Principală  —  Важное   —   Достойная старость – основа благополучия…

Достойная старость – основа благополучия датского общества

Алина Рачила, социальный и медицинский работник в Дании

Обеспечение достойной старости и ухода за пожилыми людьми является краеугольным камнем благополучия датского общества. В Дании, которая является членом ЕС с 1973 года, на государственном уровне существует политика достоинства в отношении ухода за пожилыми людьми: министерство по делам пожилых людей, широкий спектр бесплатных социальных и медицинских услуг, одна из лучших пенсионных систем в мире и убеждение, что каждый человек ценен.

Одной из форм заботы государства о пожилых является уход на дому. О том, как работает эта система, рассказала уроженка Молдовы Алина Рачила, которая живет на юге Дании уже 11 лет и в 2024 году стала социальным и медицинским работником.

Законодательная база, ценности и стандарты качества ухода за пожилыми людьми регулируются министерством, но у каждой из 98 коммун Дании есть своя политика достоинства, и коммуны непосредственно отвечают за обеспечение пожилых людей личной и практической помощью, а также услугами питания и реабилитации. Эти услуги являются бесплатными и предоставляются социальными и медицинскими работниками на дому или в центрах ухода.

«Министерство считает приоритетами качество жизни, самоопределение, непрерывность ухода, питание, достойный уход из жизни, семью и борьбу с одиночеством», – объяснила Алина Рачила.

В Дании (население которой составляет 5,9 миллиона человек) проживает более 1,1 миллиона людей старше 65 лет, и власти прогнозируют, что доля пожилых людей сильно вырастет в ближайшие годы. Из них более 167 тысяч человек либо живут в домах престарелых, либо получают помощь на дому, а в секторе ухода за пожилыми людьми работают около 74 тысяч сотрудников. Средняя продолжительность жизни в Дании составляет 81,9 года.

Государство предлагает помощь

Алина Рачила объяснила, что любой гражданин Дании, достигший пенсионного возраста, может подать заявление в мэрию на получение помощи на дому, если он больше не может справляться самостоятельно или у него есть проблемы со здоровьем. Заявление рассматривается советом, и решение принимается в зависимости от потребностей человека.

«У меня есть 91-летний подопечный, который испытывает трудности с личной гигиеной и нуждается в визите раз в неделю. Раз в две недели кто-то приходит, чтобы убраться у него дома. Раз в неделю ему доставляют готовую еду, которую нужно только разогреть. У него есть стиральная и сушильная машины. Он живет один и справляется. Также у меня есть пожилая пара – женщине 85 лет, и они живут вместе с мужем. Я посещаю их раз в день утром, чтобы помочь с гигиеной и приемом лекарств. Это все», – рассказала Алина Рачила. Она уточнила, что получателями помощи могут быть и более молодые люди с хроническими физическими или психическими заболеваниями.

Бывают случаи, когда пожилые люди не запрашивают помощь, и тогда представители мэрии наносят профилактические визиты некоторым категориям граждан, например, людям старше 70 лет, которые живут одни, или людям в возрасте от 65 до 81 года, которые находятся в группе риска из-за проблем с физическим или психическим здоровьем.

«Есть и те, кто отказывается от помощи. В таких случаях представители мэрии приходят, чтобы убедиться, что цветы не завяли, кошка не умерла от голода, мусор не скапливается в углу, одежда постирана, а в холодильнике есть еда. Цель – не наказать человека, а помочь ему», – подчеркнула Алина Рачила. Она добавила, что такие визиты способствуют повышению безопасности, благополучия и здоровья граждан, так как предоставляют консультации и рекомендации по занятиям для пожилых людей и вариантам поддержки, доступным в коммунах.

Пациенты на дому

Алина Рачила рассказала, что медицинские услуги в Дании дорогие, и пребывание в больнице обходится государству недешево. Поэтому, когда пациент больше не находится в критическом состоянии и не нуждается в постоянном наблюдении врачей, его переводят в реабилитационный центр или отправляют домой, где он может получать медицинские услуги и уход.

«Дома пациентов посещают и контролируют различные специалисты – социальные и медицинские работники, физиотерапевты. Если социальный работник может помочь человеку поесть, принять ванну, вынести мусор, убрать в доме, одеться и раздеться, пересесть с кровати на стул или инвалидное кресло, то зачем это делать в больнице?» – отметила Алина Рачила.

Система 24/7

В каждой коммуне есть центр и команды, оказывающие услуги на дому круглосуточно. Эти команды состоят из трех категорий сотрудников: неквалифицированные работники, помощники и социальные и медицинские работники, такие как Алина Рачила, которая получила образование на датском языке в области социальной и медицинской помощи.

Самые частые визиты проводятся у пациентов, получающих паллиативный уход, поскольку их состояние нужно оценивать каждые два-три часа днем и ночью.

Алина Рачила подчеркнула, что каждая коммуна также располагает складом медицинского оборудования и устройств, таких как электрические кровати, подъемники или инвалидные коляски. Эти средства могут быть запрошены социальными работниками после обоснования необходимости и доказательства, что более доступные и дешевые решения неэффективны.

В зависимости от финансовых возможностей коммун создаются специализированные команды для оказания помощи определенным категориям бенефициаров, например, пациентам, нуждающимся в паллиативной помощи или страдающим деменцией.

«Система цифровизирована. Мы приходим на работу в 8:00 и уже видим на компьютере список всех людей, которые получают помощь ежедневно или только что вошли в систему. У нас также есть список задач для каждого бенефициара. Почти каждый день я общаюсь с медицинскими работниками, физиотерапевтами и разными врачами. Если возникает экстренная ситуация, мы связываемся по телефону, если нет – через официальную электронную почту. У нас есть доступ ко всей необходимой информации о том, как выполнять как медицинские процедуры, так и самые простые действия: уход за телом, питание, купание. Мы тщательно записываем все, что делаем. Например, у меня есть список задач, которые я должна выполнить, и я подробно описываю все отклонения от установленного плана. Более того, мы записываем медицинские процедуры в цифровом формате: были ли выданы лекарства, были ли они приняты правильно или с задержкой, измерялся ли уровень глюкозы в крови и как вводился инсулин, возникли ли побочные реакции или изменилось ли состояние пациента. Мне неоднократно приходилось вызывать экстренную медицинскую помощь и совместно принимать решения», – объяснила Алина Рачила.

Она добавила, что все данные вносятся в цифровой журнал пациента, который хорошо защищен и доступен специалистам коммуны. Эти данные помогают рассчитать время и количество визитов, необходимых каждому бенефициару.

Реформа пожилых людей

В конце 2024 года в Дании была принята реформа пожилых людей, которая кардинально меняет способ организации и предоставления ухода за ними. Реформа должна быть полностью реализована к 2027 году и предусматривает, среди прочего, большую свободу на местном уровне, ликвидацию домов престарелых и создание местных домов ухода, возможность для граждан выбирать поставщика услуг по уходу и создание постоянных команд, которые будут обслуживать одного и того же бенефициара.

«Так как число пожилых людей велико и продолжает расти, Дания стремится к тому, чтобы в дом каждого человека приходило как можно меньше людей и всегда одни и те же. Коммуна, в которой я работаю, стала одной из первых, кто уже с прошлого года решил перейти на небольшие команды. Сейчас у нас три команды на одном участке: мы посещаем граждан, проживающих в непосредственной близости от центра на расстоянии 1-2 километров или в близлежащих селах. Сейчас я работаю рядом с центром, и в моей команде пять человек. Каждый из нас совершает от 10 до 20 визитов в день», – рассказала Алина Рачила. Она считает, что вся эта система является результатом датского менталитета и культуры, где каждый человек ценен.

В 2024 году Алина Рачила была назначена членом руководящего совета Профсоюза работников социальной и медицинской сферы юга страны. Осенью этого года она баллотируется в местный совет коммуны Тённер, где проживает вместе с семьей, а также в совет коммуны региона Южная Дания.