Principală  —  Важное   —   Италия и насилие в отношении…

Италия и насилие в отношении женщин: от «миграции» насилия до боли, выраженной на родном языке

Ежедневно, по крайней мере, одна из трех женщин в Республике Молдова подвергается той или иной форме насилия со стороны партнера или члена семьи, причем самым опасным местом в этом случае является дом. Эта драматическая реальность сохраняется не только в Республике Молдова: насилие в отношении женщин является одним из наиболее систематических и частых нарушений прав человека во всем мире.

Например, Италия имеет схожую с Молдовой статистику по насилию в отношении женщин, несмотря на то, что в стране действует передовое законодательство и развита инфраструктура защиты.

Опыт этого европейского государства на пути предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин ценен не только потому, что в Италии проживает самая большая община женщин из молдавской диаспоры, насчитывающая более ста тысяч человек, но и потому, что женщины из Республики Молдова входят в число основных жертв насилия среди иммигрантов.

О передовом опыте и недостатках борьбы с этим злом в Италии, а также о необходимости поддержки на родном языке узнаем от двух волонтеров Красной линии из Италии – социальной службы, предоставляющей психологические консультации и юридическую помощь румыноязычным женщинам-иммигранткам, ставшим жертвами насилия.

О насилии на родном языке

Светлана Жереги живет в Италии уже 20 лет. Когда она стала адвокатом, к ней все чаще стали обращаться женщины за консультацией по вопросам домашнего насилия. Она поняла, что проблема заключается в незнании женщинами-иммигрантками своих прав.

Поэтому в январе 2024 года она открыла в Милане Красную линию – службу, которая оказывает юридическую и психологическую поддержку всем румыноязычным женщинам, живущим в Италии и сталкивающимся с любой формой насилия.

«За первый год работы в службу обратилось около 20 женщин. В большинстве случаев речь шла о психологическом и экономическом насилии, потому что физическое насилие сложнее скрыть и оно более сурово наказывается, а эмоциональное насилие остается незаметным и глубоко разрушительным», – объясняет адвокат Светлана Жереги, координатор проекта, в рамках которого в настоящее время работают шесть волонтеров, в том числе два психолога.

Несмотря на то, что в Италии существует множество центров и организаций, которые помогают женщинам, пострадавшим от насилия, Светлана Жереги говорит, что женщины имеют потребность говорить о своей боли на родном языке: «Говорить и плакать перед психологом на родном языке, который знает о вашем происхождении, культуру страны, менталитет и проблемы иммигрантов в Италии, помогает женщинам чувствовать себя более защищенными, более понятыми».

На звонки по телефону доверия (+393518217270) отвечает дежурный, после чего команда обсуждает случай и разрабатывает план действий. Светлана Жереги объясняет женщинам их законные права и действия, которые они должны предпринять, рассказывает, в какие учреждения они могут обращаться и какую поддержку они могут получить в Италии в их ситуации, а команда психологов предлагает консультации.

Насилие «мигрирует» вместе с молдаванами

«Были случаи физического насилия. К сожалению, нам не удалось убедить жертву пойти и сообщить об этом. Женщины напуганы, они не знают законы, не знают, какие шаги предпринять. Они боятся, что у них отберут детей и выгонят из дома. Мы объясняем им, что итальянское государство защищает таких женщин», – сказала адвокат, добавив, что причиной того, что многие женщины не сообщают о своих агрессорах, даже если получают четкую юридическую информацию, является культура молчания, стыд и терпимость к насилию.

Именно поэтому, говорит Светлана Жереги, важным направлением работы «Красной линии» являются информационные кампании о защите и правах женщин в Италии, мероприятия, которые помогают женщинам выражать свои эмоции, делиться личным опытом и находить взаимную поддержку.

«Статистика показывает, что большинство случаев насилия, зафиксированных в Италии, происходит в смешанных семьях или семьях иностранного происхождения», – говорит Светлана Жереги. Она утверждает, что насилие «мигрировало» вместе с миграцией граждан, поэтому для снижения рисков крайне важны специализированные центры, услуги на родном языке и профилактическое воспитание.

Адвокат Светлана Жереги считает, что в Италии есть передовое законодательство, но оно плохо внедряется; развитая инфраструктура, но эмоционально недоступная для женщин-мигрантов; хорошо финансируемые центры, но недостаточная профилактика. Именно поэтому, по ее мнению, залогом успеха для существующих мер по значительному сокращению случаев насилия является эффективное сотрудничество между всеми сторонами, вовлеченными в дела, связанными с насилием.

«В школе, где учится моя дочь, я никогда не слышала, например, о специальном уроке по предотвращению насилия. Хотя я считаю, что эту тему нужно обсуждать с подросткового возраста», – говорит Светлана Жереги.

По ее словам, как и в Республике Молдова, в Италии также есть над чем поработать в плане вмешательства в случаи эмоционального и экономического насилия, поскольку доказать его гораздо сложнее, чем физическое насилие.

Человечность

С другой стороны, волонтер «Красной линии» Виорика Мереуцэ, предоставляющая психологические консультации, считает, что в Республике Молдова есть хорошие практики, которые можно перенять.

Например, в университетах Италии готовят профессиональных педагогов по здоровому образу жизни – междисциплинарных специалистов, которые разрабатывают индивидуальные планы поддержки для людей, оказавшихся в трудной ситуации: жертв насилия, людей с ограниченными возможностями, психическими расстройствами или зависимостями. Они работают в мультидисциплинарных командах, вместе с психологами, психиатрами, социальными работниками, врачами и преподавательским составом. Таким образом, они обеспечивают реальное сотрудничество между социальными службами, системой здравоохранения и системой правосудия.

Виорика Мереуцэ, в настоящее время студентка Медико-хирургического факультета Пармского университета, станет таким специалистом.

«Каждый человек, каждый случай рассматривается сквозь призму человечности. Он не подвергается дискриминации по признаку национальности или социального статуса. Государство относится ко всем людям одинаково, а к отдельным случаям – многомерно. Когда происходит случай насилия, составляется план вмешательства, и несколько специалистов вместе работают над решением проблемы – вплоть до достижения автономии женщины и реабилитации агрессора, потому что статистика наказаний не отражает решения проблем», – объясняет Виорика Мереуцэ, пояснив: «Жертву насилия помещают в центр, находящийся под надзором властей, адрес которого является конфиденциальным, и оказывают ей финансовую поддержку, пока она не становится независимой. Существует и другой тип вмешательства, направленный на агрессора. В одном известном мне случае муж сидит в тюрьме за домашнее насилие, но продолжает помогать своей семье: днем он работает в ресторане, а вечером возвращается в тюрьму. Поэтому для этих людей также разрабатываются планы реабилитации, чтобы предотвратить рецидив и разорвать порочный круг насилия».

Адвокат Светлана Жереги также считает, что центры по борьбе с насилием являются хорошим примером для Молдовы, поскольку они предлагают не только временное убежище, но и всю необходимую поддержку для полной интеграции жертвы в общество.

«Мне рассказывали, что женщины из Молдовы размещались в таких центрах, но вскоре после размещения покидали их, вероятно, потому что не чувствовали полного понимания. А теперь они просят нас, итальянскую «Красную линию», о помощи румыноязычного психолога, чтобы мы могли вмешаться, когда к нам обращается женщина из Молдовы или Румынии. Значит, существует проблема: наши женщины не чувствуют себя понятыми в итальянских центрах, потому что они не могут выразить травму на своем родном языке. Очень важно, чтобы их консультировал человек, знающий их культуру», – говорит адвокат Светлана Жереги.

Виорика Мереуцэ, в свою очередь, подчеркивает, что, помимо законов и цифр, как для Молдовы, так и для Италии важны сочувствие и необходимость изменения менталитета.

В Италии существует хорошо развитая система центров по борьбе с насилием, специализированные службы в больницах и аптеках, приложение для сообщений и многоязычная горячая линия.