…»

До 1995 года худо-бедно, но он видел. Мужчина говорит, что врачи помогали ему какое-то время. «У меня и болезнь такая, она называется глаукомой (глазное заболевание, приводящее к атрофии зрительного нерва и сужению зрительного поля, прим. ред.), она разрушает зрительный нерв. Сколько они могли, столько меня лечили. Потом они сказали, что помогут мне с глазным давлением, и после этой операции я потерял зрение», – вспоминает мужчина.

Когда он пришел на предприятие, то пытался помочь другим, не исключая возможности, что он тоже может стать невидящим. «Возможно, поэтому мне было не так тяжело. Мне помогли также моя семья и друзья. Так я смог идти дальше», – отмечает Николай.

Однако, одновременно с потерей зрения, возможность перемещения стала ограниченной. «Когда я видел, я самостоятельно ходил в магазины, на рынок, но теперь моя супруга занимается всем этим. Я, только так, из дому на работу, с работы домой. Вот и все. Ну и, конечно же, езжу с женой в город…» – застенчиво говорит Николай.

Они женаты 24 года, и Николай Адам признается, что пытается помогать ей в пределах своих возможностей. «То, что требует зрения, делает она, что могу сделать я, делаю я. Здесь нет проблем. Каждый занимается своим делом», – отмечает он.

По достижении семилетнего возраста, родители отдали Николая Адама в школу-интернат, где он проучился десять лет. Оттуда он попал на предприятие, где работает и сегодня, – «Lumintehnica». Эта работа, как отмечает Николай, является всей его жизнью, и которую он очень боится потерять

«Мы остаемся по другую сторону забора»

Он живет недалеко от своей работы, и все, о чем он мечтает, сводится к одному – чтобы «была работа», хотя, добавляет Николай, в настоящее время, в части той работы, которую он выполняет, это предприятие переходит к автоматизированным процессам.

«Если бы было так, как раньше, в 85-х-90-х годах, когда у меня была работа, было бы хорошо. И зарплата вовремя, и все. Теперь же семь пятниц на неделе, работы – так себе… Выходит, что ручная работа дороже, и что мы остаемся по другую сторону забора. Для нас нет работы. Раньше мы делали лампы, розетки, переключатели, метлы. Теперь делаем только плоскогубцы», – говорит Николай.

Мужчина также утверждает, что зарплата в 2000 леев и пенсия в размере 1400 леев недостаточны для покрытия его потребностей, хотя он благодарен и за то, что есть.

«Знаете, как говорят, – сколько человек живет, ему всегда мало. И никогда не бывает достаточно. Понимаете, и цены у нас такие, что нашей получки не хватает. Тем не менее, я считаю, что мы должны быть благодарны и за то, что есть. Дай Бог только, чтобы была работа, потому как, если есть работа, другое приложится. Была бы работа, давали бы нам зарплату вовремя, и не простаивали. Вот и все», – подчеркивает Николай.

«Я бы хотел видеть и ходить повсюду сам»

Свободное время он проводит дома, иногда за компьютером, иногда слушает радио, потому что «нам нужно знать, что происходит в стране, кто и какой ерундой занимается».

Отмечает, однако, что, если есть желание, дома всегда найдется работа, «если не хочешь, не найдешь ее». На компьютере он работает как новичок. Кое-чему он научился в библиотеке Обществе слепых. «Но для человека, который видит, это легче, чем для того, кто не видит. Мы работаем только с кнопками, так что это сложнее. Но не всем это дается одинаково: некоторым легче, другим тяжелее. Я хотел бы видеть и быть в состоянии ходить повсюду сам. Когда видишь, оно лучше. Я помню школу, детство, у меня есть различные беглые воспоминания, как говорится…» – заключает мужчина.

Директор «Lumintehnica», Алексей Романенко, утверждает, что в настоящее время на предприятии, которым он руководит, работают 45 человек, у 33 из которых есть нарушения зрения. Они работают по 6 часов в день.

«Было бы очень легко поставить аппарат по сборке плоскогубцев, заменив не десять, а тридцать человек, но цель нашего предприятия, в первую очередь, заключается в том, чтобы люди общались, не находились в одиночестве. Мы пытаемся реабилитировать людей через труд», – говорит Романенко.

На учете Общества слепых находятся около 9 000 человек. Около 300 человек заняты на рынке труда. «У нас есть пять предприятий в рамках Общества слепых на правобережье Днестра и два предприятия в Приднестровском регионе. То, что производится, это, практически, только для Республики Молдова. У нас есть только две сети магазинов, с которыми мы работаем, потому что другие отказываются сотрудничать с нами. Государство помогает с льготами по НДС, налогами, но этого недостаточно», – отмечает Романенко.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на международном уровне, около 253 миллионов человек страдают от нарушений зрения: 36 миллионов – слепые, у 217 миллионов – нарушения зрения от умеренной до тяжелой степени. Тот же источник отмечает, что глаукома является одной из наиболее распространенных причин слепоты в мире.

Алёна ЧУРКЭ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000