Principală  —  Важное   —   Уроки Германии по экологическому воспитанию…

Уроки Германии по экологическому воспитанию и культуре переработки. От Трушень до Берлина – эко-миссия

В Германии мусор – это не отход, а ресурс. Почти на каждом углу стоят специализированные контейнеры для пластика, стекла, органики, бумаги или текстиля. От многоквартирных домов с зелеными крышами и солнечными панелями до переработки мебели и пожертвования продуктов – все продумано с целью минимизировать отходы. Экологическое воспитание начинается с раннего возраста и происходит в форме игры. Сортировка отходов – важная часть повседневной рутины, а переработка становится первым уроком финансовой грамотности для малышей.

Такую картину описала Дорина Кукоарэ-Сорокин, уже четыре года живущая в Берлине вместе со своей семьей. От сортировки пластика в семье до ярмарок обмена и занятий в детском саду о жизни земли, в Германии культура сортировки и переработки – не просто государственная политика, а повседневный рефлекс. И Дорина Кукоарэ-Сорокин показала, как ответственность становится естественной, когда ее проживают каждый день.

Дорина Кукоарэ-Сорокин участвует в нескольких ассоциациях, помогающих мигрантам интегрироваться, основала Берлинский клуб инициированных женщин, руководит фольклорным ансамблем «Floare de cireș», вместе с другими женщинами из диаспоры инициировала и основала проект «ȘezătorIE – Artă și Tradiție» в Берлине. Она арт-терапевт, автор и ведущая творческих мастерских. А забота об окружающей среде – красная нить, проходящая через всю ее деятельность, от кухни и воспитания детей до гражданского участия в жизни диаспоры.

От кухни к стране устойчивости

«Забота об экологии, альтруизм, волонтерство – это мой образ жизни. Я всегда участвовала, мне не было все равно, я хотела учиться и оставить после себя след», – рассказала Дорина Кукоарэ-Сорокин. Все началось с волонтерских проектов в ее родном селе Трушень. В подростковом возрасте она участвовала в проекте «Ecomania», где училась мобилизовать сообщество и превращать идеи в реальные действия. Став матерью, она еще больше осознала влияние человека на окружающую среду и те ценности, которые хочет передать своим детям. Так она основала в родном селе общественную ассоциацию устойчивого развития и маленькую мастерскую по изготовлению многоразовых мешочков для покупок.

«Когда у тебя маленькие дети, ты проводишь много времени на кухне. А именно там образуется больше всего отходов. Мы начали сортировать, искать эко-альтернативы губкам и мылу, три года придерживались веганского образа жизни. Мы взяли на себя ответственность в семье, потом нашли другие семьи с похожими ценностями и регулярно встречались, чтобы делиться опытом. Дети учились на наших действиях, через игру, неформальное образование и выезды на природу. Они узнавали, что такое здоровый образ жизни, что такое устойчивость и почему нужно оставить будущим поколениям чистое место», – объяснила Дорина Кукоарэ-Сорокин, мать четырех детей.

Переехав в Германию, семья сохранила этот образ жизни и легко интегрировалась в повседневность Берлина: «Нам повезло – наше первое жилье было в экологичном квартирном доме, построенном так, чтобы потреблялось как можно меньше ресурсов».

Инфраструктура переработки

Одним из первых уроков, полученных в Германии, по словам активистки, стала эффективность системы сбора отходов: «Все под рукой и просто. Станция сортировки есть через каждые два дома, например. Металлический контейнер для одежды и обуви есть повсюду. Как только выходишь из квартиры, сортируешь бытовые отходы».

Для граждан Германии сортировка отходов – это автоматизм, как отметила Дорина: «От разноцветных контейнеров в каждом дворе до ящиков для пожертвований на тротуарах – для каждого предмета есть свой путь. Ничего не выбрасывается просто так».

Существуют контейнеры разных цветов для каждого типа мусора: пластик, бумага и картон, биоотходы, стекло, разделенное по цветам, бытовые отходы, объемные и электронные вещи.

Каждому виду отходов соответствует свой день сбора, а за несоблюдение правил могут назначить крупные штрафы. «Если не кладешь био в био, или, элементарно, пластик в пластик, немцы об этом заявляют. И все знают, что штрафы очень большие. Это всех дисциплинирует», – объяснила Дорина.

Металлические контейнеры для одежды и обуви, ящики для пожертвований игрушек и книг, центры приема электроники – все доступно.

«Очень популярны группы, где люди делятся вещами, даже лекарствами. Здесь постоянно учат продлевать жизнь предметов. Есть ящики для пожертвований, для бесплатного обмена. Они на улицах, в детских садах, в школах, и в них одежда, игрушки, книги – все, что еще можно использовать. Люди просто оставляют вещи там или публикуют их в группах», – рассказала Дорина.

Существуют также специальные места, куда можно отнести ненужную мебель. «В конце недели мебель выставляют на улицу или в своего рода гаражи – приходишь, берешь, что тебе нужно, и оставляешь то, что хочешь отдать. В Германии услуги квалифицированных рабочих и переездов стоят дорого, и иногда перевозка мебели обходится дороже, чем покупка новой. Поэтому немцы предпочитают делиться», – подчеркнула Дорина.

Экологическое воспитание

В Германии экологическое воспитание – не просто теоретический урок, а неотъемлемая часть обязательного образования. «Немцев приучают к этому с детского сада, и для них это норма. Меня удивила неформальная форма обучения, например, через театр. Они показывают цикл жизни воды, что происходит с землей, или почему важно сдавать лекарства на переработку или утилизацию», – рассказала Дорина.

В детских садах раз в месяц проводят день, когда все дети приходят с велосипедами и участвуют в организованных заездах. Так они учатся устойчивой мобильности и осознают, как сократить углеродный след.

«Мой сын, ученик четвертого класса, должен сдать экзамен по вождению велосипеда и получить водительское удостоверение. Дети очень гордятся этим – это символ ответственности за экологию и безопасность», – отметила гражданская активистка.

У каждого учреждения есть своя часть городского огорода, где дети сажают, ухаживают за овощами и ягодами, а затем употребляют то, что вырастили. Так они на практике учатся понимать цикл жизни.

В школе экологическое образование продолжается естественным образом: сортировка отходов, осознанное потребление и переработка «гармонично вплетены во все предметы». Например, дети приносят многоразовые бутылки и наполняют их водой из автоматов, работающих на солнечной энергии.

«Нет границы между дисциплиной и обязанностью, что ты должен вынести мусор. Эти жизненные нормы так гармонично вплетены в образование, что ты уже не задумываешься, нужно ли сортировать и перерабатывать, ты просто потребляешь осознанно. Все происходит естественно», – подчеркнула экоактивистка.

Страна правил и штрафов

«Германия – это в целом страна правил и штрафов», – сказала Дорина. Каждое домохозяйство подписывает отдельный договор, включающий обязательства по сортировке мусора, экономии воды и электроэнергии. Штрафы за нарушение этих правил могут составлять от десятков до сотен евро.

Показательный пример – система залога за упаковку: за каждую пластиковую или многоразовую бутылку покупатель платит залог 25 центов, который автоматически возвращается при сдаче бутылки. «Наши дети знают, что мы покупаем только те бутылки, которые на 100% перерабатываются. Они радуются, когда контейнер дома заполняется, берут сумку с бутылками, идут в магазин и получают за них деньги», – рассказала Дорина. Она считает, что таким образом переработка также становится первым уроком финансовой грамотности для детей.

Уровень возврата ПЭТ-упаковки (тип пластика, используемый в упаковке, особенно в пищевой промышленности, прим. ред.) и бутылок в Германии является одним из самых высоких в мире. По данным Министерства охраны окружающей среды Германии, более 98% ПЭТ-упаковки и одноразовых бутылок, а также около 85-90% многоразовых упаковок возвращаются гражданами благодаря национальной системе залога Pfandsystem. Согласно заявлению правительства, Республика Молдова внедрит систему залога и возврата упаковки для ее переработки в 2027 году.

Приложения против расточительства

Одной из самых инновационных частей немецкой системы является использование цифровых решений. Приложения вроде «Too Good To Go» или «Foodsharing» соединяют магазины, рестораны и пекарни с гражданами, желающими избежать выбрасывания продуктов. «Есть очень много приложений против траты продуктов. Например, пекарни выкладывают с 16:00 до 20:00 оставшийся хлеб – его отдают бесплатно, лишь бы не выбрасывать. Многие продукты продаются за символическую цену», – объяснила активистка. Она добавила, что информация геолокализована: «Я могу открыть приложение и увидеть, что происходит именно в том районе, где я нахожусь». Так, будь то еда, мебель, одежда или бытовые предметы – все получает еще один шанс до того, как станет мусором.

«Даже при том, что система переработки здесь отлично развита, они стараются предотвратить образование отходов. Здесь действует философия: мусор одного – сокровище другого. Такие приложения очень популярны: информация постоянно обновляется, и ими удобно пользоваться», – подчеркнула Дорина Кукоарэ-Сорокин.

Философия Zero Waste

В Германии даже на языковом уровне избегают слова «мусор». «Немцы вообще не говорят „мусор”, а что-то вроде „ресурс” или „подлежащее переработке”. Психологически они даже не воспринимают отходы как мусор», – отметила Дорина. Она пояснила, что философия Zero Waste (без отходов, прим. ред.) широко распространена и поддерживается на уровне местных сообществ, школ и муниципалитетов.

Повторное использование, ремонт, переработка – все это поощряется. Существуют «библиотеки» инструментов или кухонной утвари, где можно взять вещи напрокат, не покупая их.

Также остатки от столярных, швейных или строительных мастерских бесплатно передаются образовательным центрам и попадают в руки детей, которые превращают их в арт-объекты, игрушки или полезные предметы. Так дети учатся не только ремеслам, но и повторному использованию и осознанному потреблению.

«В Германии каждый аспект жизни связан с рациональным потреблением ресурсов Земли», – заключила экоактивистка Дорина Кукоарэ-Сорокин.

Зеленая мобильность и устойчивые города

В Германии устойчивое развитие не ограничивается сортировкой отходов. Оно охватывает каждый аспект городской жизни: от строительства до транспорта, от архитектуры до повседневных привычек.

Строительные компании обязаны по закону устанавливать солнечные панели, а зеленые крыши – скорее норма, чем исключение.

«Новые квартирные дома строятся с солнечными панелями, зелеными крышами и окнами, ориентированными так, чтобы максимально использовать солнечный свет. В этом году мы даже не включали отопление в квартире – настолько хорошо продумана теплоизоляция», – рассказала Дорина Кукоарэ-Сорокин.

Транспорт – еще одна ключевая сфера, подчеркнула активистка: «В Берлине шесть видов общественного транспорта. Электросамокаты, электровелосипеды, каршеринг (машины напрокат, прим. Ред.) – все интегрировано в цифровом виде. Ты прикладываешь карту, пользуешься столько, сколько нужно, и оставляешь транспорт на следующей станции. Есть огромное количество альтернатив, лишь бы не ездить на своей машине».

Кроме того, широко поддерживается политика удаленной работы. Это снижает загруженность дорог, стресс и выбросы CO₂.

«Здесь не просто поощряется альтернативный транспорт и пешие прогулки, но и создана вся инфраструктура: маршруты для пешеходов и велосипедистов отлично размечены. Это становится настоящим полезным хобби», – подчеркнула наша собеседница.

«Я вижу в Берлине контраст между мегаполисом и маленькими оазисами покоя: можно встретить в парке стадо овец или коз. Очень много мини-ферм, где дети взаимодействуют с животными, кормят их и ухаживают за ними. Поощряется волонтерство. Все это помогает осознать цикличность жизни вещей и своего потребления. От образа жизни до гражданского поведения – все продумано и реализовано очень тщательно», – заключила Дорина Кукоарэ-Сорокин.

Модная устойчивость и осознанное потребление

Для немецких детей экология – это не скучный урок, а приключение. Велопрогулки вознаграждаются «водительскими правами на два колеса», работа с переработанными материалами становится прикладным искусством, а обменные ярмарки – формой общения. «Проводится много районных мероприятий – ярмарки с выпечкой, одеждой, предметами для обмена. Повторное использование поощряется во всех формах. Все построено вокруг идеи продления жизни вещей, а не бездумного потребления», – рассказала Дорина Кукоарэ-Сорокин.

Недавнее исследование показало, что экологический след товара влияет на решение о покупке у 65% немецких потребителей.

«В Германии био-этикетки – действительно био. Существует множество приложений, которые помогают выбрать качественный продукт. Перед покупкой можно отсканировать этикетку, и приложение покажет, насколько продукт био и откуда он. Если ингредиента нет в системе, ты можешь заявить о производителе», – отметила активистка.

Республика Молдова – между вдохновением и инициативой

Дорина Кукоарэ-Сорокин считает, что перемены в Республике Молдова должны начинаться с каждого гражданина – через ежедневные действия и здоровые привычки: «Я начала именно так – с воспитания в своей семье. Потом нашла людей, с которыми у меня есть внутренний отклик. Так и появилась инициатива Green Up Mom. В Молдове мне было сложно найти финансирование или организации, чтобы запускать более масштабные проекты».

Гражданская и экологическая активистка добавила, что в Молдове происходят положительные изменения: появляются законы о системе залога за упаковку, развиваются проекты социального предпринимательства, школы внедряют раздельный сбор мусора. Но, по ее словам, в основе поколения с осознанным потреблением должно лежать экологическое образование.

«В семьях ситуация разная, но в детском саду, в школе, изо дня в день, капля за каплей, можно достичь перемен», – подвела итог Дорина Кукоарэ-Сорокин.

Германия – это не просто страна правил и переработки отходов. Это пример общества, где экологическое воспитание интегрировано в повседневную культуру, экономику, инфраструктуру и заботу о сообществе. А молдавская диаспора, благодаря таким людям, как Дорина Кукоарэ-Сорокин, становится каналом передачи, адаптации и распространения этих успешных практик в нашей стране.